Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Российский рынок сухих строительных смесей


Исследования российского рынка сухих строительных смесей (ССС) за прошедший год показывают, что в целом он растет и развивается опережающими темпами. Опережающими - по сравнению с прочими сегментами индустрии строительно-отделочных материалов, которые прибавляют 10 - максимум 20% в год, тогда как объемы производства и потребления сухих смесей увеличиваются, в среднем по стране, на 40-50%! При этом если в Москве и Санкт-Петербурге рост объемов потребления колеблется в пределах 20-25%, то во многих регионах, которые не входят по показателям темпов экономического развития и благосостояния населения в число депрессивных, эта цифра составляет 50% и более.


Такая ситуация объясняется тем, что высококонкурентные рынки Москвы и Санкт-Петербурга в значительной степени насыщены. К тому же организации строительного комплекса этих мегаполисов стали широко использовать сухие смеси гораздо раньше, чем их коллеги в других городах России, поэтому сегодня именно региональные рынки имеют наибольший потенциал роста.


Есть два основных стимулирующих фактора роста: 1) увеличение объемов строительных и ремонтно-отделочных работ; 2) увеличение расхода материалов на единицу таких работ.


На сегодняшний день именно второй фактор оказывает определяющее влияние на рост региональных рынков ССС. Это обусловлено тем, что "потолок", к которому приблизились Москва и Санкт-Петербург, в регионах еще не достигнут и вряд ли будет достигнут в ближайшие 6-7 лет.


Все это позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать, что в течение указанного периода темпы роста российского рынка сухих смесей существенно не замедлятся. Конечно, в том случае, если не произойдет ухудшение макроэкономической ситуации. Возможно ли это? Вполне. Во-первых, в нашей стране все возможно, а во-вторых, все последние четыре года страна относительно благоденствует исключительно за счет стабильно высоких цен на нефть. Никаких сколько-нибудь серьезных изменений в структуре экономики не произошло. Россия по-прежнему живет в основном за счет сырьевых отраслей, в то время как состояние высокотехнологичной промышленности не вызывает оптимизма. Скорее, наоборот. К сожалению, постиндустриальная модель развития для современной России - по-прежнему благое пожелание, которое периодически озвучивают прогрессивные политологи и экономисты, но никак не руководство к действию.


Итак, если относительно благоприятная экономическая конъюнктура сохранится, то, по оценкам отраслевых экспертов, в 2005 г. потребление ССС в России может достигнуть 3-х млн. т.


КТО ЖЕ БУДЕТ ПОСТАВЛЯТЬ ССС НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК?


С конца 1998 г. идет весьма интенсивный процесс импортозамещения. Притом что к 2001 г. фирмы-нерезиденты восстановили докризисные объемы поставок своих ССС в Россию, рост рынка обеспечивают в основном отечественные предприятия, и на этом фоне доля импортируемых смесей постоянно снижается. В среднесрочной перспективе можно уверенно говорить о следующем: - большинством существующих предприятий будут увеличены объемы производства смесей; - в промышленно развитых регионах (особенно с большой потенциальной емкостью рынка), географически удаленных от таких центров производства сухих смесей, как Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород и Новосибирск, появятся местные производители ССС, которые будут бороться за свои локальные рынки со "столичными" производителями, вернее, с их продукцией; - наряду с появлением самостоятельных производителей следует ожидать открытия региональных заводов под известными торговыми марками. Собственно говоря, это уже свершившийся факт. Некоторые крупные производители ССС Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы минимизировать транспортные расходы по доставке сухих смесей с головных заводов, пошли по пути создания в регионах дочерних производств, своего рода российско-российских СП (франчайзинговая схема). Например, такую схему успешно реализует компания "Старатели", которая открыла региональные площадки в Сызрани и Старом Осколе. Другие фирмы (ЗАО "ПП "Крепс") тщательно отбирают партнеров в регионах и размещают заказы на выпуск своих ССС на местных предприятиях (схема внутреннего толлинга). Однако при том, что соотношение российских и импортируемых ССС меняется в пользу продукции, выпускаемой на территории РФ, в ближайшее время отечественные фирмы могут столкнуться с возрастающей экспансией со стороны известных западных компаний. Эти компании долго присматривались к России, ждали, когда рынок ССС более-менее сформируется, и теперь приходят к нам уже не со своими готовыми продуктами, а со своими современными заводами, мощным маркетингом и огромными финансовыми ресурсами. В России уже несколько лет выпускаются сухие смеси под торговыми марками Scanmix (Финляндия), Stomix (Чехия), Emfi (Франция), Terraco (Швеция), Litokol (Италия) и пр. Да, объемы производства этих ССС относительно невелики. Однако, как говаривал первый и последний президент СССР, "процесс пошел": в Россию пришли иностранные "тяжеловесы", которые вполне могут повлиять на расстановку сил на отечественном рынке ССС. Так, в июле 2003 г. концерн "Атлас", которому давно стало тесно на польском рынке, запустил в подмосковной Дубне завод производительностью 120 тыс. т в год. Объем инвестиций - около $5 млн.


В августе прошлого года в подмосковной Коломне начал работу завод компании "Хенкель-Баутехник" мощностью 100 тыс. т в год. Объем инвестиций - около 6 млн. евро.


Не так давно концерн Optirok, который выпускает продукцию под известными торговыми марками Vetonit и Serpo, обнародовал свои планы по запуску в 2005 г. своего завода в Нижегородской области.


Многие ли российские компании могут инвестировать такие суммы в развитие и модернизацию производства или же привлечь их в качестве длинных кредитов с низкой процентной ставкой? Вопрос, надо полагать, риторический…


Давайте попытаемся смоделировать возможное развитие ситуации, ведь большой и емкий российский рынок чем дальше, тем больше представляет интерес для крупнейших корпораций. Кто еще может прийти в Россию?


Например, компания Heidelberger, которая входит в тройку крупнейших мировых производителей цемента, имеет такие известные брэнды, как Maxit и M-tec. В ее составе - недавно упомянутая корпорация Optirok. Годовой оборот - порядка $2,5 млрд.


Или же компания Bostik, входящая в состав крупнейшего французского нефтяного концерна "Эльф", - она имеет 13 известных брэндов, в том числе полы "Роксол". Про обороты этого концерна вообще сложно говорить - они очень велики.


Да, пока эти гиганты не пришли на российский рынок ССС. Но если они примут такое решение, то современная картина отечественного рынка может измениться. И это может случиться гораздо раньше, чем многие думают.


Поэтому, если российские производители не будут готовы к приходу иностранных фирм или недооценят этот конкурентный фактор, некоторым из них придется сдать свои позиции, некоторым - вообще уйти с рынка. Останутся, как водится, самые сильные и способные просчитывать свои действия не на один, а хотя бы на 2-3 года вперед.


http://www.spsss.ru


 

"Моя главная цель - помочь российским и финским бизнесменам найти надежных партнеров!". Лесная промышленность уже сейчас может успешно конкурировать на международном рынке. Лесопиление круглыми пилами. "Многопилы" против пилорам. Регулирование безопасности в строительной деревообработке. Каучук или полиэтилен: три правды. Современные города из дерева - жизненная среда обитания человека.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved