Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Российский рынок напольных покрытий


Емкость рынка напольных покрытий продолжает свой уверенный ежегодный рост. Потребность в напольных материалах формируется посредством нескольких факторов: ветшание существующего жилищного фонда, требующее либо его сноса со строительством новых зданий, включая объекты социальной инфраструктуры, либо его ремонта. Рассмотрим ситуацию, наблюдавшуюся в сегментах данных материалов.


Внутреннее производство


Линолеум является наиболее «массовым» материалом среди всех напольных покрытий. Объем его производства составил в 2003 г. 85,9 млн. кв. м, что втрое превышает выпуск напольной керамической плитки1 (28,1 млн. кв. м).


Динамика выпуска материалов указывает на существенные различия в качественной структуре сегментов производства линолеума и плитки. Керамическое производство наращивается темпами куда более высокими по сравнению с линолеумом: если прирост выработки линолеума составил 18,5%, то производство напольной плитки возросло более чем на треть. Причиной такой разницы является существенная неудовлетворенность спроса на качественную плитку среднего ценового сегмента и на особый вид плитки, имеющей только более дорогостоящие аналоги (природный камень), керамогранит, производство которого начато в России только в 2001 г. Отечественная керамическая промышленность в последние годы активно пополняет свои производственные мощности как за счет модернизации и наращивания существующих производств, так и за счет создания новых предприятий. Динамичное развитие этого сегмента не позволяет нескольким предприятиям сконцентрировать значительную часть выпуска продукции, что могло бы негативно сказаться на конкурентной среде.


В 2003 г. лидером по производству напольной керамической плитки являлось орловское ЗАО «Велор», выпустившее 4,9 млн. кв. м напольной плитки (17,5% общероссийского выпуска). Второе место занимал пионер российского керамогранита —ООО «Ногинский комбинат строительных изделий» (Estima) c объемом производства 3,5 млн. кв. м (12,3%). Замыкало тройку лидеров петербургское ЗАО «Контакт» — 2,6 млн. кв. м (9,4%).


Табл. 1. Объем производства напольных покрытий в 2003 г.


Материал


Объем производства (млн. кв. м)


2003–2002 (%)


Линолеум


85,9


118,5


Керамическая плитка


28,1


136,4


Российское производство линолеума представляет собой три основных типа предприятия: созданные на основе последних мировых разработок в области технологии и оборудования — лидеры, старые советские производители, имеющие устоявшихся потребителей, и предприятия химической отрасли, для которых линолеум не является приоритетной продукцией, поэтому объем его выпуска может существенно варьироваться от года к году.


Лидером по выпуску линолеума на протяжении последних лет является ЗАО «Таркетт» (г. Отрадный Самарской обл.), прежде именовавшееся «СТС». В 2003 г. в состав собственников этого российско-югославского СП вошел один из лидеров мирового производства линолеума — французская компания Tarkett Sommer. Такой шаг позволил ввести в строй новую производственную линию мощностью 20 млн. кв. м в год. Объем выпуска продукции предприятием в 2003 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 34,3% — до 33,6 млн. кв. м,что составило 39,1% общероссийского выпуска. Если учесть, что шесть крупнейших производителей обеспечили в 2003 г. 69,8% всего выпуска линолеума, то налицо сильнейшая степень концентрации производства. Несколько уменьшить ее способен активный рост выпуска другими предприятиями. Так, весьма динамично развивается ульяновское ООО «Стройпластмасс» (СП), нарастившее выпуск на 42%, т. е. до 9,2 млн. кв. м. Однако есть в этой группе и отрицательные тенденции: петербургское ЗАО «Стройполимер» сокращает объем производства второй год подряд, причем в 2003 г. значительно — на 31,5%. В 2004 г. предприятие было приобретено ПО «Ленстройматериалы», что дает надежду на возможный рост производства линолеума.


Импорт


Импортные поставки выполняют существенную роль в наполнении российского рынка напольных покрытий. Объем ввоза линолеума в Россию в 2003 г. равнялся 27,5 млн. кв. м, что на 14,8% превосходит объем предыдущего года. Абсолютным лидером среди стран-экспортеров линолеума на российский рынок является Югославия (продукция «Синтелон») — 11,3 млн. кв. м (41,3% всех закупок). Второй по объемам поставок является Словения (продукция фирмы Jutex) — 2,2 млн. кв. м (7,9% всего импорта). Замыкает тройку ведущих Украина, поставляющая к нам продукцию украинско-югославского СП «Винисин», т. е. фактически на наш рынок поступает линолеум «Синтелон». Таким образом, можно сказать о том, что практически половина всей закупаемой за рубежом продукции является продукцией югославской фирмы «Синтелон». Наибольшим разнообразием обладает продукция, закупаемая в Германии, среди которой представлены такие марки, как Armstrong, Tarkett, Bau Max, Friedola и другие. Продукция из Венгрии представлена одной маркой — Grabo.


В 2003 г. в Россию было ввезено керамической плитки 24,1 млн. кв. м, из которой, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА»1, напольная керамическая плитка составляла 9 млн. кв. м. Необходимо отметить, что с расширением экспортно-ориентированного производства керамической плитки в странах Восточной Европы происходит смена лидеров по продажам плитки в Россию. Если несколькими годами ранее это были Италия и Испания, то теперь они постепенно уступают свои места. Отчасти это обусловлено переносом производства итальянскими и испанскими фирмами непосредственно на территорию России путем создания совместных предприятий. Наиболее активно напольную плитку в Россию в 2003 г. экспортировали: Польша —3 млн. кв. м, Словакия — 1,6 млн. кв. м и Италия — 1,5 млн. кв. м. Основными марками плитки, поступающей на российский рынок, являются: польские — «Керамика Гресс», «Керамика Парадиз», «Тубадзин», «Церсанит», словацкие — «Керко», итальянские — «Имола», «Эмиль Керамика», «Касальгранде Падана», «Керамиче Маринер» и др.


Внутреннее потребление


В 2003 г. в России было введено 42,8 млн. кв. м жилья, что на 7,1% превышает уровень предыдущего года. Наиболее часто применяемыми напольными материалами в жилищном и «социальном» строительстве в среднесрочной перспективе будут оставаться линолеум и керамическая плитка. Несмотря на близкие потребительские качества, в применении покрытий существуют четкие разграничения, основным из которых остается стоимостная целесообразность.


Исходя из имеющихся данных по напольным покрытиям в 2003 г. (их внутреннего производства, импорта и экспорта), объем внутреннего потребления оценивается в 104,8 млн. кв. м для линолеума и 38,8 млн. кв. м для напольной керамической плитки.


Табл. 2. Объем внутреннего потребления напольных покрытий в России в 2003 г.


-


Линолеум


Керамическая плитка


Производство


85,9


28,1


Импорт


27,5


9,0


Экспорт


8,6


0,8


Поставки из Белоруссии


-


2,5


Потребление


104,8


38,8


Зависимость внутреннего рынка от импортных поставок в обоих сегментах напольных покрытий примерно одинакова: 26,2% потребляемого линолеума и 23,2% напольной плитки являются импортными.


Основная часть покрытий потребляется в крупных городах России, где сконцентрирован большой объем строительных и ремонтных работ. Некоторые производители линолеума с давних пор «привязаны» к определенным строительным организациям, возводящим, как правило, муниципальное жилье. Это позволяет предприятиям не заботиться о повышении конкурентоспособности своей продукции. Сегмент напольной плитки в этом отношении более «живой», доля прямых поставок здесь намного ниже.


 

«КРАМОС-Инженеринг» — команда единомышленников. Новый материал в индустрии огнезащиты и теплоизоляции. Весь спектр электротехнического оборудования. Исследование рынка строительных металлоконструкций. Быстровозводимые здания ангарного типа. ТЕРМОПАНЕЛЬ — новая философия в строительстве. Оригинальная конструкция бревенчатых стен.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved