Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


СЕГ: оценки западных экспертов


Наиболее важное и дорогостоящее звено в цепи природного газа — это система его транспортировки на дальние расстояния. К тому же, системы магистральных газопроводов не очень гибкие, и поэтому существуют ограничения на максимум добычи и на максимум продаж газа. Ключевые решения в этом секторе относятся к выбору наиболее выгодных средств транспортировки газа от поставщика к потребителю.


При выборе способа транспортировки эксперты рассматривают следующий круг вопросов: - способ транспортировки: СПГ (сжиженный природный газ) или газопровод; - размер газопровода в сравнении с числом и размером танкеров для СПГ; - возможное развитие системы в будущем и поэтапное увеличение мощности газопровода; - трасса газопровода; - политические риски, связанные с выбором маршрута газопровода; - технические ограничения (глубоководные месторождения); - способы достижения устойчивости снабжения в центрах потребления и целей сокращения затрат на транспортировку газа. С одной стороны, новые правила функционирования рынков газа уделяют большое внимание повышению надежности поставок газа, с другой стороны, ресурсы для поддержания и текущего функционирования инфраструктуры магистрального транспорта становятся все более ограниченными. Одним из наиболее важных стратегических решений, направленных на удовлетворение растущего спроса на газ в Европе и обеспечение надежности его поставок, явилось решение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ).


8 сентября 2005 г. в Берлине представители ОАО «Газпром» и немецких компаний BASF и E.ON подписали рамочное соглашение о разработке проекта строительства СЕГ, который позволит снабжать немецких, а в перспективе английских, голландских и скандинавских потребителей российским природным газом напрямую.


Северо-Европейский газопровод предназначен для перекачки российского газа с месторождений Западной Сибири непосредственно немецким потребителям — региональным подразделениям BASF и E.ON. Wingas и Ruhrgas управляют и контролируют распределение газа потребителям Германии и соседних стран.


Началом строительства СЕГ можно считать создание совместного российско-германского предприятия North European Pipeline Company, 51% акций которого принадлежит «Газпрому», BASF и E.ON — по 24,5%.


Одним из пунктов обширной сделки по СЕГу рассматривается возможность увеличения доли участия «Газпрома» в Wingas с сегодняшних 35% до более значительного пакета и приобретения 25% акций Ruhrgas.


Экономические характеристики (стоимость, инвестиции, сроки строительства)


По предварительным оценкам, стоимость газопровода составит €4 млрд. Более того, «Газпром» дополнительно инвестирует €1,3 млрд. в строительство сухопутного участка по территории России. Но, по мнению некоторых аналитиков, несмотря на огромные затраты, мощностей данного газопровода будет недостаточно для удовлетворения растущего в Европе спроса на энергоносители. Более того, этому проекту существует более дешевая альтернатива: увеличить пропускную способность уже существующих магистральных газопроводов путем их ремонта и модернизации.


Несмотря на два уже имеющихся маршрута газопроводов, по которым осуществляется транспортировка российского газа в Западную Европу, новый газопровод позволит «Газпрому» обеспечить дополнительный маршрут поставки газа на растущий европейский рынок и улучшить свои позиции на рынках Германии и Западной Европы как надежного поставщика. СЕГ дополнит уже существующую в Европе сеть магистральных газопроводов, мощностей которой в будущем будет недостаточно для обеспечения поставок природного газа потребителям в связи с растущим спросом. Начало работы СЕГ запланировано таким образом, чтобы он удачно вписался в уже существующую инфраструктуру и компенсировал разрыв между потребностями Европы в газе и способностью транспортных мощностей обеспечить необходимые объемы поставок. В долгосрочной перспективе спрос на природный газ в Западной Европе будет только расти, как и зависимость от импорта из-за снижения собственной добычи.


Основной экономической предпосылкой строительства данного газопровода является отсутствие платежей за транзит газа через территории третьих стран (Украина, Польша и т. д.)


Геополитические аспекты Проект строительства газопровода встретил особенно жесткую критику со стороны Польши и стран Балтии. Ее мотивы: - потери потенциальных пошлин за транзит газа и политического влияния на процесс транспортировки. Некоторые наблюдатели оценивают потенциальные потери Польши от возможного транзита газа в $1 млрд. ежегодно. Также уменьшаются возможности этих стран блокировать экспорт российского газа в страны Западной Европы. - Многие рассматривают данный газопровод как политическую попытку России избежать транзита газа через территорию Украины и Польши. Страны Балтии и Польша рассматривают этот проект как долгосрочный план Кремля оказать на них политическое влияние путем шантажа и угроз прекращения поставок газа. - Зависимость от единственного поставщика российского газа считается нежелательной во всей Европе. - Экологические оценки строительства данного газопровода также вызывают ряд дискуссий. Выбор подводного маршрута газопровода напрямую в Германию, минуя страны Прибалтики и Польшу, является осознанным выбором Москвы иметь деловые отношения только со старыми членами Евросоюза за спиной новых, избегая всяческих бизнес-контактов с последними. При этом, сотрудничая с Москвой как по СЕГу, так и по другим проектам, немецкая сторона не замечает или не обращает внимания на политический подтекст подобных сделок. а) сторонники Одним из сторонников строительства СЕГа является Великобритания. В июне 2005 г. между двумя странами был подписан «Меморандум о сотрудничестве по вопросам строительства Северо-Европейского газопровода», в котором, в частности, подчеркивается, что «Великобритания приветствует строительство СЕГа и одобряет диверсификацию источников поставок газа в ЕС в общем и в Великобританию в частности». В меморандуме стороны отразили свое желание совместно работать над минимизацией и устранением препятствий на пути успешной реализации данного проекта. Великобритания верит, что тесное сотрудничество в этой сфере поможет минимизировать некоммерческие риски и оптимизировать сроки реализации проекта. б) противники Страны Балтии и Польша предложили в качестве альтернативы СЕГу проект наземного газопровода «Янтарь», который проходил бы из России в Германию через их территории, и призвали Европейский Союз признать данный проект как более перспективный. Они обосновали это тем, что наземный газопровод будет стоить на 30% дешевле подводного и является более безопасным с точки зрения ликвидации последствий возможных несчастных случаев и катастроф. Проект газопровода «Янтарь» мог бы послужить средством достижения цели Евросоюза создать общий газовый рынок, объединив рынки старых членов ЕС с вновь вступившими, в то время как подводный газопровод выключит эти страны из единого европейского рынка газа и позволит «Газпрому» контролировать газовый рынок Германии. Подобное разделение рынка Евросоюза позволит России заставить одних стран-потребителей газа играть против других и оставит страны Балтии и Польшу один на один с использованием Россией поставок газа в качестве инструмента политического давления на них. Москва и Берлин продолжают удерживать инициативу на всех стадиях ведения переговоров по строительству СЕГа, и это несмотря на то, что у ЕС нет реальной общей политики в отношении внешних источников сырья. Следует отметить, что Норвегия, рассматриваемая странами Балтии и Польшей в качестве альтернативы российским поставкам газа, не является членом ЕС. Эти страны продолжают периодически возвращаться к российско-германскому проекту, рассматривая в качестве альтернативы свой проект газопровода «Янтарь», даже после того, как СЕГ получил сильную политическую поддержку на высоком уровне.


Важность присутствия российского природного газа в энергетическом балансе стран Западной и Центральной Европы продолжает увеличиваться. Во-первых, из-за снижения уровня добычи в Северном море и, во-вторых, из-за растущего спроса на него. Благодаря выбору оптимального маршрута газопровода по дну Балтийского моря (практически вдоль территориальных вод Польши) и удачного выбора пункта подключения к немецкой системе магистральных газопроводов, СЕГ будет находиться на оптимально коротких расстояниях от газовых рынков Германии, Великобритании, Нидерландов, Бельгии и Франции, а также от рынков Польши, стран Скадинавского полуострова и Балтийского региона.


Германия, в свою очередь, получит прямой доступ к огромным запасам природного газа в Западной Сибири, что поможет покрыть растущий спрос на газ как в самой Германии, так и в других странах Западной Европы, а также поможет обеспечить и повысить надежность поставок газа по СЕГу непосредственно в трубопроводные сети Wingas и E.ON Ruhrgas. Впоследствии это может увеличить конкурентоспособность этих компаний-поставщиков российского газа в условиях растущей международной конкуренции.


Многие аналитики полагают, что этот проект имеет четкий политический аспект: «Северо-Европейский газопровод является политическим заявлением России — и очень дорогим заявлением — так как уже существующие газопроводы недогружены и работают не на полную мощность», — заявил Джонатан Штерн, руководитель Газового сектора Оксфордского института энергетических исследований. Он также отметил, что новые транспортные мощности понадобятся не ранее 2013–2015 гг.


Прежний опыт «Газпрома» в области диверсификации поставок газа был не вполне удачным. Подобные попытки всегда заканчивались увеличением цен на газ для потребителей, которые часто несли издержки по строительству газопроводов.


В качестве заключения отметим следующее. Уже существующие маршруты транспорта российского природного газа через территорию Украины, Чехии и Словакии, а также через территории Белоруссии и Польши будут и впредь оставаться одними из наиболее важных с точки зрения обеспечения надежности поставок российского газа в Западную Европу. Важность данных маршрутов отражается также в модернизации их мощностей и увеличении пропускной способности. Так, увеличение пропускной способности газопровода Ямал–Европа повысит возможности прокачки газа с 22 до 29 млрд. м3 в год, а по завершении ввода в эксплуатацию дополнительных компрессорных станций пропускная способность этого маршрута транспортировки газа составит до 33 млрд. м3 ежегодно.


Северо-Европейский газопровод даст «Газпрому» возможность контролировать всю газовую цепочку: от геологоразведки до сбыта. Он также позволит ему контролировать цены на газ.


 

Великие имена извлекая из забвения. Исторический центр: концепция сохранения и развития. Сибирский прорыв. Энергия развития. PRELAQ – сталь с полимерным покрытием. Приток новых инвестиций — залог стабильности и развития. Интеграционные процессы в нефтяном комплексе Тимано-Печорской провинции.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved