Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Реставрация древнерусских фресок XII века


Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, расположенный в г. Пскове, является одним из немногих произведений древнерусского искусства, зачисленных ЮНЕСКО в список особо ценных памятников мировой культуры. Причина мировой известности собора - в уникальных росписях, созданных около 1140 года и поражающих полнотой своей сохранности и высочайшим художественным уровнем исполнения. За последние годы усилиями реставраторов эти уникальные фрески расчищаются из-под поздних записей и искажений, и их удивительный мир открывается перед нами, обретая полную жизнь.


Одним из приоритетных направлений в работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления является реставрация древнерусских фресок XII - XVII веков.


В стенах Управления в настоящий момент собраны ведущие специалисты в этой области, которые занимаются реставрацией уникальных памятников древнерусской монументальной живописи Новгорода и Пскова, Казани и Свияжска, Старой Ладоги и Тихвина, Троице-Сергиевой Лавры и Александровой Слободы. Наиболее древние росписи сохранились в храмах северо-западной Руси. За последние годы художники-реставраторы завершили реставрацию целого ряда уникальных ансамблей монументальной живописи XII столетия - периода становления древнерусской художественной школы, когда закладывались основы для будущего расцвета русского иконописания, прославленного именами Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. К настоящему моменту полностью завершена реставрация фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (1130 г.), Георгиевской церкви в старой Ладоге (1180-е гг.), близки к завершению работы в новгородских храмах Антониева монастыря (1125 г.) и Спаса-Нередицы (1199 г.).


Одним из центральных памятников XII века, над которыми сейчас трудятся реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления, являются фрески Спасо-Преображенского собора в Пскове.


Собор Мирожского монастыря был построен и расписан около 1140 года по инициативе новгородского архиепископа Нифонта, в чью юрисдикцию в XII веке входил Псков. Во Пскове в это время еще очень сильно ощущалось влияние старых языческих культов, и задачи христианского просветительства, стоявшие перед владыкой Нифонтом, нашли отражение и в содержании росписей собора Мирожского монастыря - первого из всех немногочисленных тогда псковских храмов, украшенного фресками. По мысли святителя Нифонта, росписи были призваны раскрыть перед неискушенным псковским зрителем основные догматы христианского вероучения и показать основные этапы священной истории.


Основные элементы системы декорации сохраняют следование устойчивой византийской традиции, выработанной еще в X веке и не изменявшейся на протяжении всего средневековья. Так, одним из главных сюжетов, с которого начинается повествование евангельских событий, является "Благовещение", почти всегда располагавшееся по сторонам от центрального алтаря. Архангел Гавриил изображен здесь как посланец небес, принесший Богоматери весть о том, что она родит Спасителя мира. Его фигура, показанная в сложном повороте, уравновешенна и величественна, и в ней отчетливо звучат реминисценции классического античного наследия, на которое опирались работавшие здесь греческие мастера, приглашенные архиепископом Нифонтом для украшения Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.


Росписи собора мыслились как своего рода иллюстрированное Евангелие, где в картинах изображены все главные события священной истории. Евангелическое повествование занимает своды и верхнюю зону стен собора, и здесь последовательно ведется рассказ о спасительной миссии Христа. Художники располагают сюжеты таким образом, что они имеют не только поярусное (построчное) прочтение, но объединены в компактные тематические группы. Одной из главных тем в Евангельском повествовании оказывается так называемый "страстной" цикл, в котором показываются сюжеты, предшествующие Распятию Господа, а также события Его явлений ученикам, последовавшие после Его Воскресения.


В северном объеме храма сосредоточены лучшие по сохранности сцены "страстной" части Евангельского цикла, среди которых выделяется знаменитая сцена "Оплакивание" - один из признанных мировых шедевров средневекового искусства. Эта композиция демонстрирует нам во всей полноте высочайшее мастерство работавшего здесь художника. Мастер блестяще компонует повествование, не перегружая композицию персонажами и в то же время исчерпывающе раскрывая перед зрителем сущность изображаемого события. Фигуры скорбящих ангелов и учеников Христа, склонившихся над Его телом, концентрируют внимание зрителя на центральных образах сюжета. В образах Христа и Богоматери сосредоточены все принципы художественной выразительности, которые разрабатывались византийским искусством на протяжении нескольких веков и наиболее отчетливо проявились в живописи XII столетия. Сложные пластические построения ликов завершаются проработкой почти чистыми белильными бликами, которые мыслятся как отблески небесного, божественного света, формирующего изображение, преобразующего материю и вдыхающего в нее новую высшую жизнь. Сочетание мистического озарения и эмоциональной наполненности создает то особое духовное напряжение, которое становится отличительной особенностью образов XII столетия.


Анализ таких хорошо сохранившихся композиций, как например "жены мироносицы у Гроба Господня", раскрывает перед нами совершенство технологических приемов, используемых художниками. Фрески собора Мирожского монастыря отличаются чрезвычайно богатым колоритом, в котором, кажется, использованы все известные в Средние века краски. Здесь применялись исключительно привозные минеральные красители, которые добывались в азиатских провинциях Византии. Основу колорита составляют вариации синего, голубого и зеленого тонов, приготовленные из лазурита и малахита, дополненные сочетаниями красной и желтой красок различной тональности. В качестве связующего использовалось известковое тесто, что обеспечивало краскам не только особую долговечность, но также яркость и чистоту тонов. Краски наносились на еще сырую штукатурку, и известь грунта, высыхая одновременно с известковым связующим красок, превращалась в единый монолит, чем и объясняется необычайная долговечность фресковой техники.


За свое более чем 850-летнее существование фрески Спасо-Преображенского собора подвергались самым различным разрушениям, и их современное состояние далеко не всегда можно назвать удовлетворительным. В задачу реставраторов входит, прежде всего, укрепление грунта и красочного слоя фресок, обеспечение их дальнейшего существование и предотвращения их разрушения. Вторым и наиболее сложным этапом реставрации фресок Мирожского монастыря является их раскрытие. Эти фрески пережили много событий, но одним из решающих в их жизни стали ремонтные работы, проводившиеся на рубеже XIX-XX столетий, когда вся роспись была грубо промыта, а затем переписана темперными красками. Работавшие тогда богомазы старались соблюсти древний рисунок и даже пытались, в своем поновлении воспроизвести художественный язык древних мастеров, но в результате росписи XII века были полностью искажены и обезображены. Задача настоящей реставрации заключается в полном раскрытии фресок из-под поздней записи. Работа эта чрезвычайно трудоемкая и кропотливая, поскольку слой записи, предварительно размягченный специальными растворителями, необходимо удалять очень медленно и аккуратно, дабы не повредить при этом авторскую живопись. Однако уже сейчас в соборе полностью раскрыто около трети всей древней росписи, и она открывается перед нами в своем первозданном виде. Реставрация этого уникального памятника монументальной живописи продолжается, и нас ждут новые открытия.


 

Современные материалы для кровель. Маленькие помощники для большого города. ЗАО «ПЕТЕРАСФАЛЬТ» петербургским дорогам. Надежная техника от «Амкодор-Оптим». Бетон — дело тонкое. Применение геопен (полистирольных блоков) в дорожном строительстве. КАчество, МИнимальные цены, ЛАконизм решений, Надежность — фирма «КАМИЛАН».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved