Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Как строить в историческом центре Санкт-Петербурга?


Историческая часть Санкт-Петербурга, безусловно, принадлежит к жемчужинам историко-культурного наследия России и всего человечества. Полюбоваться им ежегодно приезжают сотни тысяч туристов изо всех уголков мира. Не случайно практически весь центр города внесен ЮНЕСКО в число памятников исторического и архитектурного наследия всемирного значения.


Но Санкт-Петербург - не просто музей; это современный город, который продолжает жить и развиваться, строиться и хорошеть. Можно ли вмешиваться в сложившиеся архитектурные ландшафты центра? Допустимо ли новое строительство и в каких формах оно должно происходить? На этот и другие близкие вопросы попытались ответить участники "круглого стола" на тему: "Кому и как строить в историческом центре Санкт-Петербурга", который состоялся 26 июля 2004 г. в помещении Информационного агентства "Росбалт".


В нем приняли участие председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга Вера Дементьева, главный архитектор, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов, представители архитектурных и строительных общественных, образовательных и коммерческих организаций.


В начале собравшимся было показано слайд-шоу, которое продемонстрировало примеры современной застройки в центре города. Комментарии к изображениям делала председатель КГИОП Администрации Санкт-Петербурга Вера Дементьева. По ее мнению, имеются весьма успешные опыты строительства в исторической части города. Новые здания гармонично сочетаются с окружающей архитектурной средой, не разрушая старых ансамблей. В то же время имеют место и крайне неудачные прецеденты нового строительства. Ткань исторической застройки разрывается и разрушается новоделами. И таких неудач не меньше, чем успехов. Как же обезопасить историческое архитектурное достояние, но при этом позволить городу и дальше строиться и развиваться? С этого вопроса и начался обмен мнениями собравшихся специалистов.


Вера ДЕМЕНТЬЕВА, председатель КГИОП Администрации Санкт-Петербурга: - В основном, строительство в исторической части города - это надстройка существующих зданий мансардными этажами. Показанное слайд-шоу это прекрасно продемонстрировало. Понятно, что Санкт-Петербургу нужны новые площади, и работа в этом направлении будет продолжаться. И главный вопрос тут совершенно правильно вынесен в название нашего "круглого стола": КАК строить? КГИОП разрабатывает программу воссоздания исторических мансард различных силуэтных линий, которые были утрачены за советский период. Так, на Каменностровском пр. утрачены многие башенки и другие архитектурные элементы, которые эффектно акцентировали углы зданий. Когда эта работа будет завершена, мы предложим ее инвесторам. Но с безвкусными, неграмотно созданными мансардами, в большинстве случаев пристроенными без согласования с КГИОП, мы будем бороться. Могу сообщить всем присутствующим, что три иска по таким прецедентам нами уже поданы. Будем надеяться, что это станет предупреждением для других структур, которые хотели бы обойти существующие законы и процедуры.


Александр ВИКТОРОВ, председатель КГА Администрации Санкт-Петербурга: - На мой взгляд, применительно к центру города невозможно противопоставлять понятия "строительство" и "реконструкция". Должно осуществляться и то и другое. Конечно, центральным районам нужна реконструкция, причем более комплексная, поквартальная. Должно вестись и новое строительство, но таким образом, чтобы не страдал исторический облик Санкт-Петербурга, для чего и существуют соответствующие надзорные органы. В то же время имеются общие принципы застройки города, недавно принят высотный регламент, которые и являются основными нормами ведения градостроительской деятельности, в том числе и в центре. Существует также процедура общественного обсуждения, в ходе которой могут быть высказаны любые претензии по проекту, в том числе и в части разрушения им архитектурной целостности данного квартала. Должно происходить и профессиональное обсуждение таких проектов как на градостроительном совете, так и в общественных организациях зодчих. Все вместе это и должно дать ответ: возможно такое строительство в данном месте или нецелесообразно в плане сохранения исторического своеобразия Санкт-Петербурга.


Юрий МИТЮРЕВ, директор ООО "Архитектурная мастерская Митюрева": - Я совершенно убежден, что центр города не может не реконструироваться и перестраиваться. Если мы вспомним историю, то значительная часть нынешних архитектурных шедевров, ставших "лицом" Санкт-Петербурга, строилась на месте столь же ценных и важных зданий и ансамблей. В связи с этим надо воспринимать все градостроительные процессы в некой исторической перспективе. Самое главное: для чего проводится новое строительство, насколько интересен предлагаемый вариант застройки. Мне кажется, что не надо бояться использовать при этом новые формы и архитектурные решения, не надо слепо мимикрировать под имеющиеся ансамбли. Не важно, что новая работа будет выделяться и отличаться от окружающих, для Санкт-Петербурга главное - чтобы это было талантливо. Мне кажется, что при застройке лакун в центре необходимо проведение конкурсов, в том числе и с привлечением иностранных архитекторов и специалистов. На них предлагалось бы несколько проектов, которые подверглись бы рассмотрению и обсуждению как со стороны профессионалов, так и общественности. Показателен пример с конкурсом на здание Мариинского театра. Могу сказать, что сам я отдал бы предпочтение другому проекту, но раз уж уважаемое международное жюри сделало свой выбор, то надо его поддерживать и воплощать в жизнь. Это станет первым, необходимым, как мне кажется, прецедентом строительства в Санкт-Петербурге масштабного проекта со столь новаторскими архитектурными решениями.


Василий СОПРАМАДЗЕ, президент "Корпорации С": - Я рад, что идеи нового строительства в центре Санкт-Петербурга не вызывают полного неприятия как у представителей городских властей, так и профессионалов-архитекторов. Хотелось бы напомнить, что Париж, который часто приводится в качестве примера бережного и рачительного отношения к историческому наследию, в XIX в. был расчищен, при этом были полностью снесены очень многие постройки, мешавшие развитию города. Людям, которые жили в то время, могло показаться, что это "варварство", но для нас Париж не стал менее прекрасен. Время проходит, идет технический прогресс, меняются технологии и материалы, меняются люди, и заставлять их жить "по старинке" - глупо и бессмысленно. Маленькие кривые улицы мешали развитию транспорта, изменились представления о комфорте, и Париж был перестроен. Сделало ли это его хуже? Нет! В Санкт-Петербурге, разумеется, нет необходимости в таких радикальных действиях, но и говорить о том, что нынешняя застройка должна стать "фоном" для исторических шедевров прошлого - неправильно, как неправильно и полностью закрывать центр города для строительства. Вот и дома нашей корпорации, если бы не были зажаты в концепцию "фона", могли бы быть гораздо красивее и заметнее. Нельзя заставлять архитекторов и строителей стилизовать новые здания под окружающую застройку. Дома должны быть красивыми, оригинальными и гармонично вписываться (но не сливаться!) в имеющийся архитектурный ансамбль.


Людмила ЕРЖАНОВА, генеральный директор инвестиционной компании "Источник-строй": - Постановление городского правительства о регулируемости зоны исторической застройки, на мой взгляд, достаточно революционно. Отрадно, что современные строители получили доступ в центр города. Санкт-Петербург - это город, который соединил в себе лучшие архитектурные решения за три века его существования. Хотелось бы, чтобы эта традиция была продолжена и чтобы сегодняшние архитекторы могли оставить свой прекрасный след в центре Северной столицы. Мне кажется неправильным противопоставление реставрации и "новодела", необходимо сочетание того и другого пути. Должны быть и новые здания, которые привнесут что-то новое в облик центра и в то же время гармонично впишутся в существующие архитектурные ансамбли. Для этого необходимо проведение конкурсов и создание компетентного жюри по каждому адресу новой застройки в центре, чтобы для воплощения в жизнь отбирались наиболее интересные и самобытные проекты.


Владимир ЛИСОВСКИЙ, доктор искусствоведения, профессор Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина, председатель регионального отделения Общества охраны памятников истории и культуры: - Мне кажется, что прежде всего необходимо разобраться с тем: что такое исторический центр, какой границей он очерчен? А уж дальше решать, что именно и как мы можем в нем делать. Я думаю, что в принципе возможны абсолютно все пути: и новое строительство, и реконструкция, и реставрация, и даже создание "новоделов", то есть зданий, возведенных по новой технологии, но внешне повторяющих что-то, что существовало прежде. В то же время должен отметить, что Санкт-Петербург - это не Париж, в котором, кстати, в ходе "расчистки" XIX в.


были тем не менее сохранены основные исторические архитектурные ансамбли. Но там не было другого выхода: хаотическая средневековая застройка катастрофически мешала развитию города. Слава Богу, Санкт-Петербург избавлен от такой проблемы. Наш город относительно новый, он строился и развивался по законам классической гармонии, в результате чего к середине XIX в. и был создан тот самый шедевр мировой архитектуры, на который едут посмотреть люди со всего света и который нуждается во всяческой защите и охране. Это связано с тем, что, благодаря усилиям русских зодчих, в центре Петербурга создалась взаимосвязанная, очень точно рассчитанная, гармоническая система пространства, с идеально расставленными доминантами - высотными, объемными, визуальными. И вмешательство в эту среду означает только ее разрушение в большей или меньшей степени. Еще в 80-х гг. ХХ в. центр города (вплоть до Обводного канала) был объявлен объединенной охранной зоной, в которой в принципе вообще нельзя строить. Другое дело, что ее границы, как мне кажется, были проведены несколько непродуманно. Невозможно устанавливать охранные зоны таких масштабов и пытаться сберечь здания в таких количествах (более 7000 объектов). Это накладывает непреодолимые препятствия на дальнейшее развитие города. Я полагаю, что мы подошли к такой стадии в своем развитии, что в Санкт-Петербурге должна быть создана система зонных регламентов. Необходимо сформировать градации, соответствующие исторической значимости тех или иных территорий. Нужно разделить ядро города на ряд зон: совершенно закрытая для нового строительства, с разрешением реконструкции без изменения основных архитектурно-пластических характеристик среды, с возможностью нового строительства до определенных пределов, включая высотный регламент, и так далее.


Владимир ПОПОВ, председатель Санкт-Петербургского союза архитекторов: - Мне кажется, что к работе в историческом центре города (в самой разной форме) нужно допускать только архитекторов, которые своей деятельностью уже сумели доказать свое право на это. Ведь это огромная ответственность, и требования к таким людям должны быть самые строгие. С другой стороны, конечно, невозможно согласиться и с позицией, которую в свое время высказал академик Д. Лихачев, заявивший, что в Санкт-Петербурге уже все построено и ничего нового возводить не надо, достаточно лишь сберегать имеющееся. Если идти таким путем, то и впрямь "Петербургу быть пусту", ведь он превратится в "мертвый" город-музей. Другое дело, что вмешательство в архитектурную среду центра, действительно, должно быть крайне осторожным и взвешенным. Полное запрещение строительства, на мой взгляд, было бы ошибкой. Но такой же ошибкой является и противоположная точка зрения, которая возобладала после того, как работа калифорнийского архитектора Э. Мооса победила в конкурсе на здание Мариинского театра, и сводится к тому, что необходимо как можно шире использовать любые архитектурные новации. Компьютеризация процесса проектирования послужила причиной появления множества стандартных, единообразных, усредненных решений, получивших распространение по всему миру. Думаю, что в нашем городе подход к этим вопросам должен быть своим, петербургским, основанным на богатейших и во многом уникальных традициях нашего зодчества, которые, слава Богу, еще не утрачены. Санкт-Петербург еще не дошел до состояния Москвы и многих других русских городов, где в сфере градостроительства происходят поистине дикие события. Мы пережили страшные для исторической архитектуры хрущевские времена, когда предпринимались попытки полностью перестроить центр города. Мы пережили период увлечения "местной архитектурой", сводившейся к попыткам формального воспроизведения зодческих стилей прошлого. Сегодня, на мой взгляд, мы подошли к такому этапу, на котором петербургские архитекторы уже способны творчески и ответственно работать, в том числе и в историческом центре города. Но работа эта должна быть открытой, прозрачной, осторожной и взвешенной.


В ходе дальнейшего обсуждения все участники "круглого стола" сошлись во мнении, что политика в рассматриваемом вопросе должна учитывать интересы всех заинтересованных сторон: городских властей, органов охраны исторического наследия, архитекторов, строителей и, разумеется, жителей Санкт-Петербурга.


 

Комплекс защитных сооружений. DAIKIN безграничные возможности кондиционирования воздуха. «Полихим-строй+» — новые достижения. Защита от коррозии при помощи ЛКМ. Защитные покрытия для строителей и дорожников рекомендует «ВМП». Влияние климатических факторов на проведение фасадных работ. Жилищный кодекс: есть проблемы.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved