Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Безопасность жизни в Санкт-Петербурге в аспекте упрочнения светопрозрачных конструкций зданий и сооружений


Задача защиты людей от последствий террористических актов, в частности, от ранений, причиняемых летящими осколками стекла и другими элементами остекления, становится чрезвычайно актуальной.


События последнего времени свидетельствуют об увеличении террористической активности в направлении организации мощных взрывов в местах массового пребывания людей.


С другой стороны, в развитии архитектуры прослеживается тенденция к возрастанию площади остекления в составе зданий и сооружений. Реалии современности остро поставили задачу необходимости упрочнения светопрозрачных ограждающих конструкций в расчете на воздействие взрывной ударной волны для обеспечения устойчивости к разбиению в случае актов вандализма, защиты от проникновения в здания через светопрозрачные конструкции.


Самый свежий пример чрезвычайной ситуации пока не установленного характера - это обрушение стеклянного купола на площади 5000 кв. м в здании детского аквацентра "Трансвааль парк" в Москве днем 14 февраля этого года, возможно, под воздействием веса снежного покрова, повлекшее многочисленные жертвы и травмы.


Мировой опыт решения этой задачи основывается на использовании закаленного и многослойного стекла, упрочняющих полимерных пленок.


Россия столкнулась с проблемой защиты людей от терроризма позже других экономически развитых стран, таких как США, Великобритания, Германия, Испания, в которых уже несколько лет существуют государственные стандарты в области безопасного остекления. Перед нами только сейчас встал вопрос о выработке концепции в области защиты от проявлений терроризма, в том числе путем создания безопасного остекления.


В нашей стране практически все остекление зданий и сооружений выполнено из обычного листового стекла, которое хорошо выполняет свою основную функцию - обеспечивает визуальный контакт между помещением и окружающим миром, но является хрупким материалом, при ударах может разрушаться и выпадать из рам крупными осколками, способными травмировать людей. Особенно опасно выпадение крупных осколков стекла с верхних этажей зданий на улицу при разрушении стекол в окнах или балконах, выпадении их из рам. Последние взрывы в общественных местах Москвы (например, в офисе Кобзона, в торговом центре на Манежной площади, в переходе на Пушкинской площади) показали, что осколками стекла может быть травмировано больше людей, чем непосредственно осколками бомбы, взрывной волной и огнем вместе взятыми.


Трагедия в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве в августе 2000 г. послужила катализатором этого процесса. В результате по распоряжению мэра Москвы была создана городская Комиссия по безопасному остеклению, возглавившая процесс создания и реализации комплексной программы, в том числе выработки требований к остеклению, а также планирования и проведения сертификационных испытаний остекления на взрывобезопасность.


Действующие в настоящее время ГОСТ 30698-2000 "Стекло закаленное. Технические условия", ГОСТ Р 51136-98 "Стекла защитные многослойные", ГОСТ 30826-2001 "Стекло многослойное строительного назначения. Технические условия" содержат требования к продукции, но практически не дают рекомендаций по ее применению в строительстве. Кроме того, установившаяся практика деления приложений на обязательные и рекомендуемые не позволяет жестко требовать применения безопасного остекления в строительстве. Применение же защитных пленок в строительстве до настоящего времени нормативно-технической документацией вообще не регламентировалось.


Такое положение в первую очередь было связано с приоритетом режима экономии в строительстве. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась: на первый план вышло требование снижения человеческих жертв и уменьшения травматизма людей от осколков стекла при террористических взрывах, природных катаклизмах, техногенных катастрофах и т. п. Это связано с тем, что при намеренных или случайных взрывах в условиях городской застройки более 80% травм происходит от разлетающихся стеклянных фрагментов.


В настоящее время на федеральном уровне идет разработка нормативной базы проектирования зданий и сооружений и, в частности, светопрозрачных конструкций с повышенной защитой от взрывов. На региональном - только в Москве завершается формирование городских строительных норм безопасного остекления с проведением исследований и натурных испытаний конструкций, которые позволяют создать систему защиты различных по степени ответственности светопрозрачных ограждений от террористических актов.


Следует подчеркнуть, что и за рубежом, и в России признана необходимость системного подхода к проблеме безопасного остекления. Такой подход подразумевает, что технические требования к безопасному остеклению должны распространяться не только на стекло как носителя потенциальной опасности, но и на все другие элементы светопрозрачных ограждающих конструкций, в частности, на устройства закрепления стекла в раме, рамы в проеме и т. д.


Системный подход подразумевает и другой аспект, а именно, необходимость учета последствий взрыва для человека, находящегося как внутри, так и снаружи здания. Ведь остекление зданий и сооружений в зависимости от их назначения может нести потенциальную угрозу как для людей снаружи (например, витрины магазинов в общественных местах), так и для людей внутри здания (офисные помещения в безлюдных местах), возможно также сочетание того и другого (жилые дома в "спальных" районах). Вот почему технические требования к взрывобезопасному остеклению должны формулироваться для защиты людей, находящихся как внутри, так и вне здания. Таким образом, проблема создания нормативной базы для безопасного остекления весьма актуальна. Подобный процесс за рубежом имеет уже многолетнюю историю, однако и там он далек от завершения.


При выборе типа безопасного остекления на объектах Санкт-Петербурга важными факторами, кроме надежности, являются экономичность, обеспечение импортозамещения основных материалов для изготовления безопасных светопрозрачных конструкций на предприятиях города, достойный внешний вид и сохранение эстетики городской среды.


Новая администрация Санкт-Петербурга рассматривает проблему обеспечения качества и безопасности жизни населения и гостей города как одну из важнейших, имеющих социально-политическое и экономическое значение с учетом необходимости сохранения туристической и инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга. Поэтому принято решение о разработке адресной программы безопасного остекления зданий и сооружений в местах массового пребывания людей в Санкт-Петербурге в рамках общей долгосрочной целевой программы совершенствования гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на 2005-2010 годы.


Комплексность программы безопасного остекления подразумевает необходимость координации действий практически всех органов системы управления городом включая муниципальные образования, ТУ административных районов, администрацию города в виде большинства отраслевых комитетов, государственные учреждения и предприятия муниципального и федерального подчинения (в чьем ведении находятся потенциальные объекты программы), Главного управления по делам ГО и ЧС, предприятий-производителей безопасных светопрозрачных конструкций и др. Анализ мест массового пребывания людей в городе, зарубежный опыт и опыт Москвы позволяют сделать вывод о том, что должно быть поэтапно защищено остекление следующих видов объектов в Санкт-Петербурге: - павильоны и сооружения оптовой и розничной торговли, продуктовые и вещевые рынки, а также аналогичные сооружения в подземных переходах, особенно в исторической (центральной) части города и иных местах массового пребывания людей в любое время суток и разной продолжительности; - наземные и внутренние сооружения метрополитена (включая торговые и иные сооружения), здания железнодорожных, речных, морских и аэровокзалов, имеющие стеклянные витрины, окна и т. п., с внутренней или внешней стороны которых образуются массовые скопления людей; - взрывоопасные объекты (АЗС, взрывоопасное производство и т. д.); - торговые центры, магазины, рестораны, кафе, бары, казино, театры, кинотеатры, спортивные залы, закрытые плавательные бассейны и т. п., в особенности, оснащенные стеклянными витринами, выходящими в места массового пребывания людей; - офисы компаний любого вида собственности (в особенности, относящиеся к отраслям возможной криминальной заинтересованности), отделения связи, почтамты, телеграфы, в особенности, расположенные в местах массового или значительного скопления людей в любое время суток и разной продолжительности; - здания детских, дошкольных учреждений, школ, гимназий, лицеев, средних и высших учебных заведений, поликлиник, больниц и т. п., совершение террористических актов рядом с которыми считается достаточно вероятным; - жилые здания и гостиницы, административные и производственные здания и сооружения, объекты культуры, расположенные на основных улицах и магистралях города.


Однако провести работы на таком большом и разнообразном по назначению количестве объектов города невозможно без подготовки соответствующей законодательной базы. Опыт развитых стран показывает, что именно законодательные акты позволяют планомерно и систематично решать эти проблемы. Такие законы приняты в Англии, Германии, Израиле, США, Чехии и др. странах. Поэтому для своевременного и эффективного введения в действие планируемых к разработке в рамках программы безопасного остекления технических требований и решений необходимо подготовить и принять закон Санкт-Петербурга, который определил бы порядок проведения, сроки и источники финансирования работ по приведению объектов города в соответствие с вновь принятыми техническими требованиями. Закон также должен устанавливать ответственность владельцев объектов, остекление которых представляет потенциальную угрозу для безопасности населения города, предусматривать порядок и механизм контроля за приведением остекления городских объектов в надлежащее состояние.


Разработка и утверждение комплекcа нормативно-правовых документов с учетом опыта Москвы позволят на единой методической и плановой основе уже с 2005 г. осуществлять работы по устройству безопасного остекления на объектах Санкт-Петербурга.


Предприятия региональной строительной подотрасли - промышленной переработки стекла и производства светопрозрачных конструкций - готовы принять активное участие в проведении НИОКР в части изыскания эффективных низкозатратных технических решений по усилению светопрозрачных конструкций с учетом самых жестких требований в условиях ограниченности бюджетного финансирования. Одновременно ведущие предприятия бизнес-сообщества приняли решение о финансировании разработки территориальной строительной нормы Санкт-Петербурга "Светопрозрачные конструкции с взрывобезопасным остеклением. Нормы проектирования и устройства" уже в 2004 г.


В нашем городе на трех предприятиях налажено производство многослойного стекла строительного назначения различного функционального использования: защитное к механическому воздействию стекло, безопасное при эксплуатации, стойкое к ударному воздействию, пулестойкое, взрывобезопасное, огнестойкое стекло, шумозащитное стекло, многослойное стекло со специальными свойствами, например, многослойное стекло повышенной прочности.


С пуском в марте этого года второй мощной печи по закаливанию стекла в Санкт-Петербурге суммарная потенциальная производительность закаленного стекла достигнет 90 000 кв. м в месяц, при этом ожидается снижение цены продукции на 20%. Таким образом, наши предприятия вполне способны собственными силами обеспечить техническую реализацию программы безопасного остекления. И только поставка самоклеящихся защитных полимерных пленок для усиления стекла осуществляется в настоящее время от зарубежных производителей вследствие сложности и высокой стоимости технологии производства.


Разработка адресной программы безопасного остекления инициирована профессиональным объединением предприятий отрасли с участием бизнес-сообщества в долевом финансировании разработки нормативно-технического обеспечения программы. При этом мы надеемся на всестороннюю поддержку ускоренного продвижения программы и понимание как законодательной, так и исполнительной власти Санкт-Петербурга.


 

«Амира».Современные технологии уличного освещения. Ангел отреставрирован. Гарантия – 50 лет!. О качестве сухих строительных смесей. BAUTECHNIK Thomsit - профессиональные материалы для укладки напольных покрытий. Перспективы развития ипотеки. Современные окна. Об организации деловых банкетов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved