Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, И ВСЕ-ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПИТЕРСКОГО РЕСТАВРАТОРА МИХАИЛА МАТВЕЕВА


Мы, реставраторы, активно работаем в обеих столицах и посему можем непосредственно сравнить московского и петербургского заказчика. Вроде бы работа и там, и здесь одинаковая: восстановление, воссоздание, возрождение антиквариата — но…


Питерские и московские заказчики очень разные. Очень разные культуры двух городов — здесь, в Санкт-Петербурге, более западная, а там совсем другая. И это — во всем. В архитектуре домов в пригороде Петербурга и в пригороде Москвы. В том, что люди, которые имеют одинаковый достаток, занимают одинаковое положение в обществе, обустраивают свой дом по-разному… Никому не в обиду будет сказано: Москва — более купеческий город, в Питере больше вкуса. Все-таки «окно в Европу», изначальная установка на «европейскую» столицу, строительство «по образу и подобию» внесли свой неизгладимый вклад в менталитет петербуржцев. Поэтому у нас — очень разные заказы. Здесь, в северной столице, частных заказов не так много, как в Москве. В Москве у людей и денег побольше. Здесь, в основном, мы работаем с бюджетными организациями, с музеями, с президентским представительством… А в Москве это, в основном, рестораны, банки — частные заказы, хотя бюджетные тоже есть, например, музей-квартира Пушкина.


СТАРИНА: «НОВАЯ» И «СТАРАЯ»…


Принципиально различен в этих двух городах и подход к так называемой старине. Здесь у нас, в основном, частные заказчики приносят антикварные вещи, которые нуждаются в реставрации: или помыть-почистить, или утраченные элементы восполнить, воссоздать патину и т. п. В Москве же люди хотят иметь новые вещи, но чтобы они были не хуже старых. Т. е. либо они приносят свои проекты, которые им сделали архитекторы, и мы работаем по уже готовому проекту архитектора, либо мы делаем свой проект. И здесь опять налицо различие московского и питерского менталитетов. В Питере — грамотные художники, работающие «в стиле»: если идет стиль ампир, то они делают новый проект именно в стиле ампир. В Москве же скорее работа над проектом строится «по желанию»: люди вроде бы создают классический интерьер, а вешают туда то, что им нравится. Так у них в одной комнате может быть готика, во второй модерн, в третьей — элементы современной культуры.


Наверное, в Москве есть и абсолютно другие дома, но мне как-то не приходилось в них бывать.


Хотя надо отметить, что, несмотря на все различия, и там, и там приятно работать. Главным все-таки остаются человеческие отношения между заказчиками и подрядчиком — когда человек сам понимает, что хочет получить, а люди, которые делают эту вещь, знают, как сделать эту вещь была на достаточном уровне. Так, например, в одном только стиле ампир существует несколько школ чеканки, и это принципиально важно. У нас недавно был прецедент, когда иностранец покупал антикварную люстру и решил ее немного подреставрировать. Показали нам. Очень неприятно было сказать человеку, что это абсолютно новая вещь. В итоге он ее не купил. При этом, естественно, мы потеряли выгодный заказ, но имя дороже.


ЦЕРКОВЬ И РЕСТАВРАЦИЯ


В работе реставратора есть особое, очень важное направление — Церковь. В этом отношении Москве проще: там все-таки больше денег и в самом городе практически все храмы приведены в порядок. Но в Москве около семисот храмов были вообще полностью уничтожены, у нас значительно меньше. Здесь, в Питере, — непаханое поле по реставрации церквей. Те храмы, которые имеют своих постоянных спонсоров, конечно, сделаны добротно и аккуратно. Но некоторые приходы, особенно те, которые находятся далеко от центра, восстанавливаются полностью своими силами: служители и прихожане сами и красят, и чистят, и, по мере умения, реставрируют.


Сейчас некоторые бизнесмены понимают, что православной церкви нужны деньги, другим же это абсолютно не нужно. Мы, к примеру, сейчас восстанавливаем сени под икону Тихвинской Божьей Матери в Тихвинском мужском монастыре. И эти работы финансирует одно из петербургских предприятий. Или, скажем, Валаамское подворье, когда восстанавливало иконостас, нам помогали иностранные фирмы, в частности финские. Каждый вносит свой посильный вклад: кто-то помогает реально, кто-то чуть-чуть, а кто-то вообще не помогает. Я вообще не могу сказать, что современный бизнес тесно связан с какой бы то ни было религией. Иногда кажется, что у нас в России сам бизнес стал своеобразной религией — но только надеешься на одно, а получаешь абсолютно другое.


Вообще в церкви особенно бизнес не сделаешь, потому что все-таки и деньги спонсорские, и деньги, которые собирает сама церковь в виде пожертвований, — небольшие. Я не скажу, что мы работаем бесплатно, но это, разумеется, и не то, что банкиру одеть люстрами дом. Абсолютно не идет в сравнение, хотя эта работа несравненно серьезнее и важнее. Такие заказы идут у нас фактически в себестоимость. Но я считаю, что это — наш своеобразный вклад в воссоздание православной церкви в России.


 

Лесотехническая академия в едином образовательном пространстве. Незаметная, но необходимая техника. Школа делового этикета. Мы гордимся своей работой. Российская фанера для строительных и отделочных работ. Все для человека. Лучше сносить, чем санировать.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved