Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ


— Юрий Петрович, вы являетесь одним из участников разработки энергетической стратегии страны. Каких изменений следует ожидать в ближайшем будущем?


— Совсем недавно Правительством РФ рассмотрена и одобрена энергетическая стратегия государства до 2020 г. При обсуждении стратегии многими специалистами, учеными выдвигались предложения развивать топливно-энергетический комплекс и особенно нефтяную и газовую промышленность страны таким образом, чтобы они стали локомотивом экономического и социального возрождения России. К сожалению, состояние экономики страны сегодня таково, что другим путем решать задачу возрождения России невозможно.


В стратегии рассматриваются три варианта развития ТЭК: оптимистический, умеренный и критический. При оптимистическом к 2013 г. ВВП увеличится вдвое, при умеренном — в 1,7 раза, при критическом, когда мировые цены на нефть длительное время будут держаться на уровне $18 за баррель, экономика страны будет развиваться темпами 2,5–3,0% в год. И в стратегии не предлагаются варианты развития экономики при низких ценах на нефть. Вероятно, было бы целесообразным при такой ситуации сделать упор на развитие газовой промышленности, тем более, что прогнозируется значительный рост мирового потребления газа при довольно высоких ценах. Не предусматривается в этом случае и увеличение масштабов переработки нефти и газа для производства новейших химических продуктов, что помогло бы сгладить негативные последствия для нашей экономики низких мировых цен на нефть.


Поэтому выскажу предположение, что энергетическая стратегия не нацелена на удвоение ВВП страны. А ведь других-то средств для достижения этой цели у России просто нет.


Президентом поставлена также задача по обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых и внутренних рынках. Может ли эта задача быть выполнена без участия нефтяной и газовой промышленности? Едва ли! Конкурентоспособность нашей промышленности и сельского хозяйства можно повысить главным образом за счет их коренной модернизации с использованием современных высоких технологий, а для этого требуются огромные инвестиции. По оценке специалистов, для осуществления структурной перестройки экономики в целом по стране потребуется примерно один триллион долларов. Где взять такие средства? Они могут быть получены в основном за счет развития нефтяной и газовой промышленности. То есть без масштабного развития нефтяной и газовой промышленности России не обойтись.


— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития трубопроводного транспорта в стране?


— В одобренной Правительством стратегии серьезного развития газовой промышленности пока не предусматривается, — так, по умеренному варианту, который видимо и намечается сделать рабочим, при добыче газа в 2002 г. в объеме 595 млрд. куб. м в 2010 г. прогнозируется выйти на добычу 635 млрд. куб. м, а в 2020 г. — на 682 млрд. куб. м. (Следует напомнить, что в 1990 г. в России было добыто 647 млрд. куб. м).


На мой взгляд, при доработке стратегии правительству необходимо вернуться к определению масштабов развития нефтяной и особенно газовой промышленности, предполагая, что именно эти отрасли могут и должны стать локомотивом развития экономики страны, основным средством экономического и социального возрождения России.


При любых вариантах развития ТЭК предстоит решать крупные задачи в сфере трубопроводного транспорта. Прежде всего, необходимо обеспечить надежную и безопасную работу действующих систем трубопроводов. Ведь многие трубопроводы уже отработали свой амортизационный срок. В «Транснефти», например, более 75% нефтепроводов проработали свыше 30 лет. Благодаря организации внутритрубной диагностики с использованием современных диагностических снарядов, а также разработке и реализации системы ремонтов, «Транснефти» удалось сократить количество отказов с 0,25 отказа на 1000 км трубопроводов в 1993 г. до 0,04 в 2001 г.


Пока диагностическими снарядами оценивается только коррозионное состояние трубопроводов. Для более точной оценки остаточного эксплуатационного ресурса трубопровода этого явно недостаточно. Требуется в короткие сроки создать такие снаряды, которые могли бы оценивать и напряженное состояние труб.


На мой взгляд, не следует жалеть средств на разработку и организацию производства нового типа диагностических снарядов, способных оценивать коррозионное состояние трубопроводов, напряженное состояние труб и состояние продольных и поперечных сварных соединений.


— Будет ли участвовать в предстоящей работе возглавляемый Вами Российский Союз нефтегазостроителей?


— Безусловно, будет. Российский Союз нефтегазостроителей обладает уникальным опытом сооружения трубопроводных систем жидких и газообразных углеводородов на территории бывшего Советского Союза и России.


Союз располагает обобщенным интеллектом 70 производственных, строительных и промышленных организаций, включая металлургические и трубные заводы. В состав Союза входят проектные институты, НГС-Оргпроектэкономика, научные организации Роснефтегазстроя — Интеллект-С, РНГС-Инжиниринг, Институт инвестиционного развития. В Союзе работает Проблемный научно-технический совет, создается научно-технический Центр. Союз нефтегазостроителей имеет хорошие творческие, деловые связи с академиями России и Украины, с Госстроем и Госгортехнадзором.


— По всему миру трубопроводный транспорт сегодня развивается стремительными темпами. Что предстоит сделать у нас в России?


— В ближайшей перспективе предстоит строительство ряда крупных нефте- газо- и продуктопроводов, что вызвано необходимостью создания новых экспортных направлений и организации разработки нефтяных и газовых месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке. И здесь мы стоим перед необходимостью сооружения трубопроводов нового поколения. Так например для эффективного освоения газовых месторождений Ямальского полуострова, по мнению специалистов, целесообразно строить газопроводы, рассчитанные на давление 120 атм. Это позволит сократить удельные капиталовложения на освоение газовых месторождений Ямала и значительно уменьшить затраты на транспорт газа. Новый класс нефтепроводов должен обеспечить более высокий уровень надежности и безопасности их эксплуатации. Уже сегодня необходимо иметь развернутые программы создания нового поколения трубопроводов, решения многочисленных научно-технических проблем, определения схем инвестирования новых проектов.


В свое время мне пришлось принимать активное участие в формировании концепции, разработке и реализации программ перехода на газопроводы из труб диаметром 1420 мм на давление 75 атм. вместо строившихся тогда газопроводов диаметров 1220 мм на давление 55 атм., что позволило увеличить производительность газовых магистралей в 2,5 раза. Тогда пришлось решать сложные научные и технические проблемы во многих отраслях промышленности. И все эти проблемы в течение 4–5 лет детально обсуждались в государственных органах и научно-технической общественностью.


Главным инициатором таких обсуждений выступали тогда Госплан СССР, Газпром и Миннефтегазстрой. Надеюсь, что и сейчас Газпром и Минпромнауки организуют широкое обсуждение проблем сооружения газопроводов нового поколения и определения их оптимальных параметров в зависимости от условий строительства и эксплуатации.


— Немаловажный вопрос — безопасность. Что сегодня делается в стране для обеспечения безопасности трубопроводного транспорта?


— К сожалению, за последние 10 лет практически не проводились серьезные исследования по разработке научных основ обеспечения надежности и безопасности трубопроводов. Сейчас, когда повышаются требования к трубопроводам, когда возникла настоятельная потребность сооружать трубопроводы нового поколения, крайне важно сформировать научно обоснованную целостную теорию надежности и безопасности трубопроводных систем.


Для такой работы появилась прекрасная возможность благодаря внедрению и развитию внутритрубной диагностики. Чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися возможностями, прежде всего необходимо создать диагностические снаряды нового поколения, позволяющие обеспечить комплексную оценку состояния трубопроводов. Что касается новых трубопроводов, то здесь очень важно зафиксировать состояние и положение трубопровода до начала перекачки нефти, газа или нефтепродуктов. В этих целях внутритрубную диагностику необходимо проводить сразу после завершения испытаний трубопровода. Одновременно следует зафиксировать и положение трубопровода при помощи геоинформационных систем (ГИС), использующих космические съемки, аэрофотосъемки, геодезические и геологические данные по трассе трубопровода.


В дальнейшем, систематически проводя диагностику трубопровода и с определенной периодичностью оценку его положения с использованием ГИСа, следует заносить все получаемые данные в электронный паспорт трубопровода.


Получаемая таким образом информация о коррозионном состоянии трубопроводов, о напряженном состоянии труб, состоянии сварных соединений и изменений этих показателей в зависимости от сроков и режимов эксплуатации, рельефа трассы, состояния грунтов и их коррозионной активности, марок трубной стали, а также от техногенного воздействия объектов, находящихся вблизи трубопровода, от проведенных ремонтов и других факторов, мы получим прекрасную возможность систематизировать все эти массивы информации, определить тенденции и динамику изменения показателей, характеризующих состояние трубопровода и на основе всех этих материалов создать научно обоснованную методологию определения остаточно эксплуатационного ресурса того или иного участка трубопровода, сформировать научные подходы к проектированию ремонтов действующих трубопроводов и теоретически обоснованные технические требования для проектирования, строительства и эксплуатации новых трубопроводов.


Сформированная таким образом научно-обоснованная теория надежности и безопасности трубопроводных систем позволит создавать безотказные и долговечные трубопроводы, надежно их эксплуатировать. Это тот случай, когда можно будет сказать, что нет ничего более эффективного и надежного, чем хорошая теория.


— Насколько требования, предъявляемые к трубопроводному транспорту в России, соответствуют мировым?


— Перед строителями трубопроводов ставится задача о гармонизации отечественных нормативов с зарубежными. Такой подход позволит использовать зарубежный опыт формирования нормативов и их использования при проектировании, строительстве и эксплуатации трубопроводов.


Как известно, за рубежом нормативы для трубопроводных систем и многих других объектов разрабатываются общественными научно-техническими обществами и общественными отраслевыми союзами. Всем хорошо известна, например, практика такой работы общественным институтом API. Учитывая зарубежный опыт, Госстандарт России привлек, например, Российский Союз нефтегазостроителей (РОССНГС) к разработке ряда нормативов в нефтегазовом секторе. Для выполнения этой работы будут формироваться творческие коллективы из специалистов и ученых самых различных организаций. Поскольку РОССНГС активно взаимодействует с Международной ассоциацией подрядчиков трубопроводного транспорта (ИПЛОКА) и Всемирной федерацией ассоциаций трубопроводной промышленности, соучредителем и членом которой он является, то будет естественным получить от этих организаций необходимую помощь. При решении вопросов по гармонизации наших нормативов с зарубежными мы открыты для участия в этой работе квалифицированных зарубежных специалистов.


— Насколько эффективно применяются сейчас новые технологии?


— За последнее время у нас в стране появились новые эффективные технологии, которые важно как можно шире применять при проектировании и строительстве новых трубопроводов. Например, использование наклонно-направленного бурения при сооружении подводных переходов позволит обеспечить высокую надежность и безопасность этих, пожалуй, наиболее ответственных участков трубопроводов. Уже накоплен большой опыт строительства подводных переходов из труб диаметром до 1420 мм протяженностью до 900 м. Видимо, все подводные переходы необходимо проектировать и строить только таким образом. Конечно, речь не идет о строительстве переходов в скальных породах, или в грунтах с гранитными валунами.


Думаю, что есть возможность создать технические средства, позволяющие прокладывать методом наклонно-направленного бурения трубопроводы большого диаметра протяженностью до 2 км, в этом случае все переходы через речные преграды (да и не только через речные) в нашей стране можно будет прокладывать таким способом. Большого внимания заслуживает использование тоннелей при сооружении трубопроводов в сложных горных условиях и в случаях, когда требуется обеспечить особо высокий уровень надежности и безопасности эксплуатации трубопровода. В 2002 г. ОАО «Стройтрансгаз» при сооружении газопровода Россия — Турция построено 3 тоннеля, один из них — через гору Безымянная протяженностью 2,1 км. В процессе проектирования и строительства было решено много сложных технических проблем. Приобретенный опыт строительства трубопроводов в тоннелях позволяет сделать вывод о целесообразности и возможности более широкого использования тоннельной прокладки.


Следует напомнить, что в Японии, учитывая стесненные условия, свыше половины трубопроводов прокладываются в тоннелях. В Швейцарии, с ее горными массивами, таким способом прокладывается более 20% трубопроводов. Широко используется данный метод при строительстве трубопроводов и в США.


— Как влияет на развитие отрасли наличие иностранных инвесторов?


— Развитие экономики страны у нас постоянно увязывается с возможностью привлечения зарубежных инвестиций. Это, видимо, обосновано. Но нельзя допускать, чтобы зарубежные инвесторы при сооружении объектов в России допускали дискриминацию российских подрядчиков и производителей материалов и оборудования. Так было при строительстве Каспийской трубопроводной системы (КТК). К сожалению, такая практика продолжается на Сахалинских проектах. Так, например «Сахалин Энерджи» — оператор проекта «Сахалин-2» — при объявлении условий конкурса на строительство нефтепровода и газопровода по острову Сахалин выдвинул требования российским компаниям, по которым они могут участвовать в конкурсе только в составе консорциума с иностранными компаниями при ведущей роли последних.


Что это как не откровенная дискриминация? Ведь российские нефтегазостроительные компании построили самые мощные в мире системы нефтепроводов и газопроводов из труб диаметром до 1420 мм в гораздо более сложных природно-климатических условиях, чем на острове Сахалин. Успешно строили трубопроводы во многих странах мира.


Дискриминационная стратегия «Сахалин Энерджи» так же отчетливо проявилась и при определении размера гарантии для участников конкурса. Если для иностранного участника консорциума достаточно выставить 10-процентную банковскую гарантию, то для российского — 70-процентную. Подобная система определения размера гарантий выходит за рамки общепринятых норм, действующих в практике реализации аналогичных международных проектов, и явно превосходит финансовые риски инвесторов. А предлагаемое 20% удержание из суммы оплаты счетов российского подрядчика фактически является кредитованием самого инвестора за счет Российской стороны.


Таким образом, отчетливо прослеживается нежелание инвесторов обеспечить 70% участия российских подрядчиков и производителей в реализации Сахалинских проектов, несмотря на то, что это предусмотрено соглашениями о разделе продукции (СРП).


В результате Россия не получает дополнительные рабочие места, лишается обоснованных доходов в бюджет, отечественные подрядчики отодвигаются, а большая часть иностранных инвестиций фактически вкладывается не в экономику России, а уходит зарубежным компаниям и обеспечивает их развитие.


— Какие проекты прорабатываются сегодня нефтегазостроителями?


— Самым крупным проектом, по нашему мнению, может и должно стать строительство 2 газопроводов из Пур-Тазовского газового региона Ямало-Ненецкого национального округа напрямую в направлении на Южную Корею до границы с Китаем в районе Манчжурии. Такая трасса пересечет нефтегазовые районы Красноярского края и Иркутской области и пройдет вблизи от месторождений Якутии, что позволит создать единый коридор для нефте-, газо- и продуктопроводов, дорог, ЛЭП и других объектов сопутствующей инфраструктуры. Все это сделает привлекательным для инвесторов разработку нефтяных и газовых месторождений, прилегающих к этой трассе. В конечном счете, строительство газопроводов Ямал — Китай — Корея станет мощным импульсом для развития экономики Сибири и Дальнего Востока, каким стала для этих регионов Транссибирская железнодорожная магистраль, построенная царским правительством в конце XIX в.


Так как ямальский газ в основном состоит из метана, его целесообразно использовать для начального этапа газификации Сибири и Дальнего Востока и продажи в Китай и Южную Корею. На базе газа с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, содержащего большое количество ценных химических элементов, станет возможным создание мощных газохимических предприятий по производству ценнейших химических продуктов и изделий из них для удовлетворения потребностей нашей страны и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.


— Недавно опубликовано соглашение Госстроя РФ и Союза нефтегазостроителей об осуществлении совместных мероприятий. Что Вам видится как основное достоинство данного соглашения?


— Если коротко, то это возможность слаженной работы над большими, государственными проектами, которые требуют усилий не только конкретных предприятий, корпораций, финансовых институтов, но и огромного количества специалистов различных направлений, ученых и производственников целых отраслей отечественной промышленности.


Для страны важно на новой технологической основе воссоздать обрабатывающие и перерабатывающие отрасли, обеспечить их конкурентоспособность и тем самым укрепить экономическую безопасность. Для осуществления структурной модернизации экономики потребуется на новой технологической основе развивать и гражданское технологическое машиностроение. Благодаря подобной структурной перестройке наша экономика должна стать менее подверженной мировым потрясениям, а это позволит отойти от сырьевой направленности ее развития и организации производства продукции высокой степени готовности.


— Большое спасибо Вам, Юрий Петрович, за встречу и предоставленную возможность рассказать читателям журнала о важнейших шагах, которые предстоит сделать нефтегазостроителям страны.


 

Космические технологии — нефтяной и газовой промышленности. "Эмлак" - феерия красок. Русский контур абрис: проблемы и решения. Радуга в интерьере. Концепция системы "Фаворит": новый стандарт качества. Материалы и технологии устройства мягких кровель. Мобильные станки для производства рулонной фальцевой кровли.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved