Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Российский рынок керамической плитки


В 2002 г. объем потребления керамической плитки в России оценивается в 89 млн. кв. м. При этом порядка 70% потребленной плитки было изготовлено на территории России, а 30% импортировано. Традиционно большую часть потребляемой плитки составляет облицовочная плитка (кафель), на которую приходится 2/3 всей потребляемой керамической плитки. Второй по значимости группой является напольная плитка, на которую приходится немногим менее 30% от всей потребляемой плитки. На долю фасадной плитки приходится порядка 5%. Более 2/3 облицовочной плитки потребляется при строительстве и ремонте объектов жилищной и социальной сферы, высока роль объектов и промышленного назначения — около 1/5 используемого объема. В жилищном секторе наблюдается увеличение спроса со стороны населения как на стеновой кафель, так и на напольную плитку, используемые при ремонте жилья. Наиболее значительное увеличение спроса происходит именно в сегменте дорогой плитки. Сектор индивидуального жилищного строительства считается наиболее динамичным и перспективным потребителем керамической плитки. При строительстве жилых домов, объектов социальной сферы и иной городской инфраструктуры потребляется порядка 60% напольной плитки. Особенно активно ее применение при внутренних отделочных работах офисов, торговых центров, объектов социальной инфраструктуры. В жилых зданиях напольная плитка используется преимущественно во вспомогательных и санитарных помещениях. Что касается потребления напольной плитки при строительстве и ремонте объектов промышленного назначения, то в этом сегменте используется лишь 21% облицовочной плитки, а доля напольной плитки составляет 35% от объемов потребления. Наиболее скромным по объемам потребления керамической плитки продолжает оставаться агропромышленный сектор. Примерно по 3% от суммарных объемов напольной и облицовочной плитки приходится на объекты агропромышленного сектора, что объясняется в первую очередь финансовыми трудностями и незначительными объемами строительства. Рассмотрим более подробно внутреннее производство и внешнеторговые операции с керамической плиткой. ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКИ Внутреннее производство керамической плитки демонстрирует значительный ежегодный прирост. С 1998 по 2002 гг. оно увеличилось 2,6 раза. Основным фактором, позволившим развернуть масштабное производство плитки, является значительное падение курса национальной валюты в 1998 г., сделавшее отечественную продукцию значительно более привлекательной в ценовом аспекте. В 2002 г. в России было произведено 61,1 млн. кв. м плитки. Лидером по объему производства традиционно является облицовочная плитка, выпуск которой составил 39,6 млн. кв. м. Второй по объемам производства является напольная плитка, выпуск которой составил в 2002 г. 19,1 млн. кв. м (см. таб. 1). Производство фасадной керамической плитки не проявляется в какой-либо выраженной тенденции, что связано со спецификой ее применения. В настоящее время практика облицовки фасадов зданий керамической плиткой недостаточно широко распространена, поскольку в большинстве случаев используется натуральный камень. Наиболее широко фасадная керамическая плитка используется крупнейшим московским застройщиком — ДСК № 1, облицовывающим дома серии П44-Т плиткой «под кирпич» и являющимся крупнейшим потребителем фасадной плитки, значительно влияя на ее производство. Производство керамической плитки, в отличие от производства других видов отделочных стройматериалов, весьма сильно концентрировано: на долю четырех крупнейших производителей в 2002 г. приходилось 43,6% общероссийского выпуска. Основные производственные мощности расположены в трех регионах России: в Московской, Орловской и Ленинградской областях, доли которых составили в 2002 г. 18,8%, 17,8% и 14,5%, соответственно. Основу отечественного производства керамической плитки составляет либо вновь созданные, либо реконструированные предприятия с производственными линиями, соответствующими высоким мировым стандартам в области производства плитки. Немалую роль в развитии предприятий сыграло и улучшение конъюнктуры финансового рынка, позволившее проводить оснащение производства с применением лизинговых схем приобретения оборудования. Высокие требования к качеству производимой продукции вынуждают предприятия использовать из отечественного сырья только глину, тогда как пигменты и красители в основном импортируются. Абсолютным лидером по производству плитки является российско-итальянское СП «Велор» (г. Орел), которое выпустило в 2002 г. 10,85 млн. кв. м плитки (см. табл. 2). За ним следуют АО «Стройфарфор» (г. Ростов) и АО «Нефрит-Керамика» (г. Никольское Ленинградской обл.), выпустившие 5,39 и 5,21 млн. кв. м, соответственно. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Россия является нетто-импортером керамической плитки, т.е. импорт плитки превосходит ее экспорт. В 2002 г. оборот внешнеторговых операций с плиткой составил $102,6 млн. при физическом объеме 21,48 млн. кв. м (см. табл. 3). Объемы импорта керамической плитки в 2001–2002 гг. росли достаточно высокими темпами. В 1996–1997 гг. импорт керамической плитки составлял 15– 17 млн. кв. м в год, в том числе глазурованной — 13–15 млн. кв. м, а неглазурованной — 2,3–2,4 млн. кв. м. После кризиса 1998 г. объемы импорта резко сократились — до 6–8 млн. кв. м вследствие резкого подорожания импортной продукции. Однако стабилизация экономической ситуации и рост спроса на более качественные импортные изделия привели к быстрому наращиванию импортных поставок. Объем импорта керамической плитки вернулся на докризисный уровень — около 15 млн. кв. м и имеет тенденцию к дальнейшему повышению. В 2002 г. объем импорта глазурованной плитки составил 13,6 млн. кв. м, а неглазурованной — немногим превысил уровень 5 млн. кв. м (см. табл. 4). Основным поставщиком неглазурованной плитки в Россию является Италия, на долю которой в 2002 г. приходилось немногим более половины от всех ее поставок (рис. 1). На второй позиции по объему импорта неглазурованной плитки в Россию находится Словакия, поставки из которой составили 810,8 тыс. кв. м (16,1%). Испания является наиболее крупным поставщиком глазурованной плитки в Россию: в 2002 г. она поставила 5,1 млн. кв. м плитки (37,4%). Поставки из Италии составили 2,22 млн. кв. м (16,4%). Основная часть поставок плитки ведется в европейскую часть России. Более половины поставок приходится на Москву, Московскую область и С-Петербург: 22,2%, 20,5% и 15,4%, соответственно. Объем экспорта керамической плитки в 2002 г. составил 2864 тыс. кв. м на сумму $9,7 млн., что на 69,4% превышает объем экспорта 2001 г. в физическом выражении и на 24,2% в стоимостном. Экспортные поставки керамической плитки составляют лишь небольшую часть производимой отечественными предприятиями продукции. В 2001 г. экспортировалось 3,5% произведенной в России керамической плитки, в 2002 г. этот показатель увеличился до 4,7%. Основными покупателями российских экспортеров являются страны СНГ (рис. 3). На долю крупнейших импортеров российской плитки — Казахстана и Украины — приходится порядка 90% объема поставок, причем на протяжении последних лет эта доля практически не меняется. Основными экспортерами глазурованной плитки являются ее непосредственные производители. В 2002 г. укрепили свои позиции ведущих экспортеров такие предприятия, как ЗАО «Велор», на долю которого пришлась практически половина всего стоимостного объема экспортируемой плитки, ЗАО «Пиастрелла», а также ОАО «Стройфарфор». Волгоградский керамический завод и Воронежский керамический завод, а также Оскольский ЭМК напротив — значительно сократили свои позиции (см. табл. 6). В отличие от глазурованной плитки, неглазурованная керамическая плитка на протяжении последних лет экспортировалась в основном торгующими предприятиями. Так, в 2001 г. наибольший объем плитки — 12% — был экспортирован Первоуральским заводом горного оборудования, не являющимся непосредственным производителем плитки, но выпускающим порошок для кислотоупорной замазки для укладки неглазурованной плитки при использовании ее в агрессивных средах. В 2002 г. ситуация несколько изменилась. В число основных экспортеров плитки вошли ее непосредственные производители: наиболее крупным экспортером являлось ЗАО «Евро-Керамика» (Псковская область, г. Печоры), на долю которого пришлось 15% от всех экспортных операций с неглазурованной плиткой (рис. 4). ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА Рост потребления плитки связан не только с расширением объемов строительства как в промышленной и социальной сферах, так и в жилищном секторе, но и с ростом доходов населения, и, как следствие, активизацией ремонтных работ. Важной составляющей развития рынка керамической плитки является увеличение ее внутреннего производства. Предприятия-лидеры отрасли ежегодно наращивают объемы производства. При наиболее оптимистичных прогнозах уровень внутреннего производства в 2005 г. может составить 80 млн. кв. м. Другой важной составляющей рынка являются импортные поставки керамической плитки. При прогнозе импортных поставок следует учитывать влияние двух противоположных тенденций. С одной стороны, присутствие импортной составляющей на российском рынке неизбежно в силу имеющегося спроса на высококачественную продукцию для отделки представительских помещений, частного жилья и объектов социальной сферы. С другой стороны — активное расширение совместных производств на основе импорта оборудования и технологий, что позволяет достичь высококачественного производства и эффективно заместить прямые импортные поставки. Нами прогнозируется сокращение в среднесрочной перспективе доли импортных поставок до 25%, при этом абсолютный объем импортных поставок возрастет до 24 млн. кв. м. Определенный рост в среднесрочной перспективе можно ожидать в экспорте керамической плитки, который к 2005 г. составит около 4 млн. кв. м. Подробную информацию о рынке керамической плитки и других видах строительных материалов можно получить в рейтинговом агентстве «Эскперт РА» на сайте www.raexpert.ru или по тел. (095) 251-1666

 

"Итальянский проект" в Эрмитаже. «Стройкорпорация «Элис»: мы не хотим останавливаться на достигнутом. По пути сотрудничества строительных союзов России и Германии. Международный строительный смотр Bauma+mining 2004. VII съезд лесопромышленников Ленинградской области. Безопасность в строительной деревообработке. Обширные перспективы местного топлива.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved