Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


«Голубая кровь» в стальных жилах


Нефть и газ — «кровь» мировой экономики, текущая по стальным жилам трубопроводов, и от здоровья этой «кровеносной» системы зависит благополучие государств. В ноябре 2005 г. состоялось официальное открытие международного газопровода «Голубой поток» при участии Президента России Владимира Путина, Премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдогана и Премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. И хотя фактически эксплуатация газопровода началась еще в феврале 2003 г., общественное внимание вновь было привлечено к этому грандиозному проекту.


Сегодня особый интерес представляет уникальный опыт создания «Голубого потока» в связи с заявленными «Газпромом» планами строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского и Северного морей. Стало расхожим мнение, что «Газпром» «уходит на дно», создавая новые транспортные системы из политических соображений, однако объективным будет утверждение, что они формируются именно для того, чтобы уйти от политики, от политического влияния на торговые отношения концерна. Но главное здесь то, что строительство подводных газопроводов является реальной необходимостью современной мировой энергетики, причем впервые об этом стали говорить авторитетные эксперты США еще два десятилетия назад, когда стало очевидным, что именно газ станет топливом ХXI в.


Действительно, трубопроводные системы обладают многими, в первую очередь экономическими преимуществами, по сравнению с транспортировкой сжиженного газа, хотя без последней в ряде случаев тоже не обойтись. Поэтому-то еще 20 лет назад американские специалисты и пытались решить ряд технических вопросов, связанных с прокладкой и эксплуатацией подводных (морских) газопроводов. Прежде всего, это проблемы высокого давления и воздействия агрессивной среды. Сегодня такие газопроводы уже действуют, а в перспективе — более масштабные проекты, поэтому накопленный опыт заслуживает всестороннего изучения.


Техническая проблема укладки трубопровода на глубину под водой связана с возникновением перекосов, колебаний и вибраций на укладываемом участке, которые могут усугубляться подводными течениями.


Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступал итальянский государственный концерн ENI, имеющий большой опыт строительства морских газопроводов и крупнейший в мире трубоукладочный флот. С целью снижения рисков и уменьшения внешних воздействий специалисты ENI и других компаний разработали специальную технологию, получившую название J-lay, поскольку форма укладываемой трубы похожа на букву J. Эта технология для глубоководных работ пришла на смену ранее использовавшейся S-lay. И хотя J-lay менее производительна (на укладку труб затрачивается больше времени), главным ее преимуществом является повышение устойчивости, надежности конструкции. Средняя скорость укладки составляла 4 км в день, однако, принимая во внимание то, что она проводилась на самой большой глубине в мировой истории строительства трубопроводов — до 2150 м, этот показатель следует считать высоким. Технология позволяла в процессе работы корректировать схему укладки с учетом локальной специфики — топологии морского дна. Лучшее прилегание трубы к дну обеспечивали подводные роботы, а для адаптации к особенностям рельефа использовались утяжеленные участки. Труба сваривалась прямо на борту специального судна Saipem-7000, принадлежащего ENI, которое прошло модернизацию для применения технологии J-lay.


Учитывая жесткие условия эксплуатации подводной части трубопровода, для его сооружения использовались специальные трубы с внутренним и внешним полимерным покрытием диаметром 610 мм, изготовленные с использованием высококачественной коррозийно-стойкой стали. Предварительную подготовку трубы проходили на заводе в Самсуне (Турция), построенном специально для данного проекта. Нельзя не сказать и о том, что глубоководная часть трубопровода является не единственным уникальным технологическим со оружением в рамках «Голубого потока».


К их числу следует также отнести строительство горной части трубопровода с диаметром 1200 мм. При этом были сооружены впервые в истории российской нефтегазовой промышленности тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный на территории Краснодарского края. Их общая протяженность составила 3260 м. Для обеспечения безопасности на 17-ти участках были построены противооползневые сооружения.


Кроме этого на трассе газопровода «Голубой поток» с использованием технологии горизонтально направленного бурения скважин большого диаметра были построены подводные переходы через реки Понура (772 м), Кочеты (708 м) и Расшиватка (650 м). Самый большой переход был сооружен под руслом реки Кубань в районе поселка Белозерка — на глубине 15 м под дном реки с бурением скважины длиной 902 м, диаметром 1800 мм с протаскиванием рабочего трубопровода диаметром 1420 мм.


Надежность работы трубопровода, кроме передовых технологических решений, обеспечили испытания газопровода методом стресс-теста, а на горных участках — пневматические испытания.


Несомненно, что все эти технологические достижения, многие из которых были реализованы впервые, дадут бесценный опыт для следующих проектов.


Из истории проекта


15 декабря 1997 г. В рамках межправительственного соглашения между Россией и Турцией «Газпром» заключил контракт с турецкой фирмой Botas на поставку 365 млрд. м3 газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет. Февраль 1999 г. «Газпром» и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по совместному участию в реализации проекта «Голубой поток». 16 ноября 1999 г. «Газпром» и ENI зарегистрировали в Нидерландах на паритетных началах российско-итальянскую компанию специального назначения Blue Stream Pipeline. 23 ноября 1999 г. Blue Stream Pipeline подписала с компаниями «Сайпем», «Буиг офшор СА», «Катран К» и японским консорциумом в составе «Мицуи Ко ЛТД», «Сумитомо» и «Иточу» контракт на проектирование, поставку оборудования и строительство «под ключ» морского участка «Голубого потока». Февраль 2000 г. Началось строительство сухопутного участка газопровода на российской стороне. Август 2001 г. Началось строительство КС «Береговая». Сентябрь 2001–август 2002 гг. — строительство тоннеля под хребтом Кобыла. Сентябрь 2001 г. Началось строительство морского участка. Судно «Касторо-8» приступило к строительству двух «ниток» на мелководье у российского побережья. Октябрь 2001–май 2002 гг. Строительство глубоководной части морского участка. В июне 2002 г. строительство морского участка было полностью завершено. Его владельцем, включая КС «Береговая», является компания Blue Stream Pipeline. Май–сентябрь 2002 гг. — строительство тоннеля под хребтом Безымянный. 30 декабря 2002 г. на терминале «Дурусу» в Турции был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса «Голубой поток». Владельцем и оператором сухопутного участка газопровода является ОАО «Газпром».


 

Баренцевское направление транспортировки: перспективы и условия развития экспорта нефти. ОВОС проекта транспортировки газа со Штокмановского месторождения до завода СПГ в губе Ура. Вентилируемые фасады и… политика. Каспий–Сахалин–Арктика. Сергей Сердюков: Балтийское море — наша «коммунальная квартира». В согласии с природой. ОАО «Северная нефть»: российские производители стали нам ближе.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved