|
|
|
|
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru
Главная Публикации
Государство должно поддержать отечественного производителя! —Мы вошли в пятый год третьего тысячелетия. Закончился 2004-й год, омраченный многими печальными событиями. Валерий Афонасьевич, многие политики и футурологи предупреждают о том, что этот год может стать годом катастроф в первую очередь техногенного характера. И если это так, то деятельность именно возглавляемого Вами Комитета имеет уже без преувеличения не только национальное, но, пожалуй, и планетарное значение. Как Вы оцениваете результаты работы Комитета по энергетике, транспорту и связи, и какие основные моменты года уходящего запомнились?
—Прошедший год, как год после принятия нашим Комитетом фундаментальных законов по реформе естественных монополий, таких как РАО «ЕЭС», железнодорожный транспорт, связь, в первую очередь был посвящен анализу первых результатов хода реформ. Дважды — в мае и декабре мы обсуждали ход реформ в электроэнергетике. Мы несколько раз проводили совещания, посвященные доработке законодательства по железнодорожному транспорту, анализу первых итогов работы ОАО «Российские железные дороги». Вы знаете, что был принят новый закон о связи. Мы стали инициаторами очень многих совещаний, выездов, «круглых столов», и в результате был внесен ряд важных поправок и дополнений к этому закону. Мы занимались вплотную проблемами почты, российской телетрансляционной и радиосети, где сегодня очень много все еще нерешенных проблем и болевых точек.
Кроме этого, год 2004 был отмечен значительным ростом цен на внутреннем нефтяном рынке. Мы создали рабочую группу, подготовили большой развернутый доклад с анализом ценообразования на нефтепродукты и с нашими предложениями по совершенствованию законодательства в этой чувствительной сфере.
На осенней сессии Госдумы началась работа по совершенствованию законодательства по безопасности транспорта. Предложены существенные изменения в Воздушный кодекс, Закон о милиции, Закон о лицензировании… Эта работа стала прямым следствием терактов с двумя взорванными почти одновременно пассажирскими самолетами. Комитет провел целую серию «круглых столов» парламентских слушаний, посвященные самой актуальной тематике: энергетика и энергосбережение, трубопроводный транспорт, проблемы развития воздушного, морского транспорта. В экспертном совете Комитета работали в 2004 году в различных секциях около 150 человек.
В Комитете идет работа по подготовке очень значимого для отечественного топливно-энергетического комплекса закона о магистральном трубопроводном транспорте.
—В конце декабря парламентские слушания были посвящены именно теме законодательного обеспечения деятельности магистрального трубо проводного транспорта. Если не ошибаюсь, этот Законопроект готовится уже не первый год… Изначально нормы в отношении магистрального трубопроводного транспорта были включены в виде специального раздела в проект федерального закона «О нефти и газе» 1995 года. Вторая волна пришлась на 1997 год и была связана с усилиями отдельных «реформаторов» по ускоренной приватизации инфраструктурных отраслей…
—Эта программа не была реализована в предложенном тогда виде. К середине 1999 года был подготовлен новый вариант законопроекта. Он и был принят в первом чтении в сентябре 1999 года. В Государственной Думе 3го созыва законопроект был отнесен к предмету ведения Комитета по энергетике, транспорту и связи.
—О каком уровне готовности законопроекта можно говорить сегодня?
—Законопроект находится на этапе подготовки ко второму чтению. Рабочей группой Комитета было отмечено, что доработка законопроекта ко второму чтению требует внесения существенных изменений и дополнений в части правовых норм, необходимых для регулирования отношений при создании, функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта. В том числе, с учетом современной эволюции правовой системы.
—Если не возражаете, давайте остановимся не некоторых ключевых моментах, поговорим о предмете закона…
—Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» разработан в целях обеспечения правового регулирования отношений между организациями, эксплуатирующими системы МТТ, и субъектами предпринимательской деятельности, пользующимися услугами МТТ. Законопроект регулирует вопросы создания, функционирования магистральных трубопроводов, используемых для транспортировки нефти, природного газа, газового конденсата, нефтепродуктов, и направлен на обеспечение эффективного и безопасного их использования. Закон не распространяется на отношения, возникающие при создании и функционировании промысловых и распределительных трубопроводов.
—Каковы основные принципы государственной политики в этой сфере?
—Основные принципы государственной политики в отношении магистрального трубопроводного транспорта включают: регулирование вопросов создания и развития инфраструктуры, приоритет вопросов безопасности, регулирование тарифов и обеспечение недискриминационного доступа. В законопроекте также определены полномочия Российской Федерации и регионов в сфере трубопроводного транспорта.
—Строительство новых и реконструкция действующих участков трубопроводов требует мобилизации значительных средств.
—Мы предлагаем установить, что развитие магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться за счет государственных и частных капитальных вложений.
Осуществление инвестиционной политики государства в сфере трубопроводного транспорта предусматривает широкий набор вариантов: •формирование перечня инвестиционных проектов; •разработка, утверждение и финансирование проектов за счет средств федерального бюджета; •предоставление на конкурсной основе государственных гарантий.
Следует исходить из того, что инвестиции — это одновременно и контроль. Это влечет за собой вопросы о собственности на новые трубопроводные объекты, порядке их эксплуатации и взаимодействия с другими системами МТТ.
Рабочей группой предложено закрепить положение, что магистральные трубопроводы могут находиться в государственной, частной и иных формах собственности.
Стоит уточнить, что к настоящему времени рабочей группой подготовлен не окончательный текст, а вариант, который является основой для дальнейшего обсуждения и доработки…
—Нашу цивилизацию не без оснований называют нефтяной. Но в прессе именно в прошлом году начали регулярно появляться материалы с предупреждением о том, что запасы нефти на Земле исчерпаемы. А это значит, что все более актуальной становится тема поиска альтернативных источников энергии. В последнем в прошедшем году номере нашего журнала губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков рассказал о предстоящем строительстве первой в России промышленной ветро-электрической станции…
—Сегодня, по-моему, для государства самое важное — альтернативные виды топлива, моторного топлива и, в первую очередь, это использование сжатого газа, сжиженного газа… Наш Комитет внес в Госдуму законопроект об альтернативном топливе. Кстати, в России этой задачей занимается только и исключительно наш Комитет…
—Валерий Афонасьевич, позвольте задать Вам вопрос генерального директора НПО «Экип-газ» Анатолия Савицкого: «Президент Владимир Путин по итогам заседания Госсовета от 30 сентября 2004 года дал поручение премьерминистру Фрадкову о переводе сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо. Знаете ли вы об этом поручении и если да — каким видите участие Госдумы и вашего комитета в этом процессе?»
—Я привлекался Министерством сельского хозяйства к разработке национальной программы по переводу автотранспорта и сельхозтехники на газ. И подготовленный при нашем участии закон об альтернативном топливе как раз предусматривает создание механизмов дополнительных преференций и мотиваций для перевода автотранспорта на газ. В настоящий момент мы завершаем разработку национальной программы по переводу машин сельского хозяйства на природный газ.
—В прошлом году Россия подписала соглашение по Киотскому протоколу. В этом соглашении при перечислении парниковых газов диоксид углерода — СО2 поставлен на первое место. Как в России на практике будет осуществляться процесс уменьшения выбросов в атмосферу СО2 и роль Вашего Комитета в этом?
—Киотский потокол не только подписан, но и ратифицирован. Правительство Российской Федерации в этом году должно разработать комплексный план выполнения этого протокола. И внести в Госдуму пакет постановлений и законопроектов, направленных на уменьшение выбросов в атмосферу парниковых газов.
А закон об альтернативном топливе, который во многом решает эту задачу, я предлагал на рассмотрение в Госдуму, правда, в несколько ином варианте еще в 1999 году. Сейчас мы предлагаем его на рассмотрение в доработанном виде. Так что мы во многом опередили развитие событий.
—Вы заговорили об опережении. Кто в нашей стране работает по водородной программе? Американцы выделяют из бюджета уже много лет миллиарды долларов на эту программу. А как у нас?
—У нас есть национальная программа, которая называется «Водородная экономика». Координатором ее является Федеральное агентство по атомной энергетике.
Есть у нас уже разработанные топливные элементы высокой мощности, которые работают на водороде. Проблема вся в чем? Деньги нужны на фундаментальную науку, на исследования. Допустим, Концерн Даймлер Крайслер выделил германскому концерну RWE EUR1,2 млрд. на разработку высокоэффективных двигателей для Мерседеса.
А у нас таких конкретных программ нет. Хотя работа идет, в том же Сарове… Но идет она безобразно медленными темпами и без прямого участия правительства эту проблему не решить…
—Существует расхожее мнение о том, что каждая вторая лампочка в России сегодня работает на газе? Это так?
—Намного больше. Если говорить об электроэнергетике — это 62%, а по факту, по данным РАО «ЕЭС» — еще больше.
—Валерий Афонасьевич, генеральный директор ОАО «Промтрактор» Семен Млодик узнав о том, что я встречаюсь с Вами, прислал несколько вопросов. Вопрос первый: «Вы посетили не так давно Чувашию и побывали на «Промтракторе». Ваши впечатления?»
—Очень приятные впечатления. Я с 1983 по 1992 год работал на Крайнем Севере в «Газпроме» и принимал у строителей тысячи километров магистральных газопроводов, эксплуатировал их. Техника использовалась только импортная — KOMATSU, CATERPILLAR, HITACHI, KATO… И символом плохой техники тогда был «Чувашпиллер» — трубоукладчики и бульдозеры Чебоксарского тракторного завода. Сегодня это совершенно другое предприятие и другая техника, которая конкурирует с лучшими мировыми образцами.
Я этому очень рад и считаю, что пришло время ввести некоторые экспортные ограничения по ввозу в Россию тяжелой тракторной и дорожно-строительной техники для того, чтобы дать возможность нашей машиностроительной индустрии развиваться.
—Следующий вопрос: «Должно ли государство поддерживать отечественных производителей и если да, то каким образом?»
—Должно, и именно государство.
—В чем проблема?
—Для этого вида, для этой отрасли? Это очень дорогая техника и транспортная составляющая очень высокая. Поэтому нам надо создать условия, для развития у нас японских, американских производств, чтобы им было не выгодно ввозить, а собирать здесь, создавая рабочие места. Или же ввести, и весь мир так и делает, на подобную технику ввозные пошлины.
То есть или повышать ввозные пошлины на готовую продукцию, или создавать мотивации, чтобы передовым мировым концернам было интересно у нас строить свои заводы.
А сегодня им это не выгодно…
—Ваши новогодние пожелания читателям журнала?
—Я хочу пожелать, чтобы в 2005 году нефтегазовый комплекс страны получил закон о магистральном трубопроводном транспорте, закон об альтернативных видах топлива, чтобы был разработан механизм снижения налоговой нагрузки.
Я желаю нефтегазовому комплексу подъема и процветания, потому что он — локомотив российской экономики, двигатель прогресса и процветания нашего Отечества.
• • • • •
А нам со своей стороны очень хочется, чтобы пожелания В.А.Язева сбылись, потому что сегодня и завтра нашего государства, и будущее планеты зависит, как никогда ранее, не столько от подвигов героев и полководцев, сколько от мудрого долготерпения добрых и рачительных хозяев.
Петербургская силиконовая долина. Фирма KORODUR — полы для промышленных нагрузок. Восточный лабиринт. Приразломное нефтяное месторождение: старт не за горами. «Газпром» уходит в море. Вокзал с видом на море. На пути к европейскому качеству.
Главная Публикации
|
|