Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Экспортный потенциал нефтегазового оборудования России


Практически на всех этапах развития нефтегазового комплекса нашей страны на промыслах использовалось отечественное технологическое оборудование, объем которого в количественном отношении превышал 98%. В 80-х гг. прошлого века его выпускали более 200 заводов, входивших в состав Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР. И лишь менее 2% используемой техники относилось к отдельным видам зарубежного оборудования, которое в силу ряда причин не производилось в Советском Союзе.


Начиная с 20-х гг. прошлого века и далее усилиями советских машиностроителей создаются одно- и многосекционные (в том числе редукторные) турбобуры, электробуры, винтовые забойные двигатели, извлекаемые буровые долота, толстостенные алюминиевые трубы нефтегазового сортамента, извлекаемый керноотборный инструмент и т. п.


Успехи отечественных машиностроителей позволили решить ряд важнейших технологических задач при проводке скважин. В их числе: горизонтальное бурение, бурение кустовых скважин, бурение многозабойных скважин, наконец, проводка самой глубокой в мире скважины на Кольском полуострове (свыше 12 км).


ХХ в. характеризуется интенсивным выходом советской нефтегазовой техники на мировой рынок, развитием экспортных потоков в Индию, Китай, Иран, Ирак, Вьетнам, Румынию, Сирию, Египет. Отдельные виды оборудования закупаются нефтяниками США, Канады, Венесуэлы. Советское нефтегазовое оборудование подкупало своей простотой, повышенным запасом прочности и в целом доступной ценой, что было особенно важно для развивающихся стран, создающих свой углеводородный потенциал. Бесстрастное же сопоставление отечественной и зарубежной нефтегазовой техники позволяло выявить недостатки, проявляющиеся у отдельных видов нашей продукции, — недостаточную надежность и повышенную материалоемкость.


Период перестройки, последовавший за ним распад Советского Союза и начальный этап становления рыночной экономики, бесспорно, негативно отразились на положении дел в нефтегазовом машиностроительном комплексе, который, по существу, распался на отдельные самостоятельные предприятия, абсолютно не готовые к функционированию в условиях свободного рынка. Особенно тяжелыми были 1995–1997 гг., когда в условиях полного отсутствия бюджетного финансирования, при проявившейся тенденции закупок импортного оборудования российскими нефтегазовыми компаниями, отечественные заводы нефтегазового машиностроения испытывали острейший дефицит средств и практически приостановили процесс обновления основных фондов. Наступила технологическая стагнация.


Переломным моментом в недавней истории стало развертывание программы конверсии, в соответствии с которой около 200 машиностроительных предприятий военно-промышленного, аэрокосмического и атомного комплексов были полностью или частично переориентированы на выпуск нефтегазовой техники. Привлечение этих передовых предприятий, в которых работали специалисты высшей квалификации, использование великолепной техники и технологии благотворно сказалось и на заводах традиционного нефтегазового машиностроения, позволило сосредоточиться на производстве продукции, посильной для их коллективов и оборудования.


Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что потребности нефтегазового комплекса России в оборудовании удовлетворяются отечественными машиностроителями примерно на 80%, что в условиях открытого рынка выгодно характеризует показатели конкурентоспособности российской техники. Естественно, это не говорит о том, что все производимое на российских заводах нефтегазовое оборудование полностью конкурентоспособно. Конечно, это не так. Подобно тому, как это имеет место на предприятиях США, Европы, Японии, выпускаемая у нас машиностроительная продукция обладает показателями конкурентоспособности, колеблющимися в весьма широком диапазоне. Как и за рубежом, в России функционируют как предприятия-лидеры, так и заводы-аутсайдеры.


Вместе с тем отрадно, что общая тенденция производства конкурентоспособного нефтегазового оборудования захватывает все большее число предприятий России.


В контексте с вышеизложенным уместно остановиться на некоторых моментах. Лакуны в российском законодательстве, устранившие государство из сферы конкретной экономики, привели к резкому сокращению объемов разведочного и эксплуатационного бурения. Это, естественно, сказалось на сокращении спроса на буровую технику, доля которой составляет около 30% всего рынка нефтегазового оборудования. В России, по разным данным, этот рынок составляет $1,2–1,5 млрд., и, следовательно, доля продаж бурового оборудования — до $0,5 млрд.


Приведенная выше информация лишний раз подтверждает, что несовершенство законодательства, недостаточная компетентность властных структур могут пагубно сказаться на благополучии, да и просто существовании целой подотрасли.


В настоящее время наметились пути исправления ситуации, и тревога за судьбы заводов бурового оборудования отступает. Что же собой представляют эти заводы и какова специфика выпускаемой ими продукции?


Бесспорный лидер этого сектора — компания «Уралмаш-Буровое оборудование», изготовившая за 60 лет около 15000 буровых установок и комплектов бурового оборудования. При этом более 900 из них экспортированы в 26 стран мира. Буровые установки с этим брендом работают в России, странах СНГ, Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Южной и Центральной Америки, Азии. Сегодня «Уралмаш-Буровое оборудование» предлагает своим заказчикам более 25 различных типов буровых установок (стационарных, кустовых, мобильных) на глубину бурения от 2500 до 15000 м в любых климатических и горно-геологических условиях.


Специально для труднодоступных условий, подобных тем, которые встречаются при освоении месторождений Западной и Восточной Сибири, разработано и производится новое поколение оборудования — специализированные кустовые буровые установки грузоподъемностью от 200 до 320 т. Они имеют блочно-модульную структуру, благодаря которой значительно сокращаются сроки монтажных работ и затраты на них. Для бурения разведочных скважин нефтяникам предлагаются буровые установки грузоподъемностью от 80 до 220 т.


Буровые установки нового поколения оснащаются триплексными буровыми насосами, которые отличаются надежностью и эффективностью в эксплуатации, и циркуляционными системами, обеспечивающими экологически чистое бурение.


Они также имеют плавнорегулируемый привод основных механизмов, регулятор подачи долота и оснащены современными цифровыми системами контроля и управления. Продукция компании «Уралмаш-Буровое оборудование» полностью конкурентоспособна с лучшими зарубежными аналогами. Буровые установки соответствуют отечественным машиностроительным нормам прочности и устойчивости конструкций, а также нормам Американского нефтяного института (API) и имеют соответствующие показатели надежности и долговечности (в 2004 г. сертификат API был в очередной раз продлен). Высокий уровень качества и долголетняя эффективная эксплуатация подкрепляются великолепно отлаженным фирменным техническим сервисом.


Привлекательность указанных установок на мировом рынке, помимо высокого уровня качества, обеспечивается ценовыми показателями, существенно более низкими по сравнению с зарубежными аналогами.


Одними из основных агрегатов, обеспечивающих эффективность бурения, являются забойные двигатели, выпускаемые предприятиями дивизиона «Буровой инструмент» (г. Пермь, г. Павловск). Редукторные турбобуры и винтовые забойные двигатели этой марки по праву считаются лучшими среди аналогичной российской продукции и полностью конкурентоспособны на мировом рынке. Не менее важным элементом бурения является буровое долото, практически полностью обеспечивающее эффективность этого процесса. Сегодня на российском рынке присутствуют практически все мировые производители породоразрушающего инструмента, конкурентное соперничество между которыми приобретает особую остроту.


В связи с этим отрадно отметить, что ОАО «Волгабурмаш», производящее шарошечные и алмазные долота, неизменно занимает доминирующее место на российском рынке — компания стабильно удовлетворяет около 80% всего объема спроса на долота для нефтегазового сектора буровых работ. Последовательная и систематическая работа ее конструкторов и технологов обеспечивает постоянную тенденцию роста основного показателя качества — средней проходки на долото.


Однако сравнение с лучшими зарубежными аналогами (в основном с американскими) свидетельствует о том, что по этому показателю отечественная продукция все-таки не является лидером. Вместе с тем, стоимость российских долот в несколько раз меньше, чем американских. Этот фактор, в сочетании с очевидной тенденцией повышения качества, делает отечественные буровые долота весьма привлекательными на внутреннем и международном рынках.


В целом, если оценивать конкурентоспособность российского бурового оборудования, целесообразно остановиться на следующих моментах. Анализ структуры покупок технологического оборудования нефтегазовыми компаниями позволил выявить определенную тенденцию: у зарубежных производителей они предпочитают приобретать технологически сложные, крайне важные для работы виды оборудования, и, соответственно, — дорогостоящие.


Применительно к буровым установкам — это верхний привод, телеметрия, оборудование для очистки буровых растворов. По долотам — западные конструкции в основном применяются там, где имеют место весьма сложные условия бурения, твердые породы и к инструменту предъявляются специфические требования — то есть там, где долота эффективны, несмотря даже на свою крайне высокую стоимость. Что касается бурильных и обсадных труб — суть вопроса в используемых материалах. На российских предприятиях не производят труб с особо высокими прочностными свойствами, а тем более выпускаемых малыми сериями.


Сложившаяся конфигурация рынка бурового оборудования характеризуется тем, что российские машиностроители, как правило, представлены в массовых сегментах рынка. Импортные же конструкции занимают здесь определенные ниши, соответствующие их чрезвычайно высокой технической сложности и дороговизне. В целом же, зарубежные конкуренты поне многу вытесняются и с эксклюзивных позиций. Привязанность к импортному оборудованию далеко не всегда устраивает отечественные нефтегазовые компании. Это оборудование всегда дорого, а в ряде случаев его эксплуатация приводит к сложностям, связанных с техническим обслуживанием. Сегодня российское буровое оборудование позволяет успешно решать ряд важнейших технологических задач. Первая связана с развитием направленного бурения, строительства боковых стволов и радиальных ответвлений — для малодебитных или бездействующих скважин, а также технологий многозабойного бурения.


Известно, что совершенствование таких технологий позволяет с минимальными затратами кратно увеличивать дебит действующих скважин, массово вводить в промышленную эксплуатацию скважины, простаивающие десятилетиями.


Вторая — технология строительства скважин в осложненных условиях, в частности — на море и в зонах вечной мерзлоты. Третья — разработка и создание автоматизированных забойных систем бурения скважин в соответствии с проектной траекторией, позволяющих в автоматическом режиме на программном уровне обеспечивать оптимальное сочетание параметров режима бурения.


На стадии разработки находятся перспективные инженерные решения, которые будут внедряться уже через 2–3 года, такие как управляемые КНБК роторного и винтового забойного типов, комплекс технических средств для бурения скважин на депрессии с помощью колтюбинга, комплекс заканчивания многозабойных скважин и пр.


Если говорить о конкурентоспособности нефтепромыслового оборудования, то в качестве примера целесообразно привести установки электроцентробежных насосов (УЭЦН). Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, УЭЦН обеспечивает основной способ (до 65%) добычи нефти. Во-вторых, УЭЦН — характерный пример того, как последовательные и целенаправленные усилия буквально за несколько лет превратили изделие среднего качества в полностью конкурентоспособную продукцию. Ее основные производители — заводы «АЛНАС» и «Борец» — в настоящее время выпускают оборудование не хуже, а в ряде случаев и лучше хорошо известных REDA и Centrilift.


Исключением из общего комплекта УЭЦН сегодня является лишь кабель, термостойкость которого не позволяет без ограничений использовать отечественные установки в термальных и глубоких скважинах. Во всех остальных случаях они ни в чем не уступают зарубежным аналогам.


Уместно также отметить и успехи отечественных трубных холдингов и компаний. Сегодня ими выпускается весь нормальный ряд труб нефтегазового сортамента, качество которых подтверждено сертификатами API и ISO.


Завершая краткий обзор, отметим следующее. По соотношению «цена-качество» многие виды оборудования не уступают, а в ряде случаев превосходят зарубежные аналоги. Что касается двух других показателей конкурентоспособности — уровня сервисного обслуживания и затрат на этапе эксплуатации, — то здесь еще имеются резервы роста.


В целом же, существующий и ожидаемый в обозримом будущем уровень конкурентоспособности российского нефтегазового оборудования свидетельствует о его полной готовности к экспорту. Для многих видов оборудования экспорт — это уже прошлое и настоящее, для других — вполне реальная перспектива.


 

Газобезопасность: власть и капитал. Выход есть!. Баренцевское направление транспортировки: перспективы и условия развития экспорта нефти. ОВОС проекта транспортировки газа со Штокмановского месторождения до завода СПГ в губе Ура. Вентилируемые фасады и… политика. Каспий–Сахалин–Арктика. Сергей Сердюков: Балтийское море — наша «коммунальная квартира». В согласии с природой.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved