Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Новое в подготовке кадров для инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга


НЕ ТОЛЬКО ДИПЛОМ, НО И АТТЕСТАТ СО СВИДЕТЕЛЬСТВОМ


10 февраля 2002 г. вступил в действие новый федеральный Закон №128-ФЗ


«О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым было отменено лицензирование многих видов деятельности. В продолжение этого Закона появились Постановление № 174 от 21.03.2002 «О лицензировании отдельных видов деятельности в области проектирования и строительства» и Приказ Госстроя России № 88 от 24.05.2002 «Об организации деятельности по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и профессиональной аттестации кадров». Основной принцип этой реформы: преодоление разночтений в правилах лицензирования и контроля строительных организаций в отдельных регионах РФ и создание единой федеральной системы требований и критериев их оценки.


Особое внимание уделено уровню образования и квалификации тех людей, от которых в первую очередь зависит соблюдение строительных нормативов, а также качество и безопасность работы строительной организации — руководителей и инженерных работников. Теперь при лицензировании фирма обязана не только представить специалистов на заявленные виды работ, но и подтвердить их квалификацию соответствующими документами. К ним относятся дипломы о высшем или среднем специальном образовании, сведения о стаже работы, а также Квалификационный аттестат Государственной академии повышении квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России, Свидетельство о повышении квалификации установленного Минвузом России образца. В перечень документов, подтверждающих квалификацию работников строительных специальностей, не входят аттестаты организаций, не располагающих аккредитацией Академии Госстроя России.


Отсутствие специалистов, имеющих соответствующие дипломы, сертификаты и аттестаты, является нарушением соблюдения лицензионных требований и условий и может явиться причиной приостановления действия лицензии. Поэтому в интересах руководителей строительных организаций — заранее распланировать прохождение курса повышения квалификации ее сотрудниками.


Таким образом, в 2003 г. компетентность каждого специалиста подтверждается тремя документами государственного образца: дипломом, Квалификационным аттестатом, Свидетельством о повышении квалификации. Речь идет, по сути, о возвращении к прежней проверенной временем системе, обеспечивавшей ранее профессиональную подготовку, качество работы и темпы строительства.


Важно подчеркнуть, что студенты, учась в СПб ГАСУ, имеют право получать и второе высшее образование по другой специальности. Такая практика существует практически во всех университетах мира. Появляется нужда и в новых профессиях. Так, еще пару лет назад не было специалистов по логистике. Сегодня они востребованы. Это работники, прекрасно знающие современные информационные технологии, финансовые технологии, материальные потоки. Появился новый курс по логистике с учетом жилищного строительства.


В Петербурге сохранились все государственные вузы (около 40) и родилась масса коммерческих (примерно 60). Ежегодно они выпускают около 100 тыс. специалистов.


ОПЫТ ГАСУ


В конце июня в Санкт-Петербургском Государственном архитектурно-строительном университете состоялось торжественное заседание ученого совета, посвященное выпуску студентов. Из 908 выпускников 113 человек получили дипломы с отличием. ГАСУ, который в прошлом году отметил свое 170-летие, на протяжении долгого времени остается одним из самых востребованных вузов. Нынешний год называют рекордным по количеству поступающих. Уже сейчас конкурс на самое популярное направление — «Экономика и управление» — составляет до 5 абитуриентов на место. В университете ежегодно обучается 6 тыс. студентов, что в два раза меньше, чем до перестройки. Помимо ГАСУ, строителей с высшим образованием готовят в университетах путей сообщения, политехническом, водного транспорта и других. Тем не менее 80% специалистов выходят именно из стен ГАСУ.


«Что такое хороший специалист? — задается вопросом ректор, д. э. н., профессор Юрий Панибратов, и тут же отвечает, — это человек, у которого весь набор инженерных знаний, навыки работы с компьютером, знание языка, лучше двух... За такими кадрами к нам обращаются. Но потребность в высококвалифицированных рабочих — бетонщиках, арматурщиках, каменщиках — ничуть не меньше. Раньше вопрос с этими кадрами решался за счет импорта рабочей силы. Молодых людей обучали, обеспечивали жильем и работой. Сейчас система разрушена, и подавляющее большинство рабочих на строительных площадках — низкоквалифицированные нелегалы».


В ГАСУ разрабатывают идею университстского комплекса — системы, объединяющей профильные лицеи и ПТУ на базе университета. По словам Юрия Панибратова, она позволит повысить уровень преподавания и престиж этих учебных заведений.


Главная цель городской политики в области жилищного строительства — обеспечение темпов роста нового строительства, его дифференциация по качеству и местоположению в соответствии с потребностями населения, сохранение и развитие жилищного фонда путем реконструкции и капитального ремонта зданий. Задачи жилищных строительных компаний должны быть при этом подчинены приоритетам социально-экономического развития города и вытекают из главной стратегической цели, направленной на повышение качества жизни всего населения Санкт-Петербурга. Анализ инвестиционно-строительной сферы в жилищном строительстве Санкт-Петербурга показал наличие проблем, требующих своего научного разрешения силами энергичных выпускников наших вузов.


Быстрее всех трудоустраиваются студенты СПб ГАСУ. К четвертому курсу 30% уже обеспечены постоянной работой. «Архитекторы могут совмещать работу и учебу, так как они не ограничены строгим графиком, их проекты идут в зачет курсовых, дипломов. Студентам других отделений сложнее, ведь если работать где-нибудь на стройке, нужно проводить там весь день», — говорит Юрий Панибратов. Выпускники не сталкиваются с проблемой отсутствия рабочих мест. В 2002 г.,


по данным департамента федеральной


государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, зарегистрировано всего 15 безработных выпускников ГАСУ. Недавно при университете был создан Центр кадрового обеспечения, призванный сориентировать студентов, еще не определившихся с работой к моменту выпуска. Центр предлагает программы второго высшего образования, проводит ярмарки вакансий для студентов и выпускников.


Примерно 75% петербургских строительных организаций возглавляют выпускники ГАСУ. Многие, работая, преподают в вузе, например, Вячеслав Заренков, руководитель «ЛенСпецСМУ». Среди выпускников университета такие известные люди, как Виктор Полищук — заместитель главного архитектора города, Александр Беглов — исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга, Александр Лобанов — первый заместитель председателя Комитета по строительству, Владимир Гольман — депутат ЗС и президент «Союзпетростроя».


НОВЫЕ СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ


1. Организация производственной практики студентов.


Сейчас отсутствует возможность получения студентами строительной рабочей профессии. Раньше это делалось во время практики в учебных центрах и комбинатах строительных организаций. При производственной практике приходится дробить группы и направлять студентов а малые организации, что малоэффективно. Желательно привлекать для прохождения практики крупные строительные холдинги.


2. Участие организаций в модернизации учебно-лабораторной базы университетов.


Вузы не имеют достаточных средств на модернизацию своей лабораторно-экспериментальной базы, что сдерживает включение в программы дисциплин новых технологий, машин, материалов и оборудования. Появляются новые образовательные технологии, но преподаватели вынуждены обходиться доской и мелом из-за отсутствия средств на модернизацию, на компьютеры и т. д.


Основными потребителями молодых специалистов являются: генподрядные организации общестроительного профиля (35%), специализированные подрядные компании (40%) и проектные структуры (25%). Причем 40% выпускников приглашаются на линейные должности на стройках и столько же проектировщиками.


В то же время анкетирование выпускников показало, что большая их часть реально оценивает свои возможности как по уровню предполагаемой зарплаты, так и по характеру будущей работы.


Вуз заинтересован в установлении постоянного, взаимовыгодного и всестороннего взаимодействия со строительными и эксплуатационными организациям.


В условиях ограниченного финансирования университет рассчитывает получить поддержку в собственном развитии. Строительные и проектные структуры, в свою очередь, заинтересованы в получении молодых специалистов. Взаимодействие, по нашему мнению, следует формировать на договорной основе.


3. Целевая подготовка выпускников на завершающей стадии обучения, направление их на предприятия инвестиционно-строительного комплекса.


В современных условиях, когда многие фирмы ведут весь комплекс работ по проектированию и непосредственному строительству, возрастает значение целевой индивидуальной подготовки студентов именно для данного предприятии. Опыт взаимодействия факультетов с производственными организациями свидетельствует о целесообразности направлений на работу будущих выпускников до защиты дипломных проектов. При этом наиболее эффективной представляется схема, когда студенты по окончании 4 курса направляются в организацию на длительную (1–2-месячную) практику и продолжают сотрудничать с работодателем на завершающей стадии обучения, включая выполнение дипломного проекта. В этом случае работодатель может оценить пригодность выпускника для последующей профессиональной деятельности, а выпускник имеет возможность ассимилироваться в условиях будущего места работы.


4. Послевузовская адаптация и аттестация молодых специалистов.


Молодые специалисты с первых дней своей трудовой деятельности нередко вместо профессиональных навыков приобретают далеко не позитивный опыт халтурщиков от строительства, где во главу угла ставится фактор сиюминутной наживы. Поэтому представляется важным создание специальных условий для работы и повышения квалификации молодого специалиста. Это можно делать с помощью процедуры аттестации через год после выпуска.


Подобные отношения в основном предусмотрены соглашением внутри строительного комплекса. В университетах уже имеется опыт установления договорных отношений с отдельными организациями, в то же время мы работаем в условиях, когда нормативно-правовая база взаимодействия вузов и предприятий недостаточна, что сдерживает развитие сотрудничества.


Одним из важных аспектов взаимодействия вузов с производственниками представляется участие последних в модернизации содержания образовательного процесса. В современных условиях изменившегося порядка хозяйствования,


появления обширного рынка строительных технологий и материалов мнение практиков о программах обучения особенно важно.


 

Универсальная теплоизоляция STYROFOAM. Новый взгляд на полимерный пол. Прочный и экономичный линолеум от отечественного производителя. Компания "ЮНИСВЕТ": свет от профессионалов. Конструкция светопрозрачного мира. Эпизод II. Состояние и основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности в России. "СТРОЙСИБ - 2004".


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2022 All Rights Reserved