Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Экологические аспекты борьбы с гололедом на автодорогах


Обеспечение безопасного движения автотранспорта в зимнее время и снижение негативных воздействий противогололедных реагентов является острейшей хозяйственной и экологической проблемой, связанной с большими материальными затратами на уборку дорог от снега и борьбу с гололедом, а также ущербом от аварий транспорта и травматизма людей.


Для борьбы с гололедом (до настоящего времени) применяются песко-соляные смеси и техническая соль. Несмотря на то, что они зарекомендовали себя не самым лучшим образом, их применение носит массовый характер. По данным Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга, за последние пять лет, при площади механизированной уборки в 36 млн. кв. м, количество технической соли, высыпаемой на улицы, уменьшилось со 160—170 тыс. т до 100 тыс. т, а песка с 230—250 тыс. т до 100 тыс. т. Однако их объем остается все-таки высоким.


Известно, что поступление антигололедных солей в окружающую среду гибельно воздействует на растения, водные объекты. По данным наблюдений, в Москве весной 1998 г. концентрация хлористого натрия в снеговой воде на расстоянии 10 м от дороги составляла 1300—1900 мг/л, а на расстоянии 50—60 м снижалась до 200—400 мг/л при ПДК 350 мг/л. Содержание воднорастворимого натрия в почве в 10-метровой зоне вдоль дороги колебалось от 800 до 1600 мг на 100 г почвы. Такие показатели свидетельствуют о сильном засолении почв. В результате этого и других антропогенных воздействий только в Москве в 1996 г. погибли 250 тыс. деревьев. Аналогичная картина наблюдается и в других крупных городах, в том числе и в Санкт-Петербурге.


Надо отметить, что в некоторых странах Северной Европы применение хлоридов кальция ограничено, а в Норвегии использование солей в борьбе с гололедом запрещено уже более 10 лет. Сейчас испытывается новый, экологически безопасный метод. Его технология проста: песок смешивается с водой, нагретой до 95 оС, а затем с помощью специальной автомашины разбрызгивается по трассе. Первые пять машин уже проходят испытания на дорогах Норвегии. Экспериментально установлено, что при высокой температуре лед протаивает и песчинки проникают до асфальта. Через минуту вода замерзает и на дороге образуется корка, похожая на наждачную бумагу. Сцепление колес с такой поверхностью достаточно устойчивое даже при прохождении более 2 тыс. автомобилей.


Следует отметить, что использование песка в зимнее время способствует увеличению запыленности атмосферного воздуха весной после стаивания снега. В этом отношении использование гранитной крошки в борьбе с гололедом в Финляндии представляется более предпочтительным.


В России также ведутся поисковые работы по отысканию наиболее эффективных и экологически безвредных химреактивов. Только в Москве за период 1996—2000 гг. было испытано более 20 противогололедных реагентов. Несмотря на достаточно широкие исследования, пока не созданы достаточно экономичные и экологически безопасные вещества, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к ним со стороны дорожных служб, участников движения и надзорных природоохранных органов.


В целях создания новых реагентов ЗАО «Экотранс-Дорсервис» совместно с кафедрой физической химии Санкт-Петербургского технологического университета в 2002 г. приступили к разработке новых композиций солей для температурных интервалов от


—2 оС до — 20 оС с их лабораторным испытанием в холодильниках Пельтье. Предварительно выполнен поиск оптимальной сырьевой базы для поставки солевых компонентов, в качестве которых будут использованы отходы химических заводов, ныне складируемые в отвалы и не используемые в производстве. Стоимость их существенно ниже хлористого кальция, а объемы вполне достаточны для использования в течение многих лет.


Теоретические расчеты и лабораторные опыты позволили определить наиболее перспективные композиции солей, например, тройные системы (две соли + вода). Еще более выгодно использовать четверные, пятерные и т. д. системы. Они еще более повышают криоскопический эффект, то есть понижение температуры замерзания растворителя (в данном случае воды). Кроме этого такие композиции обеспечивают и более быстрое таяние снега и льда.


Во всех перспективных композициях солей заранее исключены соли хлора и других агрессивных по отношению к металлам и окружающей среде элементов. Испытуемый состав может использоваться как удобрение, поэтому его применение автоматически исключает гибель придорожных деревьев и кустарников из-за засолонения. Пакет программ для расчета композиций имеется. После окончания лабораторных испытаний в 2002—2004 гг. планируется провести натурные испытания на автомагистралях города.


Несмотря на важность разработки подобных составов, проблема борьбы с гололедом представляется более сложной и комплексной. Ее разрешение требует рассмотрения ряда вопросов, связанных как с оснащенностью городских служб, ДРСУ, необходимой специальной снегоуборочной техникой, оборудованием, автоматическими распределителями-дозаторами, так и с выбором противогололедных реагентов с заданными техническими и экологическими свойствами. При этом необходима и своевременная информация о текущих и прогнозных метеоусловиях.


В пределах Ленинградской области


имеются 10 автоматических метеостанций «Роза» финского производства, которые обеспечивают дорожные службы сведениями об осадках, толщине гололеда, состоянии поверхности асфальта (мокрый, сухой, наличие солей и т. д.). Текущая погода выдается с интервалом от 10 мин. до 1—3 час.; метеопрогноз — с заблаговременностью 6 час.


Таким образом, при рассмотрении перспективных методов противогололедной обработки дорог необходимо решить три блока задач:


l технического оснащения новейшей снегоуборочной техникой, дозирующими аппаратами;


l информационного обеспечения ДРСУ и снегоуборочных машин о текущей и прогнозной метеообстановке на основе прямой радиосвязи с метеоцентром для оптимизации режима использования антигололедных составов, своевременной уборки снега и гололеда;


l разработка экономически и экологически эффективных антигололедных реагентов.


Оперативное управление зимним содержанием автодорог успешно проводит дорожный Комитет Ленобласти, где расположен прогностический дорожный метеоцентр, который обеспечивает метеоданными и метеопрогнозами ДРСУ. Работу по совершенствованию и оптимизации борьбы с гололедом проводит также и Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга. Решение же вышеперечисленных задач позволяет оптимизировать стратегию управления зимним содержанием дорог.


В заключение необходимо отметить важность всех составляющих в борьбе со снегом и гололедом, согласованность действий всех служб, обеспечивающих наилучшие транспортные условия. Нужны также организационная воля и экономическое обеспечение дорожных служб всеми необходимыми материальными и финансовыми средствами. Особое внимание необходимо уделить научному сопровождению актуальных проблем зимнего содержания дорог и, в первую очередь, их экологическим аспектам.


В Москве для борьбы с гололедом покупают техническую соль в МКР.

 

Elmos — электроинструмент для разных задач. Опалубочная фанерная плита RIGA FORM для монолитного домостроения. Таинства важной «начинки». Диагностика инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства. Kamstrup: точность измерений. ЗАЩИТИТЬ ЗНАЧИТ СОХРАНИТЬ. Как и где выбрать «одежду» для дома.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved