Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Перспективы модернизации газовой отрасли России


Россия — уникальная страна по размерам, природным богатствам и масштабу решаемых проблем. Также уникальна и российская газовая отрасль. Уникален «Газпром» — газовая империя, превосходящая по масштабам запасов, добыче, газотранспортным сетям не только все другие компании мира, но и целые континенты.


Уникальны и немногочисленные пока частные газодобытчики: их удельный вес в газовой отрасли выражается единицами процентов, но в выражении абсолютном — это десятки миллиардов кубометров — объемы, сопоставимые с показателями ведущих газодобывающих стран Европы.


Это налагает на независимые компании, «младших» партнеров «Газпрома» по газовой отрасли, ответственность за ее настоящее и будущее и заставляет видеть интересы собственного бизнеса в общероссийском и, шире — общеевропейском контексте. И первое, что видно под этим углом зрения, состоит в том, что модернизация отрасли не сводится к модернизации «Газпрома». Необходимо сохранение единства газотранспортной системы, единого экспортного канала российского газа. Необходимо государственное регулирование неизбежного и необходимого в России процесса повышения цен на газ, постепенного и регулируемого расширения сегмента свободных цен. Необходимо сохранение целостности «Газпрома», его ведущей роли и конструктивного сотрудничества с ним. Но все это — не вместо расширения рыночных начал и поощрения недискриминационной конкуренции, а вместе с ними.


К сожалению, пока практических шагов в этом направлении не видно. Неудовлетворительно урегулированы вопросы, связанные с обеспечением долгосрочного доступа газодобычных организаций к газотранспортной системе, возможностью и порядком участия независимых компаний в развитии ГТС, условиями совместного осуществления добычных проектов «Газпромом» и независимыми. Подробнее об этом недавно говорилось на парламентских слушаниях в Государственной Думе.


Пример ЕС показывает, что либерализация предполагает не менее 10 лет активной законотворческой и регулирующей деятельности. Практически это означает, что для появления в России хотя бы к середине следующего десятилетия полноценного газового рынка работу по совершенствованию правового поля необходимо начинать незамедлительно и вести весьма энергично.


Вероятно, в числе прочего, настало время внести соответствующие дополнения в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», приступить к практической разработке «сетевого кодекса», описывающего все аспекты правил пользования сетевой инфраструктурой и принятого во всех развитых странах.


Поскольку главная задача реформирования российской газовой отрасли — обеспечение устойчивого и эффективного инвестиционного процесса, реформа должна гарантированно исключить те серьезные проблемы, которые возникли с инвестициями на либерализованных рынках ряда стран Запада.


Будет ли в России развиваться спотовая торговля и газовая биржа? Безусловно. Однако при этом необходимо помнить, что биржа — не более чем индикатор цен. Добывающим компаниям необходимы прежде всего долгосрочные договоры, которые позволят реализовать добытый газ вне зависимости от ситуации на рынке краткосрочных контрактов.


Иными словами, речь идет о долгосрочных решениях, устанавливающих ясные и стабильные условия хозяйственной деятельности.


Особую актуальность это положение приобретает в связи с тем, что к 2020 г. почти три четверти российской газодобычи будет обеспечиваться за счет разработки новых месторождений с гораздо худшими геологическими и экономическими характеристиками. Освоение районов вечной мерзлоты на Крайнем Севере и шельфа полярных морей потребует беспрецедентного для России объема инвестиций. Только в добычу природного газа на полуострове Ямал будет необходимо ежегодно инвестировать около $3 млрд. в течение двадцати пяти лет.


Частные добывающие компании могут быть серьезным партнером «Газпрома» в решении этих задач. Уже имеется положительный опыт в подобном сотрудничестве: инвестиции в газодобывающие проекты, выплаты «Газпрому» за газотранспортные услуги. Это тоже немалый вклад в содержание и развитие ГТС.


Безусловно, масштабы участия бизнес-структур в наращивании газодобычи и развитии газотранспортной системы будут во многом определяться наличием долгосрочных гарантий прибыльности капиталовложений. Сегодняшние реалии таковы, что такие гарантии целиком и полностью зависят от готовности собственника недр — государства и собственника ГТС — «Газпрома» создать и поддерживать такой режим работы отрасли, при котором будут исключены импровизационные пересмотры договоренностей, достигаемых при начале реализации долгосрочных проектов.


Другим важнейшим условием является гарантированный долгосрочный доступ к ГТС.


Сегодня ситуация в этом отношении далека от идеальной. Уже больше года из-за отсутствия доступа к магистральному газопроводу в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа простаивает введенное в эксплуатацию месторождение Береговое.


Сначала со стороны владельца газопровода — «Газпрома» — были выдвинуты дополнительные технические условия. После их выполнения появилась ссылка на отсутствие свободных мощностей в магистральном газопроводе «Заполярное–Уренгой».


Все предложения в адрес «Газпрома» для разрешения сложившейся ситуации, включая совместную деятельность по транспортировке и долевому финансовому участию нашей компании в расширении магистральных газопроводов, были отвергнуты.


В результате в прошлом году газовый баланс России недополучил свыше 2 млрд. м3 газа. Если вопрос с Береговым не будет решен в ближайшем будущем, в текущем году в российские газопроводы не поступит дополнительно уже 6 млрд. м3 газа. Под угрозой срыва могут оказаться планы по выводу промысла на проектную мощность в 2005 г., а это – 10 млрд. м3 газа в год.


Развивающейся российской экономике требуются все большие объемы газа, для потребителей подавляющего большинства регионов установлены лимиты и одновременно уже второй год простаивает полностью готовый к эксплуатации промысел.


Ставшее предметом широкого обсуждения в СМИ и среди членов газового сообщества Береговое превращается в нарицательное имя и символ невостребованности результатов деятельности независимых производителей газа. Это конкретный пример того, насколько практика может не соответствовать теории. Я имею в виду утвержденную правительством в прошлом году Энергетическую стратегию России. Согласно этому документу, к 2020 г. прирост отечественной газодобычи будет примерно в равной степени обеспечен как «Газпромом», так и неаффилированными с ним бизнес-структурами. При этом независимые производители должны будут в два раза увеличить объемы газа, добываемого из российских недр.


Действующие в России частные компании действительно могут стать одним из существенных факторов, способствующих динамичному развитию газовой отрасли страны, а также выполнению Россией своих экспортных обязательств. А могут и не стать. Если препятствия, сдерживающие их активность в газовой сфере, не будут устранены в ближайшее время, капиталы частных бизнес-структур найдут себе применение в более рентабельных проектах.


И все же мы надеемся, что потенциал независимых газовых компаний окажется востребован не только в форме сухих цифр на страницах Энергетической стратегии России, но и в реальной жизни.


 

Некоторые аспекты устройства вентилируемого фасада. Давайте жить и строить красиво!. Мозаика в интерьерах. Ремонт в сжатые сроки. «Лапин Энтерпрайз»: в реставрацию приходят по призванию. Рамные леса для строительства и реконструкции. ATLAS — клей о’кей!.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved