Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Без них не живут: современные эскалаторы


В 1900 г. на Парижской выставке фирма Otis представила первый эскалатор. За прошедшие 100 лет эти машины стали непременным атрибутом современного образа жизни, определяющим порой престижность зданий и сооружений.


Сегодня в мире без устали трудятся 290 тыс. эскалаторов и пассажирских конвейеров, перевозя ежедневно миллионы пассажиров. В развитых странах эти машины устанавливаются в любом мало-мальски пригодном для этого магазинчике, а уж в торговых центрах, супермаркетах, аэропортах, вокзалах их и сосчитать трудно.


Около 90% мирового рынка эскалаторов и пассажирских конвейеров заполнено машинами: Otis — 4 790 шт./г.,Shindler — 4 524 шт./г., Mitsubishi — 2 570 шт./г., Kone — 2 080 шт./г., ThyssenKrupp — 1 540 шт./г., Hitachi — 1 190 шт./г., Toshiba — 830 шт./г. (данные за 2002 год). Еще около сотни фирм, включая наши — «ЭЛЭС» и «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург), выпускают менее 50 эскалаторов в год.


При взгляде на карту эскалаторного мира невольно вспоминаются слова таможенника Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни»: «За Державу обидно» — Россия выглядит здесь, если и не белым пятном, то весьма бледным: 1 409 эскалаторов — меньше 0,5% общемирового количества.


Такое положение исторически обусловлено созданной в СССР монополией на эскалаторное производство с установкой плановых показателей по производству этих машин на много лет вперед. Потребность страны в то время вполне удовлетворяли два предприятия: ленинградский машиностроительный завод им. Котлякова, выпускавший в год несколько десятков тоннельных эскалаторов для метрополитенов, и завод в городе Стаханов (ныне г. Кадиевка, Украина), производивший ежегодно 2–3 десятка поэтажных эскалаторов для зданий.


Новый российский стиль жизни приблизил потребительский спрос к мировым стандартам, а это уже цифры другого порядка (в Испании ежегодно устанавливается около 300 эскалаторов, в Италии — 350, во Франции — 400, в Великобритании — 500, в Германии — 900, в США — 1 400, в Японии — 4 тыс., в Китае — 9 500). Производственные же возможности единственного российского эскалаторного производства (фирмы «ЭЛЭС» и «ЛАТРЭС» — два цеха бывшего завода им. Котлякова) остались на прежнем уровне и вряд ли могут быть расширены на базе существующего оборудования, устаревших конструкций и технологий. Образовавшаяся «брешь» между спросом и предложением заполняется зарубежными эскалаторами, которые все чаще можно увидеть на новых объектах двух российских столиц и других городов страны.


Какие же машины поставляются нам зарубежными фирмами? Чем отличаются они от наших эскалаторов? Конкурентоспособно ли российское эскалаторостроение на мировом рынке? Отметим кратко последние достижения развития мирового эскалаторостроения и пути выхода отечественной отрасли на уровень мировых стандартов.


На вопрос «в чем секрет успеха фирмы на мировом эскалаторном рынке» представители ведущих компаний обычно отвечают примерно следующее: «В высоком качестве и надежности выпускаемого оборудования на основе применения высоких технологий при опережающем внедрении передовых разработок».


Это так, и не может быть иначе в условиях конкуренции, которая просто заставляет постоянно искать и внедрять новые решения. Для удержания лидирующих позиций родоначальнику мирового лифто- и эскалаторостроения — фирме Otis — ежегодно только в исследовательские работы приходится вкладывать более $100 млн.


В условиях же советского монопольного производства и отсутствия рынка эскалаторов как такового всё новое оказывалось «под сукном». Тормозом внедрения новых идей сегодня в значительной степени остается инерция мышления и, как ни странно, дефицит информации о мировом эскалаторостроении, не говоря уже об отсутствии финансирования.


«Неожиданно» оказалось, что планка мирового технического уровня в отрасли находится на недосягаемой для отечественных эскалаторных производств высоте: тяговые цепи, не требующие смазки; пластмассовые ступени и ступени, объединенные в один узел с фартуком балюстрады; алюминиевые рейки с подшипниковыми узлами вместо тяговых цепей; компактные приводы, устанавливаемые внутри лестничного полотна и сокращающие габариты эскалатора на 10–15%; волновые, спиральные и многоприводные эскалаторы; скоростные конвейеры и эскалаторы, замедляющие скорость ступеней у входных площадок; системы управления с компьютерным контролем показателей через интернет… и, конечно, высокое качество, свойственное серийному производству.


Российское же эскалаторостроение, после приватизации лишившееся государственной поддержки в виде субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, топчется на месте и все больше отстает от мирового уровня. Это отставание уже настолько очевидно для западных специалистов, что на конкурсе журнала Elevator World «Проект года» в 1999 г. самыми высокими современными эскалаторами названы эскалаторы TsyssenKrupp высотой подъема 43,6 м, что в 1,5 раза меньше наших эскалаторов ЛТ-2 (затем ЭТ-2), выпускаемых с 1955 г.


Вектор развития мирового эскалаторостроения направлен на создание компактных, высокотехнологичных конструкций, ориентированных на крупносерийное производство. Только в этом случае можно достичь высокого качества с применением дорогостоящих технологий и получать сравнительно недорогие изделия.


В отечественном эскалаторостроении главным приоритетом всегда была высота подъема. Уже в 1935 г. первые эскалаторы были рекордными — 30 м, а дальше последовали 40, 50, 55, 65 м. Сегодня спроектирован эскалатор и на 75 м. Рекорды достигались за счет наращивания массогабаритных характеристик, а эскалаторы превратились в уникальные сооружения массой в сотни тонн. И хотя эти эскалаторы и называют серийными, серия из десятка однотипных машин в год — это фактически индивидуальное производство с соответствующим ему низким качеством.


Идея сложить векторы мирового и отечественного эскалаторостроения родилась у нас около 20 лет назад, в период работы в СКБ эскалаторостроения (монополист по проектированию эскалаторов в СССР, ликвидировано в 1996 г.),а затем оформилась и была реализована в фирме «Конструктор».


В итоге многолетнего поиска найдена оптимальная конструктивная схема, позволяющая сложить преимущества зарубежных и отечественных эскалаторов и перевести эскалаторостроение с традиционного пути, по которому, как по рельсам, можно двигаться лишь вслед за идущими впереди локомотивами, на «скоростное шоссе» технологий, проложенное ведущими отраслями промышленности: военно-промышленным комплексом, автомобилестроением и др. Только так можно догнать и перегнать мировых лидеров эскалаторостроения, и только на базе современных производств можно обеспечить конкурентоспособность наших эскалаторов на мировом рынке.


Разработанный эскалатор ЭТХ имеет компактный привод с высокой тяговой способностью. Эта конструкция (а реализовано полтора десятка изобретений) универсальна в диапазоне высот подъема от 3 до 75 м и ориентирована на крупносерийное производство унифицированных (до 80%) машин: тоннельных эскалаторов метрополитенов, поэтажных эскалаторов и пластинчатых пассажирских конвейеров для аэропортов, супермаркетов, магазинов.


В принципиально новой разработке интегрированы передовые достижения из разных областей современной техники: малогабаритные дисковые тормоза с гидроприводом, высококачественные малошумные гипоидные передачи, конечные планетарные редукторы колесных тракторов, гибкие пластинчатые вертолетные муфты, инерционные ремни безопасности и тормоз отката танковой пушки в функции аварийного ловителя лестничного полотна…


Но новая техника не падет с неба в готовом виде подобно «манне небесной». Нужны современные технологии и производство, испытательные стенды и кропотливая работа специалистов — стартовая площадка, без которой разгон может растянуться на долгие годы.


Первые шаги в новое эскалаторостроение, предпринятые киевским заводом «Большевик» и петербургской фирмой «Метроэск», столкнулись с технологическими сложностями, связанными, в основном, с ограниченными финансовыми возможностями предприятий. Но надо с оптимизмом смотреть в будущее: интерес к отечественной разработке проявил один из флагманов отечественной промышленности — «Кировский завод». Возможно, уже в ближайшее время марку «Кировец» будут носить не только тракторы и военная техника, но и современные эскалаторы и пассажирские конвейеры.


 

ЗАО «Союзстрой»: о легком решении тяжелого вопроса. Что нам стоит дом построить?. WESSEN — новое имя на отечественном рынке электроустановочных изделий, хорошо знакомая продукция. Подоблицовочная конструкция для вентилируемого фасада фирмы «ДИАТ». «Новадор». Выход на дорожный рынок — задача не безнадежная. Горно-технологический комплекс — в действии. Сухие строительные смеси.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved