Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


ЗАО "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ": качество как стиль жизни. Беседа с координатором большой работы


Сегодня сертификация системы качества переживает, пожалуй, лучшие времена - но не потому, что российские компании стройными рядами маршируют за сертификатами, а как раз в силу противоположной причины. Конкуренция, существующая на рынке "корпоративного престижа", позволила международному сертификату сохранить чистоту и привлекательность в мутной воде набирающей оборотов и амбиций экономике России. А те, кто нуждается в красивой настенной бумаге для офиса, могут приобрести ее по сходной цене. Сертификат системы качества согласно стандартам ISO - удел тех, кто нуждается не в бумаге, а в качестве, корректном выстраивании бизнес-процессов и оптимизации системы управления. О том, что дает российской компании система сертификации качества, какие трудности приходится преодолевать для ее действенной работы, рассказывает директор по качеству ЗАО "Трест Коксохиммонтаж" Д. Л. САПОЖНИКОВ.


- Дмитрий Леонидович, при неоднократных встречах с руководством и сотрудниками Треста, меня не покидало чувство, что в отличие от наград, сертификат ISO - не только почет, но в первую очередь обязательство… Зачем "Тресту", имеющему почти 75-летнюю историю, понадобился сертификат, и чем помогает его наличие?


- Организации сертифицируют систему качества по двум основным причинам. Во-первых, к этому их подталкивают требования заказчиков. Но сертификат - лишь документ, свидетельствующий о наличии самой системы управления качеством. Вторая, более важная причина - внутренняя потребность в повышении собственной эффективности, одним из средств для достижения этой цели является хорошо отлаженная система качества, построенная в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2000. Имеющие большой практический опыт аудиторы систем качества являются помощниками в выявлении слабых мест системы, поэтому принятие решения о сертификации - это осознание стратегии на улучшение работы.


Преимущество наличия сертификата в том, что это является аргументом в пользу компании в тендерах.


В первую очередь рассматриваются параметры цены, сроков, опыта, известности претендентов. Но, при "прочих равных", наличие сертификата становится весьма значимо, если заказчик с потенциальным исполнителем еще не работал. Есть случаи, когда при обещанных приемлемых ценах и сроках заказчик отказывает компании, если не знаком с ее работой: не хочет рисковать. Таким образом, при первом знакомстве престижный сертификат может иметь решающее значение. Мы так же подходим к выбору субподрядчиков: если у нас есть положительный опыт работы с ними, то, естественно, главную роль играет именно этот фактор. Всего же критериев выбора субподрядчика в нашей системе восемь, в том числе и наличие системы качества как таковой, пусть даже не сертифицированной.


- Не опасаетесь ли, что при появлении новых компаний, имеющих право выдачи сертификата, произойдет "девальвация" престижности документа?


- Опасения такого нет. Если заказчик получает некачественную продукцию, он теряет доверие к фирме сертифицировавшей поставщика, что влечет потерю этой фирмой части рынка. Именно поэтому сертифицирующие органы очень ответственно подходят к своей работе - выдают сертификат только после тщательной оценки и установления полного соответствия требованиям, а затем проводят регулярные аудиты. Также в системе сертификации существуют национальные аккредитующие органы, которые проверяют сертифицирующие компании.


Престижность сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001:2000 зависит не от количества сертифицирующих фирм, а от доверия к той компании, которая выдает этот сертификат. Доверять же ей, или нет, это уже определяют наши заказчики. Принятие нами решения об обращении именно в Регистр Ллойда опиралось на следующие факты. Во-первых, многолетнее наше сотрудничество с Саратовским заводом резервуарных металлоконструкций, одним из наших поставщиков, который заметно улучшил качества своей работы с 1993 года, когда он впервые получил свой первый сертификат Регистра Ллойда. Во-вторых, Регистр Ллойда существует на этом рынке более 100 лет, имеет аккредитацию №1 в Великобритании и мировое признание как орган по сертификации. Это способствует продвижению нашей продукции за рубеж. Среди наших заказчиков как в России, так и за рубежом, а география наших объектов более чем 60 стран мира, в Европе, Азии, Африке и Америке, нет ни одного, кто бы не признал сертификат, выданный Регистром Ллойда.


- В системе Треста работает свыше тридцати подразделений, причем достаточно автономных. Насколько глубоко распространяется идеология сертификации системы качества?


- Сертифицированы наши основные партнеры - Саратовский завод резервуарных металлоконструкций, Самарский и Новокузнецкий резервуарные заводы. Сертификацией системы качества занялись и наши строительно-монтажные управления. Уже получен сертификат КХМ-Челябинск, еще 7 подразделений обратились к нам за помощью. Естественно, что головная организация стремится помочь в вопросе сертификации подразделениям, оказывая консультации.


- Каким образом центральный аппарат обеспечивает контроль качества на таких расстояниях? Если вспомнить географию, то от самых западных строек Треста (Прибалтика) до самых восточных (Сахалин) - примерно 1/4 длины Экватора, от самых северных (Архангельск) до самых южных (Туркмения) - примерно 1/8.


- Подход к обеспечению качества работ на наших стройках, находятся ли они под Москвой, на Сахалине или в какой-либо другой точке земного шара, одинаковый. На площадке постоянно присутствуют супервайзеры - инженеры, контролирующие в качество работ, выполнение всех процедур в соответствии с требованиями инструкций и регламентов. Присутствуют они и при испытаниях продукции. Информация от них стекается ко мне, в центральный офис - при современных коммуникационных технологиях не имеет значения, сколько до площадки, 10 или 10 тысяч километров.


- Подготовка к сертификации системы качества сопровождается большим количеством "бумажной работы". Может ли компания получить сегодня методическую помощь в разработке нужных регламентов?


- Существует ряд фирм, оказывающих консалтинговые услуги. Но для компании полезнее, когда система регламентов рождается в самой организации, более того - когда ее создают будущие непосредственные исполнители работ. Именно тогда система регламентов является не мертворожденной, а реально нужной. Ведь написать можно много, но будут ли эти "произведения" применимы для работы? Мы пошли именно путем самостоятельной разработки системы управления качеством. Работу начали еще в 1997 г. На внедрение системы, ее обкатку и проверку потребовалось 2 года. Лишь когда мы сами убедились в работоспособности созданной системы, пригласили "Ллойд Регистр" проверить ее соответствие стандарту. В 1999 году получили сертификат, в 2003 году прошли ресертификацию, так как Международная организация по стандартизации выпустила новую редакцию стандартов серии ISO 9000.


- Разработка системы регламентов велась "сверху", руководством, или была лишь активизирована работа в нижних инстанциях, с последующей гармонизацией инструкций, созданных на местах "для себя"?


- Обе тактики. Основные положения были разработаны "сверху" - они определяли порядок взаимодействия в системе. Главное, что потребовалось внедрить во все звенья - это понимание каждым из сотрудников, как его работа может отразиться на работе всей организации. Нельзя сказать, что система внедрялась только от руководства - работа, несомненно, была поддержана коллективом.


- Тем не менее (знаю это из приватных бесед в других компаниях, прошедших сертификацию) коллектив зачастую воспринимает сертификацию системы качества в штыки из-за мнимой, или реальной, бумажной волокиты…


- Российскому менталитету вообще свойственно противопоставлять "бумажки" и "реальную" работу. Система качества, действительно, требует кропотливо работать с отчетами, документооборотом, и обязанность написания отчетов воспринимается, как правило, негативно. Типичный пример, когда сотрудники проектной группы, в ходе проверки проекта, предпочитают не отражать в документах полученные замечания, а вносят исправления непосредственно в проект. Однако, несмотря на кажущийся выигрыш по времени, именно предписанная системой обеспечения качества "работа над ошибками" позволяет обратить внимание на "узкие места" в работе.


- Не отбивает ли инициативу необходимость писать отчеты? Ведь смекалка, рационализаторский поиск - это те свойства, которые россиянам ставят в заслугу во всем мире.


- В практике работы компании был интересный случай. На строительстве резервуаров емкостью 100 000 м3 в Новороссийске мы работали в консорциуме с зарубежной фирмой Chicago Bridge and Iron. Наши рабочие стропили груз 4-концевым стропом. Иностранный супервайзер требовал, чтобы мы, согласно инструкции, стропили этот груз стропом 3-концевым. Мы объясняем: это опробованная и надежная схема строповки. Он же настаивает - нет, ищите трехконцевой строп. Если составить инструкции так и жестко следовать их букве, то, действительно, инициативу можно отбить. Инструкция не всегда должна жестко предписывать способ решения задачи, она должна оставлять возможность гибкого подхода в рамках выполнения обязательных требований. И сам стандарт ISO 9001 - не ограничивает организацию в методах выполнения его требований.


Что касается рацпредложений, возникающих в исполнительном или нижнем управляющем звене, они рассматриваются и оцениваются непосредственными начальниками тех, кто вносит предложения. При необходимости в нижнем звене осуществляется и опытное внедрение. Но бывает, что опытный рабочий нарабатывает свои индивидуальные навыки и уверен, что это навыки правильны - позволяют сделать работу быстрее, но не всегда это будет качественнее. И, если на уровне ближайшего звена управления предложение блокируется, значит, оно системой не принято.


- А как выглядит инструкция для тех, кто по определению должен заниматься работой инициативной, поисковой? Например, снабженцы?


- Для них инструкции тоже вполне конкретны. В частности, это алгоритм оценки закупаемых материалов, конструкций и оборудования с точки зрения качества и цены. При другом подходе задача снабженца будет сведена к "купите что-нибудь подешевле"…


- Вернемся к фигуре "супервайзера". Кто он - начальник, наблюдатель, скрытая "пятая колонна"?


- Эта фигура не зависит от должностного лица, которое непосредственно руководит работами, а является внутренним квалифицированным контролером, который ведет надзор за работами. В то же время, опытный супервайзер может подсказать руководителю способ решения проблемы. Принятие окончательного решения, конечно, остается за руководителем, при этом, супервайзер проверяет результативность его выполнения.


- Говоря современным языком, "управление внутренней безопасности"… Но не будем забывать, что, кроме постоянного поиска рацпредложений, россияне отлично умеют подружиться и договориться - в том числе с проверяющим… Как проверять добросовестность супервайзеров?


- Создавать еще одну структуру или назначать супер-супер-вайзера необходимости нет, тем более что эту цепочку можно протянуть до бесконечности. Мы привыкли доверять супервайзерам. Задача службы качества и руководства - довести до исполнителей, в т. ч. супервайзеров, что в их интересах вскрыть и исправить ошибки, а не спрятать их. Если ошибка обнаружена на стадии проектирования, ее исправление не стоит и рубля. На стадии исполнения - стоит уже тысячи рублей. А на стадии эксплуатации последствия ошибки могут стоить миллионов.


- Дмитрий Леонидович, в завершение - расскажите, где учат на директора по качеству? Пришлось ли Вам расти на эту должность "из офиса", или "с площадки"?


- Я закончил МИХМ, кафедру нефтепереработки по специальности "Процессы и аппараты химических производств". Еще будучи студентом, обучался специфике работы строительно-монтажной организации на курсах, организованных Трестом. Попав в систему Треста, работал на должностях инженера проектной группы, инженера-технолога и зам. технического директора, участвуя в формировании системы управления качеством. Безусловно, неоценимый опыт дала бы строительная площадка, без него в чем-то сложно. Но и находясь в центральном аппарате, я вижу, как работает система. Конечно, быть непререкаемым "авторитетом" для тех, кто ведет работы непосредственно на площадках, я не могу, это и не требуется. Но я много общаюсь с теми, кто находится в производственных звеньях. Если требуется, выезжаю и на площадку. Я ведь в большей степени, не разработчик инструкций, а координатор этой работы.


ЗАО "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" 115035 Москва, Кадашевская набережная, д. 36, стр. 5 Телефоны: (095) 953-2268, 953-0728, 953-3818, 953-7461 Факсы: (095) 953-0607, 953-5975, 953-2756 E-mail: kxm@kxm.ru www.kxm.ru


 

«ЛесДревМаш – 2004»: первые итоги. Группа предприятий «Дорсервис»: визуализация проектных решений. Строительно-дорожная техника требованиям безопасности соответствует, но…. «ПетроСтрой» — от замысла до сдачи «под ключ». Когда автопарк требует замены. Ландшафтное оформление кольцевой автодороги (КАД). Мобильные асфальтобетонные заводы.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved