Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Сценарии развития ассортиментной стратегии деревообрабатывающих производств


Прогнозирование развития производства невозможно без определения его экономической стратегии, элементами которой являются ассортиментная, ресурсная, производственная, финансовая, внешнеэкономическая, инвестиционная и кадровая компоненты. Сценарии развития ассортиментной политики предприятия разрабатываются на основе определения предпочтений покупателя на соответствующем рынке, качества, количества и стоимости ресурсов, существующей технической базы, других факторов внешней и внутренней среды.


В лесах России без ущерба для природы можно ежегодно заготовлять и перерабатывать по разным оценкам около 500 млн. куб. м древесины. Однако состояние доступного лесного фонда, его размерно-качественные характеристики, полнота использования сырья, глубина переработки древесины, уровень технического и морального износа основных фондов лесопромышленных предприятий - все это требует совершенствования системы управления лесным хозяйством и лесопромышленным комплексом с учетом: - анализа состояния и динамики развития лесосырьевой базы, построенной на принципах устойчивого управления лесами, предполагающих в том числе и определение приоритетности лесовосстановления древесины различных пород, и улучшение качества древостоя в процессе его роста; - обоснования ассортимента и объемов производства продукции из древесины, а также перспективных видов продукции на основе анализа финансовых и технологических возможностей производителей по удовлетворению спроса регионального, российского и международного рынков; - обоснования приоритетов инвестиционной политики и защиты интересов отечественных товаропроизводителей, учитывающих необходимость экспорта продукции глубокой переработки древесины; - определения потребности в трудовых ресурсах и уровня их квалификации.


Несмотря на кажущееся благополучие с древесным сырьем, проблема доступности качественного сырья из года в год возрастает. Решение этой важнейшей для лесопромышленников проблемы возможно путем: - расширения авто- и железнодорожных сетей, строительства лесных дорог; - оптимизации размеров сырьеемких производств в зависимости от объемов экономически доступного ресурса; - комбинирования производств, способных использовать отходы основного производства; - оптимизации географического размещения деревоперерабатывающих (механическим и химическим способами) производств с целью полного использования биомассы дерева; - вовлечения в производство маловостребованных пород древесины осины, ольхи, лиственницы; - создания вертикально интегрированных по технологическому признаку деревообрабатывающих организаций, осуществляющих на своих производствах комплексную переработку древесины. Существует, на наш взгляд, два принципиально различных направления ассортиментной стратегии деревообрабатывающих предприятий и производств, потребляющих древесные материалы: - преимущественное производство и применение материалов и изделий из цельной древесины (в том числе и клееной: клееный щит, клееный брус, фанера, клееные деревянные конструкции из пиломатериалов и шпона); - преимущественное производство и применение материалов и изделий из измельченной древесины (древесностружечные (ДСП и ОSВ), древесноволокнистые (ДВП и MDF) и плиты на минеральных вяжущих).


Россия, по нашему мнению, должна развиваться по первому пути, в этом ее конкурентное преимущество по сравнению со странами, имеющими дефицит лесных ресурсов. Не востребованная при этом направлении развития древесина должна найти применение, например, в целлюлозно-бумажном производстве, а также для получения энергии.


Увеличение объемов производства основных видов продукции из древесины в последние годы (табл. 1) к сожалению не свидетельствует об устойчивом развитии предприятий этого сектора экономики. Анализ экономических показателей работы лесопромышленного комплекса отражает замедление темпов роста, снижение рентабельности производства, увеличение затрат на единицу продукции в производстве основных материалов (пиломатериалы и фанера) из древесины, имеющие место в последние три года.


Анализ объемов производства основных видов материалов из древесины, различных информационных материалов показывает: - преимущественное уменьшение объемов внутреннего (в России) потребления всех видов древесных материалов; - увеличение конкурентоспособности российской фанеры, мебели из цельной древесины на мировом рынке; - отсутствие спроса на мировом рынке на отечественные древесностружечные плиты; - отечественная промышленность не производит (а если и производит, то в очень малом объеме) следующие древесные материалы, пользующиеся спросом на мировом рынке: клееный брус для столярно-строительных изделий, древесноволокнистые плиты средней плотности (MDF), клееный щит из цельной древесины, ДСП с ориентированными частицами (OSB), клееные древесные конструкции и полуфабрикаты для деревянного домостроения.


Уменьшение объемов внутреннего потребления древесных материалов связано, как известно, с общим состоянием экономики России.


Снижение экспортных возможностей лесопиления, на наш взгляд, вызвано невысокими показателями качества пиломатериалов: низкой точностью размеров и высокой шероховатостью поверхности. В первую очередь это связано с использованием, определяемым применяемым оборудованием и инструментом. Замена устаревших лесопильных рам ленточно- и круглопильным оборудованием будет способствовать увеличению экспорта российской продукции.


Не совершенствуется ассортимент продукции лесопиления: предприятия в малом объеме выпускают спецификационные строганые пиломатериалы, пиломатериалы радиальной распиловки, практически не производят клееные материалы (клееный брус и щит из цельной древесины).


Недостаточно востребованной в лесопилении является древесина лиственницы, обладающая высокими физико-механическими свойствами и естественной биостойкостью, что делает ее ценным материалом для применения в строительстве.


На фоне общего спада объемов производства основных древесных материалов в относительно стабильном положении находится фанерная подотрасль деревообрабатывающей промышленности. Тем не менее, Россия отстает от развитых стран мира как по объемам производства, так и по разнообразию ассортимента продукции. Выпускаемая продукция - это преимущественно (около 90%) товары нецелевого назначения. В мировом производстве около 50% - это фанера специального и специализированного назначения (огне- и биостойкая, для контейнеро- и вагоностроения, для опалубки и т. п.).


В мировой практике производство плитных материалов из измельченной древесины (из древесных отходов и низкокачественного сырья) развивается достаточно высокими темпами. Ассортимент продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, не соответствует мировым тенденциям. В последние годы в мире существенно увеличиваются объемы производства MDF и OSB (до 15% в год). MDF заменяют традиционные ДСП в производстве мебели, а OSB - в строительстве. В России 51 эксплуатируемая линия предназначена для выпуска традиционных плит. Большинство отечественных ДСП не отвечают требованиям международных стандартов по токсичности, размерной точности, показателям качества поверхности. Плиты выпускают в виде полуфабрикатов, без облагораживания.


К причинам неустойчивой работы предприятий по производству древесных материалов, действующим наряду с общеэкономическими, следует отнести: - повышенные материало- и энергоемкость продукции, в том числе и в связи с применением устаревших технологий и оборудования; - высокие тарифы на электроэнергию и транспортные услуги; - высокие ставки таможенных пошлин с экспортируемой продукции глубокой переработки древесины.


Огромным потребителем продукции из древесины может стать строительная индустрия. Сегодня нет необходимости доказывать, что жить в деревянных домах (квартирах) комфортнее, чем в построенных из других материалов, а проблема горючести может быть решена как применением антипиренов, так и использованием систем пожаротушения. При этом следует заметить, что даже при горении древесина не выделяет столько вредных веществ, сколько пластики; деревянные конструкции при правильном расчете сечения мгновенно не разрушаются и не деформируются, как металлы, давая возможность человеку покинуть помещение.


Производство оконных и дверных блоков - одно из наиболее сложных в деревообработке. Изменения к СНиП 11-379 "Строительная техника" требуют совершенствования конструкции и технологии оконных блоков. Применение оконных блоков из материалов-заменителей (пластмассовые, металлопластиковые, металлические) не решает проблему теплопотерь и аэрации жилых помещений.


Светопрозрачные ограждающие конструкции стен - наименее эффективные средства теплозащиты зданий. Они занимают около 20% площади ограждающих конструкций, и через них теряется до 50% теп ловой энергии, идущей на отопление. Оконные блоки ОР, ОС, ОРСП не отвечают новым требованиям к тепло- и шумозащите помещений. Эту проблему можно решить путем использования древесных конструкций с остеклением стеклопакетами (одно- или двухкамерными в зависимости от климатических условий). Расширение выпуска новых оконных и дверных блоков будет стимулировать и развитие лесопиления: современные конструкции окон и дверей потребуют организации производства специальных пиломатериалов и клееного бруса.


Анализ деятельности производителей мебели показывает, что произошли существенные ассортиментные сдвиги, основа которых была заложена еще до начала 90-х гг. В те годы предприятия в небольшом объеме выпускали офисную, кухонную и мягкую мебель, мебель из цельной древесины. Именно эти ниши и были заполнены западными производителями и малыми сборочными предприятиями, работающими на импортных комплектующих. Громоздкая структура, применение жестких (неперестраиваемых) технологий не позволили крупным предприятиям быстро изменить ассортимент продукции. Мебель-хранилище щитовой конструкции из облицованных ДСП, традиционно выпускавшаяся в большом объеме, оказалась неконкурентоспособной. А попытка улучшить качество мебели путем применения импортных сырья и материалов приводит к возрастанию себестоимости продукции в рублевом исчислении.


Анализ сырья и материалов, потребляемых производителями мебели, показывает: - отсутствие отечественных MDF, которые менее токсичны и более технологичны по сравнению с ДСП; - скудный ассортимент, низкий уровень качества и дизайна фурнитуры; - отсутствие широкого выбора отечественных тканей для мягкой мебели.


Предлагаемая на рынке мебель до сего времени не структурирована по платежеспособности различных групп населения: импортная мебель, далеко не всегда высокого качества, продается по явно завышенной цене, а отечественная, зачастую превосходящая по качеству зарубежную, - по низкой.


Одна из причин создавшейся ситуации: отечественные предприятия не имеют опытных кадров для выполнения маркетинговых исследований и проектов (определения ассортиментной емкости рынка, расчета долей рынка и интенсивности конкуренции, сегментации рынка, формирования товарного предложения и ценообразования, стимулирования сбыта и др.) и эффективной системы управления качеством продукции.


Проведенный анализ показывает необходимость серьезных изменений в ассортиментной и технологической политике базовых деревообрабатывающих производств, развития производств по глубокой переработке древесины на традиционных лесопильных (путем производства клееной пилопродукции: клееные брус и щит) и фанерных (путем внедрения технологий облагораживания) предприятиях. На это должна быть направлена и инвестиционная политика организаций лесопромышленного комплекса (ЛПК). К сожалению, объем инвестиций в ЛПК крайне низок и в основном формируется за счет собственных средств предприятий.


На основе анализа рынка материалов и изделий из древесины и тенденций его развития к основным направлениям ассортиментной стратегии деревообрабатывающих производств следует отнести: - ориентацию на долговременное собственное лесопользование и на основе этого управление качеством круглого леса и ассортиментом продукции; - определение оптимальных размеров (мощности), уровня специализации и комбинирования производства в зависимости от объема лесосырьевой базы и потребителей продукции; развитие малых, в первую очередь лесопильных, производств, расположенных вблизи от источников сырья; - расширение ассортимента продукции путем: - производства пиломатериалов целевого назначения и полуфабрикатов для столярно-строительных изделий (клееного бруса) и мебели (клееного щита из цельной древесины); производства радиальных пиломатериалов; - увеличения выпуска специальных видов фанеры (для строительства, в т. ч. для опалубки, для контейнеростроения, транспортного машиностроения, судостроения), в том числе экспортных; создания производств по выпуску конструкционных материалов из шпона (laminated veneer lumber) для строительства; - создание на новых площадках и на базе действующих предприятий производств по выпуску MDF и OSB; - создание новых конструкций оконных и дверных блоков, отвечающих повышенным требованиям к тепло- и шумоизоляции для различных климатических зон России; применение в качестве элементов оконных и дверных блоков клееных материалов (склеенных как по пласти, так и по кромке и длине); - расширение ассортимента мебели путем применения сырья и материалов различного качества и цены с учетом платежеспособности различных групп населения. - развитие деревянного домостроения с широким использованием цельной и клееной древесины как конструкционного и отделочного материала; - расширение сырьевой базы путем применения древесины хвойных (в первую очередь лиственницы, обладающей высокими физико-механическими свойствами и биостойкостью) и мягких лиственных пород (в том числе осины); - использование отходов основных производств в качестве альтернативных источников энергии, получаемой на собственных энергетических установках; - разработку систем управления качеством продукции и интеллектуальной поддержки разработки и осуществления инженерных решений соответственно на этапе технологической подготовки производства и при обработке предмета труда; - создание на предприятиях маркетинговых служб, обеспечивающих систему управления информацией о потребностях покупателя и, следовательно, возможностью оперативной ориентации производства на удовлетворение этих потребностей.


 

Мороз не страшен петербургским строителям. Кровельные и гидроизоляционные материалы «Аутокрин»®. «Wings» работает для ТЭК. Лидер Юга России. Продвижение — это партнерство. В жилищном комитете новый председатель. Состояние рынка цемента в России.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved