Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Реставрация исторических парков Петербурга


В 1933 г. в Ленинградской лесотехниче­ской академии открыли отделение городского зеленого строи­тельства, которое позднее преобразовали в факультет. Он состоял из двух кафедр: декоративного растениеводства и садово-паркового искусства и строительства. Последнюю в 1947 г. возглавила архитектор Татьяна Борисовна Дубяго.


Именно с ее именем и связаны первые работы и исследо­вания в области изучения и научной реставрации историче­ских парков в нашей стране. До революции этого направления как научной дисциплины в России не существовало.


В 1937 г. Т. Б. Дубяго были сделаны предложения по реставрации отдельных участков Екатерининского парка Царского Села, а позднее и Летнего сада, исследованию которого она посвятила свою кандидатскую диссертацию и книгу «Летний сад» (1951). В этой работе впервые сделан научный анализ развития сада как произведения искусства.


В 1939–1940 гг. архитек­торы Л. М. Тверской и Л. Д. Акопова сделали обследование части Павловского парка и разработали методику архитек­турно-пейзажного анализа.


Кроме того, к 1941 г. специалистами Отдела по охране памятников были составлены реставрационные планы парков Петергофа, Таврического и Летнего садов. Одновременно провели инвентаризацию зеленых насаждений. Эти работы прервала Великая Отечественная война.


Исследования, выполненные в 1930–1940 гг., позволи­ли сразу после окончания военных действий начать реставраци­онные работы. За пятьдесят лет деятельности по восстановле­нию пригородных дворцово-парковых ансамблей ленинград­ские (петербургские) специалисты накопили большой опыт. В проектных институтах НПО «Реставратор», «Гипротеатр», «ЛенПроект» для разработки проектной документации по реставрации исторических парков созданы ландшафтные группы и мастерские. Все задания (АРЗ) на проектирование готовили специалисты садово-паркового сектора Государствен­ной инспекции по охране памятников (ныне отдел ландшафт­ной архитектуры и гидросооружений Комитета ГИОП).


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ


По мнению старейшего петербургского специалиста в области садово-паркового искусства Н. А. Ильинской, «рестав­рация произведений садово-паркового искусства — это процесс творческий, он не сводится, за редким исключением, к букваль­ному воспроизведению композиции периода рас-


цвета. От автора требуется гораздо большее: при сохранении стилистических особенностей ансамбля в целом необходимо, как правило, считаться с последующими наслоениями... Термин «реставрация» в области ландшафтной архитектуры может быть применен, в полном смысле этого понятия, только к отдельным деталям и фрагментам». Поэтому правильнее говорить о «восстановлении», более широком термине, который включа­ет и элементы реставрации, и элементы реконструкции.


СТОРОНЫ ПРОБЛЕМЫ


Одна сторона. Все современные проблемы, связанные с реставрацией памятников садово-паркового искусства в Санкт-Петербурге, да и во всей стране, являются отражением непонимания того, что парковое искусство такое же полноправное искусство, как архитектура и живопись.


А это, в свою очередь, отражение давней борьбы государственной идеологии с космополитизмом, когда всячески замалчивалось влияние европейских идей на русское садово-парковое искусство. От этого пострадала и Т. Б. Дубяго, которую уволили в конце 1950 гг. из Лесотехнической академии (и она вскоре умерла), а факультет и специализированную кафедру, которую она возглавляла, закрыли. Исследования в 1930 гг.


Анны Петровны Мюллер, в которых она рассматривала садовое искусство как неотъемлемую часть искусства вообще, а иностранных садовых мастеров, работавших в России, в одном ряду с художниками и архитекторами, так и не опубликованы до настоящего времени, а некоторые не найдены. Секция садово-паркового дела, созданная В. Я. Курбатовым в 1920 гг. в музее города, когда тот располагался в Аничковом дворце, позднее, при вынужденном переезде музея в Петропавловскую крепость, была расформирована, а ее материалы «распылены» по разным фондам.


Другая сторона. Сады и парки, в отличие от зданий, являются живыми. Представляя собой в биологическом плане определенные раститель­ные сообщества, они развиваются по законам природы, постоянно изменяясь во времени. И, как все живое, проходят период юности, постепенно взрослея, входят в пору зрелости, которая соответствует периоду расцвета; затем начинают стареть, дряхлеют и постепенно уходят.


Задача реставратора парка, который должен быть и биологом, и дендрологом, и искусствоведом, и архитектором, а сегодня еще и экологом, сводится к необхо­димости на основе тщательнейшего анализа определить, в какой стадии находится парк, какие исторические элементы и какого периода в нем сохранились, как они дальше будут развиваться. И одновременно думать о его объемно-пространственной композиции: сочетании открытых и закрытых пространств, состоянии гидросистемы, сохранности и воз­можности реставрации или воссоздания утра­ченных деталей. При этом опыт петербургских специалистов свидетельствует о том, что не может быть единой методики реставрации, и к восстановлению каждого исторического парка необходимо подходить индивидуально и творчески.


ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


Исторические сады и парки Санкт-Петербурга — это неотъемлемая часть как российской культуры, так и мирового художественного наследия.


РАСЦВЕТ русского садово-пар­кового искусства связан с ос­нованием в 1703 г.


новой россий­ской столицы. Здесь на топких, низких берегах Финского залива одновременно с закладкой города по указам Петра Великого нача­лось строительство садов.


Необходимость реставрации исторических парков, которые, в отличие от зданий и сооружений, представляют собой живые био­логические системы и в своем развитии проходят различные этапы от взросления до старения, была определена еще в 1939–1940 гг. Вторая мировая война нанесла не­поправимый ущерб знаменитым пригородам Петербурга, которые попали в зону оккупации и были разрушены. Реставрация парков началась почти сразу после окон­чания военных действий.


За 50 лет деятельности по вос­станов-лению садово-парковых ансамблей специалисты Северной столицы накопили большой опыт. Были и удачные решения и некоторые ошибки, т. к. все дела­лось практически впервые.


Предпроектные работы опира­лись на анализ иконографическо­го материала, всестороннее обсле­дование объекта, выявление в ок­ружающей среде изменений (на­стоящих и предполагаемых), вы­яснение перспективного исполь­зования сада или парка. При раз­работке проектов за основу брались фиксационные чертежи, дан­ные ландшафтной инвентариза­ции и археологических исследова­ний, что позволяло учитывать из­менения и дополнения, произо­шедшие с ансамблем за весь пери­од его существования, тогда как авторские чертежи могли иметь разночтения с осуществленной композицией. Основой всегда было стремление к максимально­му восстановлению водных сис­тем, рельефа и микрорельефа, перспектив на архитектурные со­оружения и дальних перспектив, выходящих за пределы ансамбля, а также соотношения прежнего породного состава деревьев и ли­ственных и хвойных пород. Из примеров различного под­хода к восстановлению парков музейного значения можно на­звать следующие.


ПЕТЕРГОФ (ПЕТРОДВОРЕЦ). Ансамбль парков форми­ровался на протяжении XVIII-XIX вв. Наиболее ценной является композиция из регулярных Верхнего сада и Нижнего парка, построенная на противопоставле­нии их объемно-пространствен­ных решений. Особенность — в обилии фонтанов и каскадов, практически первых в России. Авторы восстановления ансамб­ля: архитекторы Н. А. Зазерский, П. П. Ковалевский, Г. К. Старицына, Г. В. Пионтек, В. С. Шерстнев; ландшафтные архитекторы К. Д. Агапова, Р. Ф. Контская, Т. Н. Ходакова.


Верхний сад (15 га) — пример не восстановления, а скорее вос­создания, так как за время войны сад очень сильно пострадал. В ос­нову проекта был взят фиксаци­онный аксонометрический чер­теж 1773 г. Тогда сад находился в расцвете. Поэтому сочли возмож­ным следовать чертежу почти буквально. К 1972 г. все основные работы были закончены.


Нижний парк (102 га) нераз­рывно связан с простором Финского залива; его композиция включает несколько микроансамблей. Восстановление парка про­водится по частям. К 1979 г. прак­тически завершились работы в рай­оне Марли.


В настоящее время идет реставрация Монплезирской террасы.


Район Марли (15 га) — при­мер восстановления сада с пол­ным сносом существующих дере­вьев. Такое решение приняли в связи с изменением их породного состава. Кроме того, во время вой­ны деревья были частично выруб­лены, а оставшиеся оказались расположенными случайно по отношению к исторической ком­позиции. При разработке проекта использовали фиксационный чертеж 1775 г. и более ранние чер­тежи. Особенно необходимо от­метить реставрацию Марлинского вала.


ЦАРСКОЕ СЕЛО (ПУШ­КИН). В течение XVIII–XIX вв. было построено три парка, из ко­торых наибольшую ценность представляет Екатерининский, состоящий из Старого сада и пей­зажного парка.


Старый сад (30 га) — пример восстановления сада, при котором необходимо было учитывать пост­роенные позже сооружения, а также сохранение старых деревьев. Автор проекта — ландшафтный архитектор Н. Е. Туманова. В це­лом композиции возвращен пара­дный регулярный характер сере­дины XVIII в., соответствующий архитектуре дворца и павильонов, построенных Б.-Ф. Растрелли. Для этой цели восстановили тер­расы, потерявшие четкость, кру­жевные партеры перед дворцом и конфигурацию зеркальных водо­емов. На террасе, где в XVIII в.


на­ходились огибные дороги, были сохранены 100-летние деревья.


ОРАНИЕНБАУМ (ЛОМО­НОСОВ). Ансамбль, складывав­шийся на протяжении XVIII–XIX вв., состоит из Нижнего и Верхнего парков, причем после­дний содержит районы, постро­енные в разные стилистические периоды.


Участок у Китайского дворца (5 га) — пример сохранения ком­позиции, сформированной посте­пенно. Автор восстановления — архи­тектор А. Г. Леляков. Участок был выполнен в 1760 гг. в период пе­рехода от регулярных парков к пейзажным. Его устроили не в полном соответствии с проектом А. Ринальди. Композиция просу­ществовала около десяти лет. Одной из причин ее быстрой дегра­дации явилось то, что была пре­кращена стрижка крон деревьев, так как регулярные сады уже не вызывали интереса. В 30 годы XIX в. на соседних территориях были созданы пейзажные компо­зиции. Затем, одновременно с не­которой перестройкой дворца, регулярный участок был переде­лан в пейзажный. Именно эту композицию было признано це­лесообразным сохранить.


ПАВЛОВСК. Один из пре­краснейших пейзажных дворцово-парковых ансамблей в мире, созданный в 1780–1828 гг. В нем можно выделить 8 районов, отли­чающихся друг от друга компози­ционными приемами и масштабом решения. К наиболее нетра­диционным относится район Бе­лой Березы.


Район Белой Березы (250 га) — пример восстановления крупномасштабной пейзажной композиции по возможности близко к первоначальному за­мыслу. Автор восстановления — ландшафтный архитектор Е. А. Комарова. Своеобразие этого района заключается в том, что он создан на плоском рельефе без использования архитектур­ных сооружений, скульптуры и водных поверхностей. Район построен по принципу театраль­ной декорации методом выру­бок в существующем лесу. Ком­позиция состояла из двух полян — Большой и Северной — и лес­ного пояса. Преобладали хвой­ные породы (80%), но свое на­звание район получил от оформ­ления березами центральной площадки Большой поляны.


Реставрационные работы раз­делили на два этапа. В первую очередь приступили к восстанов­лению обьемно-пространственного решения на основе планов 1825,


1858 гг. и данных аэрофо­тосъемки 1935 г. Использовался исторический метод вырубок. Вторым этапом стала работа по максимальному приближению к историческому породному соста­ву деревьев, для чего применяли подсадки и рубки формирования. Работы, начатые в 1964 г., на от­дельных участках продолжаются и поныне.


В настоящее время в истори­ческих парках большей частью решаются проблемы возрастных и экологических изменений, свя­занные как с естественным старе­нием этих живых памятников, так и с их интенсивной эксплуа­тацией, при которой они не вы­держивают все возрастающих ан­тропогенных нагрузок.


Характерными примерами та­ких объектов являются парки, оказавшиеся в городской черте.


Более десяти лет ожидал вы­деления средств на восстанови­тельные работы Таврический сад. Уникальный ансамбль, создан­ный английским садовым масте­ром В. Гоулдом, — сад, оказавшийся среди плотно застроенных в XIX в. городских кварталов, — пережил за свою историю множество небла­гоприятных этапов: интенсивное использование под спортивные и зрелищные мероприятия с уст­ройством катков на зеленых лу­гах, аттракционов и театров, кото­рые привели к значительному ухудшению его состояния. Еже­годно приходилось вырубать до сотни деревьев, усыхавших из-за сильнейших антропогенных на­грузок.


В настоящее время заканчива­ются восстановительные работы по проекту, в котором предусмот­рены уменьшение количества спортивных сооружений и рекон­струкция водной системы, что позволит улучшить водоснабже­ние и проточность прудов. Устро­ен новый дренаж газонов и дорог, реконструировано освещение, от­реставрированы самые старые в Петербурге металлические мосты и историческая ограда сада с со­хранением всех подлинных дета­лей. Многие работы проводились вручную: устройство берегоукрепления из булыжного камня по старой технологии, дренажных лотков. Впервые за многие годы проведено обследование и сана­ция всех без исключения деревь­ев сада.


Очень важные изменения про­изошли в центре Петербурга.


Александровскому саду воз­вращена первоначальная плани­ровка, выполненная в 1874 г. по проекту директора Петербургско­го Императорского ботаническо­го сада, ученого-ботаника Э. Регеля. В 1930 гг. она была уничтоже­на, чтобы участникам демонстра­ций на Дворцовой площади было удобнее завершать шествия. Уб­раны тополя, которые многие годы закрывали вид на Адмирал­тейство по оси Вознесенского пр. Таким образом, откры­лась одна из важнейших в градо­строительном и эстетическом значении городских перспектив.


Завершились работы по реставрации фонтана перед башней Адмиралтейства. Предпри­нята попытка вернуть в сад и цвет­ники по рисункам конца XIX в.


Восстановлен и лучший в го­роде партерный газон у Медного всадника.


Примерно аналогичные рабо­ты проведены на Петроградкой стороне при реставрации Александровского парка.


В целом опыт (ленинградских) петербургских реставраторов, накопленный за более чем полвека, позволяет сделать следующие выводы. В основе работы по восстановлению парков должно быть стремление к максимально полному сохранению исторической композиции, как правило, периода ее расцвета. Вместе с тем нельзя не считаться с изменениями, произошедшими как в объекте, так и в окружающей его среде, — в частности, с существованием более поздних сооружений и жизнеспособных деревьев. Кроме того, в силу разных обстоятельств иногда бывает невозможно восстановить все детали первоначальной композиции. Поэтому не может быть единой методики реставрации, и к восстановлению каждого исторического парка необходимо подходить индивидуально и творчески.


 

Продукция ОАО «Эксмаш». "ЛенСЭТ-конструкции": нет ничего невозможного. "Сэндвич" для частника. Стены ждут Пеноплэкс. «Амкодор»: весь спектр спецтехники. Универсальная гидроизоляция кровель. Новые краны марки «ИВАНОВЕЦ».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved