Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Чем Россия не похожа на Европу


Если всех европейских производителей лифтового оборудования расположить по степени убывания востребованности их продукции, то самые высокие места, конечно же, занимают четыре общеизвестных лифтовых гиганта: «Копе», Otis, Schindier и Thyssen. Ниже стоят небольшие компании, некоторые из них уже хорошо известны российскому потребителю: это Axel sri, Curti sri, DomusLift, Lodige, Sodimas, Wittur и др.


Крупные производители имеют другие доходы и обороты, более весомы у них и объемы производства. Эти объемы позволяют им тратить несравнимо большие бюджеты на исследования и технические разработки новых конструкций, а также на исследования рынка товарооборота. Все это дает им возможность подходить к созданию своих продуктов комплексно, покрывая большую часть лифтового рынка и обеспечивая при этом более высокое качество оборудования и обслуживания.


Небольшие компании отнюдь не плетутся в хвосте достижений европейской лифтовой отрасли, а являются крупными поставщиками различных лифтовых компонентов и систем достаточно высокого качества, в том числе для упомянутых уже гигантов мировой лифтовой индустрии. В Европе распространена следующая система комплектации и продаж оборудования: небольшая компания, имеющая группу грамотных инженеров, которые определяют конфигурацию будущей лифтовой системы, и группу специалистов по логистике, которые занимаются своевременной доставкой тех или иных компонентов, осуществляеет продажу и поставку комплексного лифтового оборудования. Инженеры этой компании проектируют лифт, затем они выходят на рынок производителей отдельных компонентов, выявляют наиболее конкурентные предложения, исходя из соотношения «цена-качество», и выбирают себе поставщика. В результате: двери компания берет у фирмы Slycma, гидравлические приводы — у компании GMV, каркас кабины покупает у Wittur, еще какие-то компоненты делает сама, и получается лифт. Такая комплектация нового оборудования называется «outsourcing». Можно спорить, хорошо это или нет. Мне кажется — хорошо. Прежде всего, от этого выигрывает потребитель: он получает намного более разнообразные модели лифтов; к тому же заказчик вынужден получать продукцию от одних и тех же производителей. Именно лифты, составленные из различных комбинаций комплектующих, могут дать решение, которое действительно удовлетворит потребности заказчика с точки зрения и цены, и качества.


Одним словом, в лифтостроении большинства стран европейского континента сложилась гармоничная система сосуществования крупных и небольших компаний, позволяющая клиентам получать оптимальные для их специфических потребностей модели лифтов. Такие производственные конгломераты прежде всего получили развитие в тех странах, где была обеспечена свобода частной инициативы и предпринимательства.


В отличие от большинства европейских стран, на лифтовом рынке России сегодня представлены только некоторые крупные лифтостроительные заводы. Это, как правило, — морально устаревшее производство и по своим техническим параметрам, и по широте номенклатуры. Причем технологический разрыв заметен здесь не только в сравнении с известными производителями лифтового оборудования, но и с относительно небольшими зарубежными компаниями. Особенно велики различия в таких компонентах лифта, как приводы, частотные преобразователи и система управления.


Отсталость нашей отрасли отражают и ныне действующие «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов». По моему мнению, они также являются значительным барьером для развития лифтовой индустрии и внедрения современных западных технологий. Сейчас, тем не менее, уже ведется планомерная работа по приведению ПУБЭЛ в соответствие с требованиями современности.


Помимо вышеупомянутых крупных предприятий, у нас почти отсутствуют небольшие компании, занимающиеся производством отдельных компонентов для лифтов, а также их комплектацией из компонентов разных производителей, в том числе иностранных. Для лифтовой индустрии России этот факт является существенным препятствием. Не скрою, мне хотелось бы видеть в России ту же картину, что я наблюдал в Германии, Испании, Италии и Франции, где заниматься комплектацией лифтовых систем имеют возможность относительно небольшие фирмы.


Давайте спросим себя: почему такое невозможно в России? Потому что, кроме объективной причины (неэффективной экономики), в российском законодательстве есть множество барьеров, препятствующих частной инициативе и предпринимательству. В нашей стране сегодня действуют довольно сложные процедуры сертификации, кардинально отличающиеся от европейских. Если у нас сертифицируется вся лифтовая система целиком, то на Западе — отдельно каждый компонент.


Ко всему прочему, у нас лифтовой рынок не развит и не позволяет быстро окупать все затраты, связанные с многочисленными процедурами сертификации. Если фирма ввозит из-за границы какие-либо компоненты к лифтам, то российский сертификат требуется на каждый винтик. Спрашивается: кому в России это нужно? Может, это нужно потребителю? Но потребитель от этого винтика не ждет какого-то особого качества. В конечном итоге мы обманываем самих себя, особенно учитывая то, что сертификация в России зачастую сводится к дублированию европейского сертификата.


Многие российские компании сейчас тяготеют к организации труда, принятой на Западе. Но когда вокруг тебя иные контролирующие органы и порядки, иные конкуренты и клиенты, как бы ты ни хотел, тебе невыгодно слишком далеко от них отдаляться: это нецелесообразно экономически. Вот и получается, что мы сами себя загоняем в угол. Мы часто говорим о защите производителя, а вместо этого создаем новые препоны; возможно, сегодня они что-то и дают, но в среднесрочной перспективе эффект получается обратный.


Не совсем понятна необходимость двойной проверки сертификации ввозимого в Россию лифтового оборудования (на таможне и при сдаче лифта в эксплуатацию). По моему мнению, главным лицом, которое должно спросить сертификат с поставщика, может быть клиент, а также, возможно, контролирующий орган, принимающий участие в приемке лифта. В реальности получается ситуация, при которой проверка сертификата таможенником (особенно когда речь идет об отдельных компонентах) не является для пользователя лифта хоть какой-либо гарантией качества и безопасности оборудования.


По таможенному вопросу могу добавить давно для меня очевидное: убежден, что необходимо ввести низкие таможенные тарифы (например, 5%) на подавляющее большинство товаров, а также упростить таможенные процедуры. Все эти препоны и несуразности с сертификацией и налогами заставляют предпринимателей, желающих вести нормальный бизнес, искать не совсем законные ходы, и все эти действия имеют свои негативные последствия для экономики и бизнеса России. Ведь многие проблемы экономики нашей страны можно свести к одной: действовать легально мало кому удобно. Значительный эффект от этих реформ будет состоять не только в том, чтобы повысить доходы от ввозимой в Россию продукции (в чем я полностью уверен), но и в легализации бизнеса. Тем не менее Россия не может развиваться в противовес законам мировой экономики. Если чиновник, группа чиновников или государственная исполнительная власть препятствуют объективным законам развития, такая ситуация не может продолжаться долго. Вопрос в другом: когда все эти объективные законы начнут действовать в России — через три года, через пять или через десять лет? Успеха мы добьемся не раньше, чем когда вплотную займемся решением всех этих проблем. А это как раз в наших силах.


Как бы ни спорили политики, Россия идет по пути создания свободного общества. Да, она допускала много ошибок в законодательстве; да, нарушались права человека; да, неразвиты государственные, экономические и общественные институты. Но в целом у нас уже не тоталитарное государство. Когда я слушаю выступления деятелей лифтовой индустрии, представляющих различные группы отечественных производителей и эксплуатационников, и когда идут разговоры о специальной государственной лифтовой программе, мне абсолютно ясно, что конечный результат таких разговоров всегда один: лоббируя интересы конкретной группы, в целом эта «помощь» сдерживает развитие всей лифтовой отрасли.


То, что экономика России сейчас находится в тяжелой ситуации, ни для кого не секрет. Огромной стране сложно сразу подняться на ноги. В этих условиях говорить об экспортном потенциале российской лифтовой отрасли не приходится, и не потому, что мы не сможем производить достойную и конкурентоспособную продукцию. Просто кризис перепроизводства, захлестнувший Европу, не оставляет нашему производителю никаких шансов. Большинство крупных производителей, поставляющих лифты в Россию, не выпускают конкретный лифт на одном заводе. В этом процессе у них задействованы компании, ответственные за изготовление тех или иных узлов и агрегатов: во Франции производят одни, в Швейцарии — другие, и т. д. — т. е. существует некое разделение труда. Причем лифтостроители давно и все более активно используют «outsourcing». Готовые же лифтовые системы поступают в Россию через службы логистики в рамках подразделений экспорта, которые отвечают за поставки в нашу страну.


А ведь такую сборку наши специалисты могли бы производить и в России, причем с меньшими издержками. Для экономики нашей страны это очень выгодно — получать продукцию более высокого качества за меньшие деньги. Если уж мы завели речь о местном производстве, то давайте вспомним, что, кроме лифтовых заводов, в России есть еще компании, выпускающие электронные комплектующие; есть заводы, производящие тросы, направляющие и т. д. И, я думаю, даже в сегодняшней трудной экономической ситуации в России известные мировые лидеры лифтового оборудования имеют прекрасные перспективы для поставок своих лифтов, используя некоторые российские компоненты.


За границей можно заказывать только технологически сложные и дорогие комплектующие, производство которых в России невозможно или затруднено. А производство остальных комплектующих можно начинать у нас. Ведь сложно сразу организовать производство оборудования высокого качества: этот процесс всегда идет постепенно. Прежде всего, необходимо создать отраслевую структуру, отвечающую за выпуск необходимых компонентов. Понятно, что на первых порах не следует ожидать огромного эффекта: кронштейны, тросы, направляющие, противовесы и каркасы, заказываемые поначалу у отечественного производителя, составляют небольшую долю в стоимости всей системы, с точки зрения современного лифта. Но все же первый шаг необходим: не сделав его, невозможно научиться производить конкурентоспособное оборудование, более сложное и более дорогое.


К сожалению, приходится констатировать, что этот процесс происходит крайне медленно. Существующие сегодня многочисленные препятствия, как бы «защищающие» национального производителя (о них уже говорилось выше), оказывают нашей лифтовой индустрии медвежью услугу. Возможно, в результате вышеописанных изменений кто-то и пострадает — прежде всего тот, кто производит неконкурентоспособную продукцию, — но в целом выиграет вся российская экономика, ведь возможности российских производителей расширятся.


Идя по пути интеграции с европейским рынком лифтового оборудования, не исключено, что первые несколько лет наш проигрыш будет немного больше, чем выигрыш. Но если мы на что-то рассчитываем в развитии своей экономики, если будут проведены комплексные реформы по всем направлениям, то рыночные механизмы выправят эту ситуацию уже через несколько лет. Ну а в среднесрочной и долгосрочной перспективе выигрыш будет значительным.


Редакция благодарит за помощь в подготовке публикации коллектив журнала «Подъемно-транспортное оборудование»

 

Трест «Севзапморгидрострой» получил международное признание. Главное в реформировании ЖКХ. «Строительство. Отделочные материалы. Дизайн. 2005». VII семинар на «ИнтерстройЭкспо-2005». Водоснабжение и водоотведение высотных зданий. Концерн BUDERUS: трубы из высокопрочного чугуна. ЗАО «ИКАПЛАСТ» — европейское качество отечественных производителей.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved