|
|
|
|
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru
Главная Публикации
Сценарии развития ассортиментной стратегии деревообрабатывающих производств Прогнозирование развития производства невозможно без определения его экономической стратегии, элементами которой являются ассортиментная, ресурсная, производственная, финансовая, внешнеэкономическая, инвестиционная и кадровая компоненты. Сценарии развития ассортиментной политики предприятия разрабатываются на основе определения предпочтений покупателя на соответствующем рынке, качества, количества и стоимости ресурсов, существующей технической базы, других факторов внешней и внутренней среды.
В лесах России без ущерба для природы можно ежегодно заготовлять и перерабатывать по разным оценкам около 500 млн. куб. м древесины. Однако состояние доступного лесного фонда, его размерно-качественные характеристики, полнота использования сырья, глубина переработки древесины, уровень технического и морального износа основных фондов лесопромышленных предприятий - все это требует совершенствования системы управления лесным хозяйством и лесопромышленным комплексом с учетом: - анализа состояния и динамики развития лесосырьевой базы, построенной на принципах устойчивого управления лесами, предполагающих в том числе и определение приоритетности лесовосстановления древесины различных пород, и улучшение качества древостоя в процессе его роста; - обоснования ассортимента и объемов производства продукции из древесины, а также перспективных видов продукции на основе анализа финансовых и технологических возможностей производителей по удовлетворению спроса регионального, российского и международного рынков; - обоснования приоритетов инвестиционной политики и защиты интересов отечественных товаропроизводителей, учитывающих необходимость экспорта продукции глубокой переработки древесины; - определения потребности в трудовых ресурсах и уровня их квалификации.
Несмотря на кажущееся благополучие с древесным сырьем, проблема доступности качественного сырья из года в год возрастает. Решение этой важнейшей для лесопромышленников проблемы возможно путем: - расширения авто- и железнодорожных сетей, строительства лесных дорог; - оптимизации размеров сырьеемких производств в зависимости от объемов экономически доступного ресурса; - комбинирования производств, способных использовать отходы основного производства; - оптимизации географического размещения деревоперерабатывающих (механическим и химическим способами) производств с целью полного использования биомассы дерева; - вовлечения в производство маловостребованных пород древесины осины, ольхи, лиственницы; - создания вертикально интегрированных по технологическому признаку деревообрабатывающих организаций, осуществляющих на своих производствах комплексную переработку древесины. Существует, на наш взгляд, два принципиально различных направления ассортиментной стратегии деревообрабатывающих предприятий и производств, потребляющих древесные материалы: - преимущественное производство и применение материалов и изделий из цельной древесины (в том числе и клееной: клееный щит, клееный брус, фанера, клееные деревянные конструкции из пиломатериалов и шпона); - преимущественное производство и применение материалов и изделий из измельченной древесины (древесностружечные (ДСП и ОSВ), древесноволокнистые (ДВП и MDF) и плиты на минеральных вяжущих).
Россия, по нашему мнению, должна развиваться по первому пути, в этом ее конкурентное преимущество по сравнению со странами, имеющими дефицит лесных ресурсов. Не востребованная при этом направлении развития древесина должна найти применение, например, в целлюлозно-бумажном производстве, а также для получения энергии.
Увеличение объемов производства основных видов продукции из древесины в последние годы (табл. 1) к сожалению не свидетельствует об устойчивом развитии предприятий этого сектора экономики. Анализ экономических показателей работы лесопромышленного комплекса отражает замедление темпов роста, снижение рентабельности производства, увеличение затрат на единицу продукции в производстве основных материалов (пиломатериалы и фанера) из древесины, имеющие место в последние три года.
Анализ объемов производства основных видов материалов из древесины, различных информационных материалов показывает: - преимущественное уменьшение объемов внутреннего (в России) потребления всех видов древесных материалов; - увеличение конкурентоспособности российской фанеры, мебели из цельной древесины на мировом рынке; - отсутствие спроса на мировом рынке на отечественные древесностружечные плиты; - отечественная промышленность не производит (а если и производит, то в очень малом объеме) следующие древесные материалы, пользующиеся спросом на мировом рынке: клееный брус для столярно-строительных изделий, древесноволокнистые плиты средней плотности (MDF), клееный щит из цельной древесины, ДСП с ориентированными частицами (OSB), клееные древесные конструкции и полуфабрикаты для деревянного домостроения.
Уменьшение объемов внутреннего потребления древесных материалов связано, как известно, с общим состоянием экономики России.
Снижение экспортных возможностей лесопиления, на наш взгляд, вызвано невысокими показателями качества пиломатериалов: низкой точностью размеров и высокой шероховатостью поверхности. В первую очередь это связано с использованием, определяемым применяемым оборудованием и инструментом. Замена устаревших лесопильных рам ленточно- и круглопильным оборудованием будет способствовать увеличению экспорта российской продукции.
Не совершенствуется ассортимент продукции лесопиления: предприятия в малом объеме выпускают спецификационные строганые пиломатериалы, пиломатериалы радиальной распиловки, практически не производят клееные материалы (клееный брус и щит из цельной древесины).
Недостаточно востребованной в лесопилении является древесина лиственницы, обладающая высокими физико-механическими свойствами и естественной биостойкостью, что делает ее ценным материалом для применения в строительстве.
На фоне общего спада объемов производства основных древесных материалов в относительно стабильном положении находится фанерная подотрасль деревообрабатывающей промышленности. Тем не менее, Россия отстает от развитых стран мира как по объемам производства, так и по разнообразию ассортимента продукции. Выпускаемая продукция - это преимущественно (около 90%) товары нецелевого назначения. В мировом производстве около 50% - это фанера специального и специализированного назначения (огне- и биостойкая, для контейнеро- и вагоностроения, для опалубки и т. п.).
В мировой практике производство плитных материалов из измельченной древесины (из древесных отходов и низкокачественного сырья) развивается достаточно высокими темпами. Ассортимент продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, не соответствует мировым тенденциям. В последние годы в мире существенно увеличиваются объемы производства MDF и OSB (до 15% в год). MDF заменяют традиционные ДСП в производстве мебели, а OSB - в строительстве. В России 51 эксплуатируемая линия предназначена для выпуска традиционных плит. Большинство отечественных ДСП не отвечают требованиям международных стандартов по токсичности, размерной точности, показателям качества поверхности. Плиты выпускают в виде полуфабрикатов, без облагораживания.
К причинам неустойчивой работы предприятий по производству древесных материалов, действующим наряду с общеэкономическими, следует отнести: - повышенные материало- и энергоемкость продукции, в том числе и в связи с применением устаревших технологий и оборудования; - высокие тарифы на электроэнергию и транспортные услуги; - высокие ставки таможенных пошлин с экспортируемой продукции глубокой переработки древесины.
Огромным потребителем продукции из древесины может стать строительная индустрия. Сегодня нет необходимости доказывать, что жить в деревянных домах (квартирах) комфортнее, чем в построенных из других материалов, а проблема горючести может быть решена как применением антипиренов, так и использованием систем пожаротушения. При этом следует заметить, что даже при горении древесина не выделяет столько вредных веществ, сколько пластики; деревянные конструкции при правильном расчете сечения мгновенно не разрушаются и не деформируются, как металлы, давая возможность человеку покинуть помещение.
Производство оконных и дверных блоков - одно из наиболее сложных в деревообработке. Изменения к СНиП 11-379 "Строительная техника" требуют совершенствования конструкции и технологии оконных блоков. Применение оконных блоков из материалов-заменителей (пластмассовые, металлопластиковые, металлические) не решает проблему теплопотерь и аэрации жилых помещений.
Светопрозрачные ограждающие конструкции стен - наименее эффективные средства теплозащиты зданий. Они занимают около 20% площади ограждающих конструкций, и через них теряется до 50% теп ловой энергии, идущей на отопление. Оконные блоки ОР, ОС, ОРСП не отвечают новым требованиям к тепло- и шумозащите помещений. Эту проблему можно решить путем использования древесных конструкций с остеклением стеклопакетами (одно- или двухкамерными в зависимости от климатических условий). Расширение выпуска новых оконных и дверных блоков будет стимулировать и развитие лесопиления: современные конструкции окон и дверей потребуют организации производства специальных пиломатериалов и клееного бруса.
Анализ деятельности производителей мебели показывает, что произошли существенные ассортиментные сдвиги, основа которых была заложена еще до начала 90-х гг. В те годы предприятия в небольшом объеме выпускали офисную, кухонную и мягкую мебель, мебель из цельной древесины. Именно эти ниши и были заполнены западными производителями и малыми сборочными предприятиями, работающими на импортных комплектующих. Громоздкая структура, применение жестких (неперестраиваемых) технологий не позволили крупным предприятиям быстро изменить ассортимент продукции. Мебель-хранилище щитовой конструкции из облицованных ДСП, традиционно выпускавшаяся в большом объеме, оказалась неконкурентоспособной. А попытка улучшить качество мебели путем применения импортных сырья и материалов приводит к возрастанию себестоимости продукции в рублевом исчислении.
Анализ сырья и материалов, потребляемых производителями мебели, показывает: - отсутствие отечественных MDF, которые менее токсичны и более технологичны по сравнению с ДСП; - скудный ассортимент, низкий уровень качества и дизайна фурнитуры; - отсутствие широкого выбора отечественных тканей для мягкой мебели.
Предлагаемая на рынке мебель до сего времени не структурирована по платежеспособности различных групп населения: импортная мебель, далеко не всегда высокого качества, продается по явно завышенной цене, а отечественная, зачастую превосходящая по качеству зарубежную, - по низкой.
Одна из причин создавшейся ситуации: отечественные предприятия не имеют опытных кадров для выполнения маркетинговых исследований и проектов (определения ассортиментной емкости рынка, расчета долей рынка и интенсивности конкуренции, сегментации рынка, формирования товарного предложения и ценообразования, стимулирования сбыта и др.) и эффективной системы управления качеством продукции.
Проведенный анализ показывает необходимость серьезных изменений в ассортиментной и технологической политике базовых деревообрабатывающих производств, развития производств по глубокой переработке древесины на традиционных лесопильных (путем производства клееной пилопродукции: клееные брус и щит) и фанерных (путем внедрения технологий облагораживания) предприятиях. На это должна быть направлена и инвестиционная политика организаций лесопромышленного комплекса (ЛПК). К сожалению, объем инвестиций в ЛПК крайне низок и в основном формируется за счет собственных средств предприятий.
На основе анализа рынка материалов и изделий из древесины и тенденций его развития к основным направлениям ассортиментной стратегии деревообрабатывающих производств следует отнести: - ориентацию на долговременное собственное лесопользование и на основе этого управление качеством круглого леса и ассортиментом продукции; - определение оптимальных размеров (мощности), уровня специализации и комбинирования производства в зависимости от объема лесосырьевой базы и потребителей продукции; развитие малых, в первую очередь лесопильных, производств, расположенных вблизи от источников сырья; - расширение ассортимента продукции путем: - производства пиломатериалов целевого назначения и полуфабрикатов для столярно-строительных изделий (клееного бруса) и мебели (клееного щита из цельной древесины); производства радиальных пиломатериалов; - увеличения выпуска специальных видов фанеры (для строительства, в т. ч. для опалубки, для контейнеростроения, транспортного машиностроения, судостроения), в том числе экспортных; создания производств по выпуску конструкционных материалов из шпона (laminated veneer lumber) для строительства; - создание на новых площадках и на базе действующих предприятий производств по выпуску MDF и OSB; - создание новых конструкций оконных и дверных блоков, отвечающих повышенным требованиям к тепло- и шумоизоляции для различных климатических зон России; применение в качестве элементов оконных и дверных блоков клееных материалов (склеенных как по пласти, так и по кромке и длине); - расширение ассортимента мебели путем применения сырья и материалов различного качества и цены с учетом платежеспособности различных групп населения. - развитие деревянного домостроения с широким использованием цельной и клееной древесины как конструкционного и отделочного материала; - расширение сырьевой базы путем применения древесины хвойных (в первую очередь лиственницы, обладающей высокими физико-механическими свойствами и биостойкостью) и мягких лиственных пород (в том числе осины); - использование отходов основных производств в качестве альтернативных источников энергии, получаемой на собственных энергетических установках; - разработку систем управления качеством продукции и интеллектуальной поддержки разработки и осуществления инженерных решений соответственно на этапе технологической подготовки производства и при обработке предмета труда; - создание на предприятиях маркетинговых служб, обеспечивающих систему управления информацией о потребностях покупателя и, следовательно, возможностью оперативной ориентации производства на удовлетворение этих потребностей.
Мороз не страшен петербургским строителям. Кровельные и гидроизоляционные материалы «Аутокрин»®. «Wings» работает для ТЭК. Лидер Юга России. Продвижение — это партнерство. В жилищном комитете новый председатель. Состояние рынка цемента в России.
Главная Публикации
|
|