Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Северный морской путь: роль в освоении арктических углеводородных ресурсов и обеспечении энергетической безопасности страны


Общеизвестно, что Северный морской путь (СМП) обеспечил освоение колоссальных территорий России, прилегающих к Северному Ледовитому океану. Постепенно развиваясь со средних веков, от Архангельска на восток, он послужил путем экспансии русских народов — сначала на акваторию Баренцева и Печорского морей для китобойного и рыболовного промысла, затем, по мере появления пароходов и строительства ледоколов, все далее и далее, пока для транспортного обеспечения не была открыта сквозная судоходная трасса, связавшая Атлантический и Тихий океаны путем более коротким, чем огибая Африку или через Суэцкий канал.


Развитие российской Арктики связано с освоением ее минеральных ресурсов — руд Норильска, золота Колымы, леса, нефти и газа Сибири и других. СМП обеспечивал как завоз необходимого персонала, продовольствия, оборудования и материалов, так и вывоз готовой продукции.


Создание службы Главсевморпути позволило скоординировать действия различных ведомств, участвующих в освоении региона, создать устойчивую транспортную артерию, обеспечивающую бесперебойный доступ к удаленным портам, обеспечить ее метеорологическое и ледокольное обслуживание. Немаловажно то обстоятельство, что с самого начала работы Главсевморпути в его структуре была создана геологическая служба, впоследствии (в 1948г.) выделившаяся в специализированный Институт геологии Арктики (ныне ВНИИОкеангеология).


В 90е гг. ХХ в. структура СМП в силу политических причин и их экономических последствий стала приходить в упадок, произошло закрытие ряда производств, начался массовый отток населения из отдаленных городов и поселков.


Для ряда регионов России морской транспорт СМП является единственным, помимо дорогого авиационного. По сути, до недавнего времени основной грузо оборот по СМП обеспечивал Норильский горнометаллургический комбинат.


Роль СМП в освоении арктической нефти и газа


Импульс восстановлению СМП дала добыча арктической нефти и газа — на побережье Печорского моря, в Западной и Восточной Сибири. Для страны, в значительной степени зависящей от экспорта энергоносителей, обеспечение роста их добычи является принципиальной задачей. По мере истощения месторождений традиционных территорий страна нуждается в развитии новых перспективных регионов.


Развитие СМП и рост нефте- и газодобычи являются взаимозависимыми процессами — без логистического обеспечения невозможно осваивать новые территории, а импульс развитию транспортных схем дает рост грузопотока. В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», утвержденной Правительством России в 2003г., одним из приоритетных направлений развития добычных отраслей ТЭК является создание центров нефтегазодобычи на шельфе, побережье арктических морей и на прилегающих территориях, связанных транспортной инфраструктурой с СМП.


Освоение нефти и газа северных регионов с использованием СМП обеспечивает решение нескольких важных для России задач: - обеспечение экономической безопасности за счет увеличения поступлений от экспорта нефти и газа; - обеспечение транспортной независимости за счет прямой поставки продукции на внешний рынок, минуя территории третьих стран, без транспортных ограничений, существующих на традиционных трассах российского экспорта (пропускная способность трубопроводной системы и портовых терминалов, ограничения по водоизмещению танкеров в проливах); - диверсификация направлений экспорта — как на традиционные рынки Западной Европы, так и на перспективные Северной Америки; - обеспечение энергетической безопасности удаленных северных регионов за счет строительства местных нефтеперерабатывающих производств и газоснабжения. Можно выделить текущие и перспективные задачи, решаемые с помощью СМП. В настоящее время СМП обеспечивает логистику развития нескольких регионов неф те- и газодобычи: - Европейский Север — побережье и шельф Печорского моря. Разрабатываемые месторождения нефти Варандея и острова Колгуев; подготавливаемые к освоению шельфовые месторождения Печорского моря; - Западная Сибирь. Началось освоение месторождений нефти и газа Обь-Тазовской губы, полуострова Ямал. СМП обеспечивает вывоз нефти Обских месторождений (НК РИТЭК) — благодаря прямым поставкам на внешний рынок, высококачественные нефти не смешиваются в магистральном нефтепроводе, что обеспечивает значительную премию к цене реализации по сравнению с базисным сортом Юралс; - Восточная Сибирь. Началось освоение месторождений нефти Ванкорской группы; обеспечивалась вывозка нефти Талаканского месторождения. СМП обеспечивает не только развитие неф тедобычи в Арктическом регионе, но реализует динамично развивающийся проект создания нового экспортного направления для нефти и нефтепродуктов из глубинных районов России через порты Белого и Баренцева морей с поставкой по железной дороге.


Развитие новых транспортных схем заключается не столько в отсутствии достаточных экспортных мощностей системы магистральных нефтепроводов, сколько в стремлении нефтяных компаний увеличить рентабельность проектов за счет 100% экспорта добываемой нефти (при экспорте по магистральным нефтепроводам экспорт компаний квотируется — они не могут экспортировать более 30% добытой нефти и обязаны реализовывать оставшиеся 70% на внутреннем рынке по более низким, чем мировые, ценам).


С СМП связано и планируемое освоение газовых месторождений — Штокмановское месторождение, на котором сосредоточено 85% доказанных запасов газа шельфа Баренцева моря; месторождения полуострова Ямал. Если вывоз конденсата может быть осуществлен традиционным танкерным методом, то для вывоза газа по СМП потребуется создание мощностей по производству СПГ и строительство (аренда) газовозов.


Если перспектива освоения газовых месторождения достаточно удалена, то оценка предполагаемого роста трафика по СМП за счет нефтедобычи может быть проведена на основе реализуемых в настоящее время нефтяными компаниями проектов. По этим данным, общий объем вывоза нефти и конденсата к 2012г. на западном участке СМП составит 45 млн. т, которые будут поступать в основном с месторождений Ванкорского проекта, Обской губы, Печорского моря. Помимо этого, через терминалы Белого моря (Архангельск, Онега, Витино) и Мурманск будет вывозиться до 20 млн. т нефти и нефтепродуктов, поставляемых по железной дороге.


В западном секторе российской Арктики наибольшее значение имеет Печорское море: развитие Варандейского центра нефтедобычи (ЦНД), включающего как сухопутные, так и морские месторождения, связанные единой транспортной инфраструктурой, Колгуевского ЦНД и создание Приразломного ЦНД.


Уточним, что под центрами нефтедобычи нами понимается совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт. ЦНД определяются как пространственно и технологически связанные системы объектов разработки углеводородного сырья, его транспортировки и учета товарной продукции.


В настоящее время на шельфе Печорского моря выданы три лицензии на добычу — Приразломное, Медынскоеморе, Варандейморе. Первое месторождение представляет собой самостоятельный ЦНД, остальные войдут в состав Варандейского ЦНД. Ожидается получение лицензии по праву первооткрытия на наиболее крупное по запасам Долгинское месторождение.


Рассматривая историю изучения и лицензирования шельфовых месторождений, следует обратить внимание на несколько обстоятельств: - Лицензии на самые крупные к тому времени месторождения — Штокмановское и Приразломное были выданы подконтрольному Газпрому Росшельфу на бесконкурсной основе. - В начале лицензионного этапа были выданы поисковые лицензии на уже открытые месторождения — Ледовое, Лудловское и Мурманское. - Три месторождения открыты в рамках работ на поисковых участках — Варандейморе, Медынскоеморе и Долгинское. - После открытия Долгинского (самого крупного нефтяного месторождения Печорского моря) в течение ряда лет оно находилось в нераспределенном фонде, и только в конце 2004г. Газпром подал заявку о получении лицензии по праву первооткрывателя; после получения лицензии на Долгинское месторождение большинство запасов как газа, так и нефти, будет лицензировано для добычи. Основными участниками освоения являются: на суше — «Лукойл» и созданное им СП с «КонокоФилипс», на шельфе — «Газпром» и его дочерняя структура «Севморнефтегаз», и «Арктикшельфнефтегаз», созданное на паритетных началах «Арктикморнефтегазразведкой» и «Промышленными Инвестициями». Успешность развития проектов зависит в немалой степени от координации действий этих компаний, в том числе инвестиций в развитие СМП.


Роль СМП в обеспечении энергетической безопасности страны


Помимо обслуживания растущей добычи и экспорта нефти и газа, СМП в ближайшее время будет играть значительную роль в обеспечении энергетической безопасности страны. Это связано с планированием создания ряда перерабатывающих производств для местного топливообеспечения. В первую очередь, к ним относится создание нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для обеспечения Норильского промышленного узла на основе нефти Ванкора и создание НПЗ в Мурманске для переработки тяжелых нефтей шельфа и побережья Печорского моря. Если в первом случае решается задача снабжения крупного, но единственного города и его производств, то во втором речь идет об энергетической безопасности регионов.


Создание Мурманского НПЗ позволит не только обеспечить топливом прилегающие регионы и северный завоз, но и окажет стимулирующее воздействие на развитие проектов освоения шельфовых месторождений и развитие транспортных схем.


Предполагается, что к 2012г. около 20млн.т добычи придется на тяжелые нефти, добываемые на побережье и шельфе Печорского моря — в большинстве своем (85%) битуминозные, имеющие значительный выход более дешевого мазута при нефтепереработке. По своим качественным показателям они значительно хуже усредненной экспортной смеси сорта Юралс.


Низкое качество нефтей обусловливает значительную скидку к цене их реализации по сравнению с маркерным сортом Юралс (до 10% и более), что сказывается на рентабельности инвестиционных проектов в освоении шельфовых месторождений (Приразломное, Медынскоеморе, Варандейморе).


Вместе с тем, в Мурманскую и Архангельскую области по железной дороге ежегодно ввозится 4 млн. т нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в центральной части страны. При этом в топливно-энергетическом балансе областей главную роль играет мазут (3/4 от всех потребляемых нефтепродуктов).


Создание нефтеперерабатывающего завода в Печенгской губе на Кольском полуострове, в первую очередь, производства по переработке тяжелых шельфовых нефтей (аналогичный проект по переработке тяжелых сернистых нефтей реализуется на Нижнекамском НПЗ в Татарстане), позволит: - Обеспечить энергетическую безопасность Мурманской и Архангельской областей, в первую очередь, с позиций бесперебойного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства мазутом и снижения транспортной составляющей в его цене. - Увеличить вклад местной сырьевой базы в развитие экономики региона. - Направлять на экспорт легкие продукты перегонки с большей добавленной стоимостью и повысить рентабельность освоения шельфовых месторождений. - Создать дополнительные рабочие места на высокотехнологичных производствах. - Повысить рентабельность проекта транспортировки нефти через Архангельск на Мурманск за счет загрузки челночных танкеров мазутом на обратном пути, в первую очередь, в летний период, когда нет необходимости подогрева. - Снять нагрузку на Октябрьскую и Северную железные дороги, направив высвободившиеся мощности на экспорт иной продукции; тем самым портовые мощности Мурманска и Архангельска могут быть более эффективно использованы для перевалки других грузов. В результате с использованием СМП будет создана схема обеспечения энергетической безопасности обширного региона.


В условиях высоких мировых цен на нефть строительство новых нефтеперерабатывающих мощностей для обеспечения потребностей отдаленных регионов, с точки зрения компаний, может быть невыгодно, но оно обеспечит общий эффект развития экономики северных регионов и страны в целом. Как отмечал 26 мая 2004г. в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин, на первом месте должна быть «реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний».


Очевидно, что для реализации этого проекта, имеющего стратегическое значение для России, государство и администрации регионов заинтересованы в создании благоприятного инвестиционного климата, включая налоговые преференции, как для отечественных, так и зарубежных инвесторов.


Координация развития


В развитии СМП заинтересовано несколько регионов России, в первую очередь — Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). Освоение месторождений на шельфе и побережье Арктики является важным для округа в целом интеграционным проектом, в реализации которого будут непосредственно принимать участие предприятия большинства субъектов федерации, входящих в состав округа. Предприятия СЗФО могут принимать и принимают участие в выполнении работ на различных этапах реализации проектов освоения шельфовых месторождений. Это поисковые геологоразведочные и проектно-изыскательские работы, строительство платформ (горнорудная промышленность, металлургия, машиностроение и металлообработка, инженерное обеспечение обустройства промыслов), обеспечение функционирования системы нефтегазодобычи (обычная и спутниковая связь, метеорология, обеспечение транспортных схем вывоза продукции (судостроение, судоремонт, навигационное обеспечение, функционирование береговой инфраструктуры), строительство перерабатывающих производств. Транспортный комплекс округа обеспечивает необходимые железнодорожные, морские, авиационные и автомобильные перевозки.


Реализация проектов освоения ресурсов углеводородов арктических морей требует значительной координации действий, не столько в рамках отдельных проектов по освоению шельфовых месторождений, а комплексно — как развитие единого территориального комплекса ТЭК на шельфе и побережье Печорского и Баренцева морей, связанного единой инфраструктурой и системой жизнеобеспечения, главную роль в которой играет СМП (рис. 5). Немаловажным преимуществом является то, что практически все основные портопункты северо-западной Арктики открыты для неограниченного захода судов под иностранным флагом.


Необходимо создание благоприятной инвестиционной среды не только для освоения, но и поисков шельфовых месторождений для обеспечения ресурсной базы нефтегазодобычи (в т.ч. планирование целесообразной лицензионной политики); развитие обеспечивающей транспортной инфраструктуры СМП, включая строительство танкеров, ледоколов и судов обеспечения, развитие портовых комплексов и т.п. Как показывает опыт, при управлении пространственным развитием территорий не удавалось достичь согласованности действий всех заинтересованных сторон — структур Минприроды, Минэнерго, Минтранса, инвесторов, администраций субъектов федерации.


Путем решения этой проблемы является координация действий аппаратами полномочных представителей Президента России в федеральных округах. В частности, разработка и реализация комплекса мер по освоению ресурсов углеводородов шельфа Баренцева и Печорского морей проводится в рамках Экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе как элемент реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года».


 

Материалы для вторичной герметизации стеклопакетов. Чистая вода — результат нашего труда. Надежно. Проверено. Интех. «ЛенСпецСМУ»: все о «Новой Гражданке». В промышленной экспертизе работают «по понятиям». Когда будут определены правила игры?. Кран краном вышибают. Системы изоляции URSA для скатных крыш.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved