Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Итоги года: экономика растет


Основные показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2000 – 2002 годах


Так, по предварительной оценке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, валовой региональный продукт Санкт-Петербурга в 2002 г. увеличился в сопоставимых ценах на 5,7% по сравнению с 2001 г. В то же время по России в целом прирост валового внут-


реннего продукта оценочно составил 4,1%. Прогнозируемый прирост валового регионального продукта Санкт-Петербурга в 2003 г. будет не ниже достигнутого уровня.


ПРАВИЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ


Темпы прироста промышленного производства в Санкт-Петербурге в 8,5 раз превысили общероссийские (31,4% в Санкт-Петербурге против 3,7% в России). Это стало возможным благодаря правильно выбранным приоритетам промышленной политики и целенаправленной работе администрации Санкт-Петербурга по привлечению заказов на предприятия города.


Рост инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге составил за 11 месяцев 2002 г. 45% против 2,5% в России. Одним из факторов стала капитализация крупных промышленных предприятий Санкт-Петербурга.


За счет быстрого роста экономики Санкт-Петербурга за январь-ноябрь реальные денежные доходы населения города возрастали быстрее, чем в среднем по стране: 9,7% в Петербурге и 9,0% по России, средняя реальная заработная плата — соответственно на 19,2% и на 17,4%.


В 2002 г. в Санкт-Петербурге объем производства промышленной продукции составил 204,4 млрд. руб. Среди ведущих отраслей петербургской промышленности наиболее высокие темпы прироста отмечались в машиностроении — свыше 49%.


Вместе с тем, по итогам года, не преодолена тенденция спада производства в легкой промышленности (84,9%), что связано с неправильной маркетинговой политикой на многих предприятиях отрасли, а также в химической и нефтехимической промышленности (95,7%), что в основном вызвано ужесточением экологических требований к химическим производствам. Кроме того, на негативную ситуацию в этих отраслях повлияло укрепление курса рубля, что снизило конкурентоспособность импортозамещающих товаров.


По прогнозу, в 2003 г. сохранится благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для энергомашиностроительных и судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.


Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в январе — сентябре 2002 г. составил $4,7 млрд., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 15,1%, в том числе экспорт — $1,3 млрд. (уменьшился на 12,5%), импорт — $3,4 млрд. (увеличился на 30,4%).


Налоговые доходы бюджета в 2002 г. по-прежнему определяли промышленность, торговля и общественное питание, транспорт и строительство.


БОЛЬШОЙ ПОРТ СТАНОВИТСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ


В 2002 г. Санкт-Петербург продолжал динамично развиваться как международный транспортный узел. Объем перевозок грузов в январе-декабре 2002 г. всеми видами транспорта составил 175,7 млн. т.


Основной объем перевозок грузов пришелся на железнодорожный (54,4%) и трубопроводный (37%) транспорт. При этом в структуре грузооборота значительно снизилась доля грузов, опасных для окружающей среды.


Принятие в январе 2002 г. Генеральной схемы развития Большого порта Санкт-Петербург и комплекс совместных мер администрации Санкт-Петербурга, Министерства путей сообщения и Минтранса позволили существенно повысить инвестиционную привлекательность Большого порта.


В 2002 г. построена транспортная развязка в Автово, закончено строительство второй очереди комплекса минеральных удобрений ЗАО «Балтийский балкерный терминал». В 2003 г. будет построена дополнительная станция разгрузки вагонов. Строительство комплекса увеличит грузооборот порта, и, соответственно, увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней оценочно на $12 млн.


НАШЛИ ДЕНЬГИ НА ДАМБУ


Подготовка к празднованию 300-летия города консолидировала финансовые ресурсы, в том числе на развитии транспорта. Так, на строительство комплекса защитных сооружении от наводнений в 2002 г. из федерального бюджета было выделено 180 млн. руб. А 20 декабря 2002 г. состоялось подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и ЕБРР о займе для строительства комплекса защитных сооружений в объеме $245 млн.


Продолжались работы по строительству Кольцевой автомобильной дороги за счет выделенных из федерального бюджета в 2002 г. 4,6 млрд. руб.


Продолжается реконструкция и реставрация железнодорожных вокзалов, в том числе за счет средств Министерства путей сообщения. За счет средств городского бюджета в 2002 г. были приобретены 290 автобусов, 41 троллейбус, 28 трамвайных вагонов, 6 пригородных электропоездов.


Одной из наиболее быстро растущих отраслей экономики города в 2002 г. оставалась связь. Общий объем услуг связи, оказанных организациями Санкт-Петербурга в январе-декабре 2002 г., составил 24,1 млрд. руб.


За 11 месяцев 2002 г. произошел резкий рост инвестиций в основной капитал на 45%. Парадоксальная для экономики ситуация роста инвестиций в основной капитал при ухудшении финансового положения предприятий может быть объяснена прежде всего изменениями в бухгалтерском и налоговом учете, введенными с 1 января 2002 г. в связи со вступлением в силу 25 главы Налогового кодекса. С принятием этих изменений предприятия получили возможность существенно расширить перечень затрат, исключаемых из налогооблагаемой прибыли. В результате резко возросли амортизационные отчисления предприятий (почти в 2 раза за январь-сентябрь


2002 г. по сравнению с январем-сентябрем


2001 г. в абсолютном выражении) и увеличился объем выданных кредитов (почти в 6 раз), что, естественно, отразилось на снижении объемов налогооблагаемой прибыли.


При этом предприятия за счет амортизационных отчислений и полученных кредитов смогли не только не снизить, но и нарастить свою инвестиционную активность.


По итогам января-сентября 2002 г. в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал произошли существенные изменения. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций за данный период пришелся на транспорт, далее со значительным отрывом следовали промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом если удельный вес транспортной отрасли в общем объеме инвестиций по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. вырос с 27,6% до 32,8%, то удельный вес промышленности сократился практически вдвое — с 30,6% до 17,3%, а жилищно-коммунального хозяйства изменился незначительно — 16,7% по итогам 9 месяцев 2002 г. по сравнению с 14,7% за аналогичный период 2001 г.


Общий объем иностранных инвестиций за январь-сентябрь 2002 г. уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 20,9%. При этом прямые инвестиции в экономику города сократились на 31%, а взносы в уставный капитал от зарубежных владельцев — на 46,1%. Среди факторов, повлиявших на падение иностранных инвестиций, можно выделить следующие:


ухудшение предпринимательского климата, вызванное нестабильностью федерального налогового законодательства (в течение 2002 г. только во вторую часть Налогового кодекса РФ больше 10 раз вносились изменения и дополнения);


отмена инвестиционных налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях, вызванная изменением федерального налогового законодательства;


существенное замедление темпов экономического роста в странах Западной Европы. (Прирост ВВП Германии оценочно составил за 2002 г. 0,2%, что является самым низким уровнем с 1993 г.


Главной задачей экономической политики администрации на 2003 г. и последующие годы является сохранение достигнутых темпов роста экономики.


Среди инструментов, стимулирующих рост экономики, можно назвать:


увеличение капитальных вложений в основные отрасли городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (в том числе фонда развития инфрастуктуры и других бюджетных инструментов);


развитие совместного бюджетного и внебюджетного финансирования приоритетных для развития города проектов;


развитие и освоение новых территорий, прежде всего вокруг КАД;


активизация процесса вывода промышленных предприятий из центра города;


поддержание созданного положительного имиджа Санкт-Петербурга, потока туристов и обеспечение отдачи от вновь созданных к 300-летию Санкт-Петербурга объектов кулътурно-досуговой сферы;


развитие транспортной транзитной функции, прежде всего Морского порта и транспортной логистики.


 

Загородное домостроение-2004. Kamstrup на российском рынке теплосчетчиков. Факторы негативного воздействия на застройку. ЭК «Прогресс»: лицом к регионам. "Дороги - лицо области". Россия станет супертранзитной державой. Работа "Трансстроя" продолжается.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved