Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Наряду со стратегией нужна еще и тактика


Год назад, в ходе Третьего Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в ХХI веке», отмечалось, что основные задачи Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 г. практически не решаются, что выражается, в частности, в износе основных фондов отраслей топливно-энергетического комплекса, снижении инвестиций в ТЭК, отсутствии синхронизации тарификации энергетических отраслей. «Сегодня все эти проблемы необходимо рассматривать уже под более острым углом», — считает председатель Комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям Михаил Одинцов:


Летом 2006 года в Санкт-Петербурге состоится встреча лидеров «большой восьмерки» под председательством президента РФ В. В. Путина. Главной ее темой станет развитие международного энергетического сотрудничества, направленного на обеспечение мировой энергетической бе зопасности. В связи с особым общественным интересом к этой теме, Четвертый Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в ХХI веке» (3–7 апреля 2006 года), главной темой которого является энергетическая независимость и безопасность России, может стать хорошей возможностью для выработки конкретных рекомендаций мировому сообществу.


Надо отметить, что анализ основных показателей развития ТЭК по взаимоувязке с параметрами и динамикой экономического развития России за последний период показывает, что в целом они адекватны и даже по нескольким позициям превышают прогнозные оценки Энергетической стратегии. Так, например, темпы экономического роста превышают параметры, которые закладывались в стратегии — на 6,9% в прошлом году. По первому полугодию 2005 года вклад ТЭКа в консолидированный бюджет РФ возрос с 39 (2004 год) до 57%, то есть превысил половину его доходной части.


Соответственно, идет на опережение и производство топливно-энергетических ресурсов — примерно на 5%. Если же проводить поотраслевую аналитику, то фактические объемы добычи нефти, газа и угля превышают параметры стратегии соответственно на 5; 3,9 и 1,5%. Более существенная разница наблюдается в экспорте топливно-энергетических ресурсов — почти 10%. В совокупности с ценовой конъюнктурой мирового рынка это и позволило обеспечить экономический подъем. А государственная энергетическая политика в целом обеспечила требования стратегии в части энергетической безопасности, энергетической и бюджетной эффективности, экологической безопасности страны. Но хотелось бы поправиться — на сегодняшний день.


При позитивной оценке состояния экономики России ряд факторов вызывает серьезную озабоченность. Один из них — это обеспечение энергетической безопасности, соответствующей стратегическим требованиям в перспективе. Высокий износ основных фондов во всех отраслях ТЭКа не может не вызывать такой озабоченности. Его действующая технологическая база устарела как по своим техническим, так и экономическим характеристикам (в электроэнергетике, например, износ основных фондов составляет сейчас 58%). В то же время отставание по объемам капиталовложений в развитие ТЭКа ежегодно составляет 130 млрд. рублей по отношению к уровню, определенному Энергетической стратегией.


Тем временем внутренний спрос на энергоресурсы в России уже опережает заявленный в Энергетической стратегии, которая предусматривала два сценария прироста электропотребления к 2005 году. Пессимистический — 46 млрд. кВт/ч, оптимистический — 50 млрд. кВт/ч. Фактически мы имеем 73 млрд. кВт/ч. Но я категорически не согласен с выводами, которые делаются на основании этих данных, что сама Стратегия абсолютно оторвана от жизни, совершенно никуда не годится. Это векторный, макро экономический документ, который определяет, прежде всего, долгосрочные цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации государственной энергетической политики. И мы изначально понимали условность всех параметров, их зависимость от конъюнктуры внешнего рынка и политической ситуации на внутреннем рынке. Согласен, что параметры надо корректировать. Однако делать это автоматически, подгоняя без анализа цифры под реальность, я бы не стал.


Анализ показывает, что даже при опережающем снижении энергоемкости экономики внутренний спрос на топливно-энергетические ресурсы будет расти с превышением оценок Энергетической стратегии.


В прошлом году усилилась тенденция, связанная с доминирующим положением ТЭКа в экономике страны. В то же время удельная энергоемкость экономики снижается. По оценке, в 2005 году она составила 80% от уровня базового 2000 года. В стратегии мы закладывали 86%. То есть мы вроде бы идем с 6%-ным опережением. Но хотелось бы отметить некоторый парадоксальный момент. За счет чего же темпы роста ВВП были выше, чем увеличение потребления первичных энергоресурсов? Во-первых, за счет того, что сама структура ВВП меняется, в ней растет доля услуг и малоэнергоемких отраслей экономики. Во-вторых, в денежном выражении снижение энергоемкости продукции происходило в значительной мере за счет более высоких темпов роста составляющих себестоимости при существенном ограничении роста цен и тарифов на энергоресурсы. То есть это в некотором смысле иллюзия: при замораживании тарифа и росте других составляющих себестоимости энергоемкость виртуально, ра зумеется, стремится к нулю. На самом деле технический потенциал энергосбережения используется далеко не полностью. В экономии потребления первичных энергоресурсов лишь 20–25% — следствие реализации технологического потенциала энергосбережения. Хотя в стратегии этот потенциал оценивается в 40–45%.


Проблема инвестирования в ТЭК по-прежнему остается ключевой. По оценкам комиссии СФ РФ по естественным монополиям, до 2020 года в ТЭК необходимо будет вложить $900–1200 млрд., в том числе частных, российских и иностранных инвесторов. Особую тревогу вызывает положение дел в электроэнергетике и газовой промышленности — то есть системообразующих отраслях, которые реально обеспечивают энергетическую безопасность страны. Я уже назвал некоторые цифры по износу фондов. Это результат того, что нормального рыночного инвестиционного цикла в энергетике нет. Он может сложиться только тогда, когда закончатся реформы, возникнут рыночные цены, пойдут инвестиционные сигналы и т. д. До этого времени действует механизм мобилизации государственных и негосударственных ресурсов через разные инструменты: инвестиционную составляющую тарифа, механизм гарантирования инвестиций. Этот механизм разработан в РАО «ЕЭС России», прошел согласование со всеми министерствами, но где-то, как говорится, «увяз». Предполагается, что Минпромэнерго, прогнозируя, находит точки дефицита энергии, а системный оператор проводит конкурсы среди потенциальных инвесторов. Инвестор строит на эти точках свою генерацию в ограниченных масштабах, не более 5 тыс. мегаватт, получая от энергорынка гарантию возврата капитала. Чтобы было понятно, как это может выглядеть практически, допустим, что в один год выработано в два раза больше электроэнергии. Цена в условиях конкурентного рынка упала. Инвестор, который строил генерацию на заемные деньги, недополучает возвратные средства, проигрывает. Но на этот случай существует некий, назовем его фонд — для всех участников рынка, в который они собирают эти «возвратные» деньги. В механизме гарантирования инвестиций нет государственной ответственности. Но есть ответственность куда более мощная по своим финансовым возможностям — энергорынок в целом. Другое дело, когда строится крупнейший энергетический комплекс, например, Богучанская ГЭС. И есть необходимость подготовки инфраструктуры: освобождение зоны затопления, строительство подъездных дорог, решение вопросов комплексного развития региона. Наверное, здесь необходимы бюджетные гарантии Инвестиционного фонда.


Складывающаяся ситуация требует принятия мер со стороны государства по поддержке формирования и использования инвестиционных ресурсов. Прежде всего, в естественно-монопольных отраслях, где цены и тарифы регулируются. Необходимо осуществление ценовой политики с учетом обеспечения перспективной энергетической безопасности. Отсутствие синхронизации тарификации энергетических отраслей уже приобретает пугающий характер. Самый яркий пример — то, что мы имеем на сегодняшний день в электроэнергетике. Два года назад РАО «ЕЭС России» взяло на себя инициативу удерживать предельный уровень тарифов ниже уровня плановой (!) инфляции. Все это время РАО справлялось с задачей путем оптимизации управления, сокращения издержек. Но этот ресурс уже исчерпан. Объемы потребления электроэнергии превышают максимум, под который была создана энергосистема. При этом тарифы на электроэнергию позволяют только работать в текущем режиме и покрывать затраты. Судите сами: цены на топливо и, прежде всего на газ, с помощью которого вырабатывается электроэнергия, в год поднимаются более чем на 20%. (Это правильно: газ должен быть дороже угля и мазута, пока же он стоит вдвое дешевле). А в электроэнергетике — на 6–8%. Результатом этого дисбаланса становятся дефицит мощностей. Мы уже видели его зловещее проявление 25 мая 2005 года в Москве.


Наши электроэнергетики научились жить в предписываемом госрегулированием режиме. Доказали, что могут сдерживать темпы роста тарифов ниже темпов роста инфляции. Вопрос только — как долго? До следующей крупномасштабной аварии? До полного истощения основных фондов? Скупой платит дважды. А платить в любом случае придется. Только уже не столько за развитие, сколько за восстановление электроэнергетической структуры. Ежегодно РАО тратит $4,5 млрд. на свою инвестиционную программу. А для того, чтобы остановить процесс старения оборудования и начать масштабную модернизацию, необходимо как минимум вдвое больше.


Итак, на сегодняшний день одним из основных стратегических вопросов ТЭК является вопрос экономически обоснованных тарифов, с учетом необходимых инвестиций. Мы не можем больше жить с перевернутой матрицей цен. В то же время нельзя резко повышать тарифы на энергоносители для населения. Это должно соотноситься с ростом жизненного уровня наших граждан. Однако и население России по уровню доходов сегодня, как вы знаете, весьма неоднородно. Но оплачивают, например, ту же электроэнергию все по одному тарифу, дотируемому промышленностью в рамках перекрестного субсидирования. Это как минимум нелогично. Поэтому прорабатывается вопрос внедрения социальной нормы потребления, обеспечивающей разумные потребности человека в электроэнергии. Тариф на нее будет регулироваться государством в увязке с ростом реальных доходов населения. Это не значит, что социальная норма будет вводиться только для малоимущих граждан, как считают многие. Норма призвана дифференцировать не потребителей, а потребление. Она будет распространяться на всех россиян. Однако потребление сверх нормы должно оплачиваться по экономически обоснованному тарифу, с учетом реальных затрат на производство и доставку электроэнергии.


Подводя итог, скажу: наряду со стратегией (движением в определенном направлении) нужна еще и тактика — сумма конкретных шагов. Один из них — принятие в перво очередном порядке закона «О федеральных энергосистемах». У нас в ТЭКе много негативного из-за отсутствия нормального разграничения ответственности. Если бы существовал такой закон, с четко прописанной в нем ответственностью государства, был бы решен вопрос и об инвестициях, и об использовании средств Стабилизационного фонда и т. д. А это повлечет за собой решение и других важных для топливно-энергетического комплекса вопросов в определении путей достижения целей, заявленных Энергетической стратегией.


 

Национальная безопасность: перекуем мечи на подъемные краны?. В гармонии с жизнью. Великие имена извлекая из забвения. Исторический центр: концепция сохранения и развития. Сибирский прорыв. Энергия развития. PRELAQ – сталь с полимерным покрытием.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved