Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Из истории утраченного


С 1737 г. была образована «Комиссия о Санкт-Петербургском строении».


Ее фактическим руководителем стал замечательный архитектор-градостроитель


П. М. Еропкин. Комиссия за короткий срок (около трех лет) подготовила грандиозные проекты преобразования и дальнейшей застройки Петербурга. Европейские города того времени еще не знали градостроительных работ такого масштаба.


Сенная площадь была первоначально более удлиненной формы. В 1740 гг. на площади сооружается деревянная церковь Сретения Господня. Она стояла вблизи того места, где вскоре будет сооружен каменный храм. В народе сохранилась память о первой деревянной церкви. Народное «Спас на Сенной» перешло на каменную церковь Успения Богородицы. Придел «Во имя Всемилостивейшего Спаса» будет устроен в ней только в 1822 г.


20 июля 1753 г. на Сенной площади рядом с деревянной церковью заложили каменный храм Успения Пресвятой Богородицы.


Площадь строилась до 1765 г. на средства известного откупщика и промышленника Саввы Яковлевича Яковлева. На соседнем участке (Садовая ул., 38) Яковлев построил большой собственный дом. В наше время дом этот является ценным памятником архитектуры, автора проекта которого мы пока не знаем.


Для того времени церковь строилась довольно долго — 12 лет. Однако уже в 1762 г. в неполностью законченном храме был устроен торжественный молебен. Церковь Успения Богородицы была первым храмом при въезде в Петербург с Московской дороги. Она первым встречала возвращавшуюся после коронационных торжеств в Москве новую императрицу — Екатерину II.


Долгое время историки архитектуры, высоко оценивая художественные достоинства храма, приписывали постройку творчеству Ф. Б. Растрелли — самого яркого мастера эпохи русского барокко. Иногда это делают и современные историки архитектуры (например, А. П. Павлов в книге «Храмы Петербурга», 1995 г.).


Но автором храма на Сенной, как доказал знаток петербургской архитектуры историк Ю. М. Денисов, является замечательный русский зодчий Андрей Васильевич Квасов (1720 — после 1770 гг.) — наиболее крупный по своему творческому дарованию представитель школы М. Г. Земцова.


C 1765 г. строительство церкви Успения Богородицы на Сенной в основном закончено.


В дальнейшем, в конце XVIII — первой трети XIX в., церковь на Сенной была удачно дополнена работами других крупных мастеров петербургской архитектуры.


В 1790 гг. И. Е. Старов воздвигает на площади, спланированной еще Петром Еропкиным, в конце Садовой ул. церковь Покрова, также уничтоженную в советские годы.


В те же 1790 гг. И. Е. Старов дополняет церковь на Сенной одноэтажными пристройками к колокольне и тремя портиками западного, северного и южного входов. Колоннады этих портиков сообщили храму большую значимость и торжественность, характерные для столичных построек.


В 1820 г. создается ансамбль Успенской церкви и здания Гауптвахты. Западный фасад храма с пристроенными Старовым объемами и портиком вдохновили архитектора Викентия Ивановича Беретти на постройку на противоположной стороне площади здания, формы которого зеркально отражают основную композицию первого яруса колокольни церкви. Если «первоисточник» — нижний ярус колокольни — был выполнен в стиле переходном от барокко к классицизму, то здание Гауптвахты было решено в формах классицизма.


Так возникли своеобразные пропилеи, встречавшие прибывших в Петербург по Московскому тракту со всех концов России. Подобной композиции пропилеи на въезде в исторический центр не знал никакой другой европейский город.


Портики зданий Гауптвахты и Успенской церкви, расположенные под прямым углом друг к другу, образовывали по отношению к оси Садовой улицы угол 45о. Такое взаимное расположение сооружений пропилеи как бы приглашало гостей города, зрительно начиная движение в его деловой, правительственный и торговый центр.


Архитектор Беретти блестяще завершил и противоположную юго-западную сторону площади. Здесь он построил еще один ансамбль двух украшавших площадь зданий. Они, в свою очередь, образовывали парадный въезд с площади в особый район города — петербургскую Коломну. Эта композиция была решена более камерно, чем въезд в центр города, в соответствии со своим назначением. К сожалению, и этот ансамбль получил впоследствии досадные искажения. Левое, фланкирующее Садовую улицу, здание было надстроено до 5 этажей. Правый же, дом купца Денежкина, сохранился почти без изменений.


В 1830 гг. получает свое завершение колокольня Успенской церкви. Дело в том, что обветшавший к этому времени деревянный верхний ярус колокольни был сооружен наспех, явно при отсутствии автора проекта. Он получился непропорциональным, довольно примитивным по архитектуре. Ярус был сооружен в 1762 г., когда заказчик храма Савва Яковлев спешил завершить главный фасад ко встрече новой императрицы. И только позже мастер русского ампира А. Мельников сооружает третий барочный ярус колокольни.


Период со второй половины 1830 до 1870 гг. — время расцвета ансамбля и самого здания церкви. Церковь Успения на Сенной была в числе особенно посещаемых храмов Петербурга. Высокий вызолоченный иконостас XVIII в. ее главного алтаря считался одним из лучших в столице. В музее Академии Художеств сохранились разные золоченые фигуры и другие детали иконостаса. Они могут послужить эталонами для будущей работы по воссозданию художественного убранства храма.


К сожалению, во второй половине XIX в. композиционное единство храма было нарушено. В 1867—70 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова была проведена капитальная перестройка верхней части колокольни и пятиглавия церкви. Эти переделки, а также пристройка боковых невыразительных приделов (1901—1904 гг.) «дискредитировали» архитектурные достоинства ценного памятника архитектуры. Эти поздние искажения были использованы в качестве аргументации тезиса о малой художественной ценности здания церкви. В плане «расчистки площади от малоценной застройки» Успенская церковь на Сенной в феврале 1961 г. была снесена.


Уничтожение храма привело не только к потере доминанты центра города, доминанты Садовой улицы и композиционного центра Сенной площади, но и к потере единственной в своем роде замечательной композиции пропилеи въезда в исторический центр Санкт-Петербурга.

 

Резюме материалов этого номера на английском языке. Лидеры сформируют имидж отрасли. 10 ЛЕТ В СТРОЮ. Атланты поддерживают... свет. «ПРОМТЭКС — Санкт-Петербург»: новые выставочные возможности. ISOVER и АРТ объединились в фасадном проекте. Воскресение Воскресенского монастыря.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved