Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Присадки для дизельного топлива на основе пероксидных соединений


В настоящее время практически во всем мире существуют тенденции увеличения цетанового числа (ЦЧ) дизельных топлив (табл. 1). Увеличение этого показателя приводит не только к улучшению энергетических характеристик двигателя, но и существенно уменьшает отрицательное воздействие процесса и продуктов сгорания на окружающую среду — при оптимальном ЦЧ достигается наибольшая экономичность работы двигателя, снижается дымность отработавших газов, уменьшается шум от работы двигателя.


Увеличение ЦЧ может быть достигнуто с помощью специальных присадок, которые часто называют также промоторами воспламенения.


Табл. 1. Нормативные документы и нормируемое значение ЦЧ


Нормативный документ


Минимальное значение ЦЧ


ГОСТ 305 82


45


ТУ 38.401 58 296 2001:


-• для умеренного климата


51


-• для арктического климата


47 49 (в зависимости от класса)


Европейский стандарт EN 590:


-• для умеренного климата


51


-• для очень холодного климата


45 47 (в зависимости от класса)


Всемирная топливная хартия (рекомендуемые параметры):


-• категория 1


48


-• категория 2


53


-• категория 3


55


Российские заводы до последнего времени, как правило, не применяли промоторы воспламенения. Исключение составляли Хабаровский и Ярославский НПЗ, которые использовали алкилнитратные добавки. Объяснение этому — невысокие требования к ЦЧ и небольшая глубина переработки нефти, благодаря чему в балансе дизельных топлив до сих пор преобладают прямогонные фракции с высоким ЦЧ. В последнее время ситуация медленно меняется — в топливе увеличивается содержание газойля каталитического крекинга с низким значением ЦЧ.


Существенным фактором, влияющим на рост интереса к применению промоторов воспламенения, стала организация в России производства экспортных дизельных топлив по EN-590 (отечественный аналог — ТУ 38.40158-296-2001).


Широкое использование в качестве промоторов воспламенения алкилнитратов обусловлено многотоннажной сырьевой базой и сравнительно простой технологией. Однако наличие в отработанных газах двигателей оксидов азота, образующихся дополнительно при распаде алкилнитратов, и жесткие требования в отношении защиты окружающей среды приводят к тому, что постепенно осуществляется переход от алкилнитратных промоторов воспламенения к относительно новому классу промоторов воспламенения — органическим пероксидам. Так, в штате Калифорния (США) в качестве промотора воспламенения используют пероксид третичного бутила (ПТБ). Программа «ЕВРО-ДИЗЕЛЬ», развернутая в странах ЕЭС, также предусматривает улучшение эксплуатационных и экологических характеристик дизтоплива, в том числе и за счет использования присадок на основе органических пероксидов. При незначительном отличии в эффективности по сравнению с алкилнитратами органические пероксиды обладают несомненными преимуществами (табл. 2).


Табл. 2. Сравнение присадок на базе алкилнитратов и органических пероксидов


Свойства


Алкилнитраты


Алкилпероксиды


Способность повышать ЦЧ


при введении 0,3% присадок ЦЧ повышается на 2–6 единиц


при введении 0,3% присадок ЦЧ повышается на 2–6 единиц


Рабочие концентрации


0,1–0,3% масс.


0,1–0,5% масс.


Взрывоопасность


взрывоопасные


в большинстве случаев устойчивы к удару и трению


Горючесть


горят и поддерживают горение


горят и поддерживают горение


Стабильность при хранении


могут разлагаться со взрывом


устойчивы при хранении в обычных условиях*


Влияние на окислительную стабильность топлив


ускоряют окисление топлива, увеличивают смолообразование


не влияют на термоокис литель ную стабильность топлив


Влияние на противоизносные свойства топлив


ухудшают


ухудшают, но в меньшей степени, чем алкилнитраты


Влияние на повышение концентрации азота в топливе


при концентрации 2-этилгексил нитрата 0,1% масс. содержание азота в топливе увеличивается на 80 мг/л топлива


присадка не содержит азота


Совместимость с другими присадками


плохо совмещается с противоизносными присадками


хорошо совмещается с присадками всех типов


Совместимость с конструкционными материалами


коррозионно агрессивны по отношению к металлам


совместимы


Токсичность


LD50 циклогексилнитрата — 425 мг/кг


LD50 ПТБ>25000 м/кг (Кл. опасности — 4)


Ориентировочная стоимость


EUR2,5–3,0 тыс./т


EUR3,4 тыс./т


* Имеются различные эффективные стабилизаторы пероксидных соединений (См., например, А.В. Артемов, Г.И. Елфимова. Каталитический распад пероксидных соединений и их стабилизация//Катализ в промышленности, 2003, №5, с.1328)


В настоящее время российскими специалистами разработан и испытан на опытно-промышленной установке новый пероксидсодержащий промотор воспламенения (ППВ) дизельного топлива. Присутствие пероксида в дизельном топливе способствует сокращению периода задержки воспламенения и более мягкой работе двигателя. Горение топлива происходит с понижением образования сажи и полициклических ароматических углеводородов (канцерогенов). По эффективности ППВ равноценен отечественному промотору воспламенения на основе алкилнитрата «МИАКРО-2000», при этом: ППВ менее токсичен (IV класс опасности); более стабилен; не ухудшает смазывающих свойств топлива; лучше совмещается с другими топливными добавками; 0,5% масс (добавка ППВ повышает цетановое число дизельного топлива (Д3740,0525) с 48 до 53 ед., переводя его в категорию, соответствующую европейским нормам).


Положительным моментом ППВ является также и то, что они позволяют экономить на присадках другого назначения, т.к. обычные нитратные присадки подавляют их действие и поэтому требуется вводить большее количество присадок другого действия.


 

Сибирский прорыв. Энергия развития. PRELAQ – сталь с полимерным покрытием. Приток новых инвестиций — залог стабильности и развития. Интеграционные процессы в нефтяном комплексе Тимано-Печорской провинции. Перспективы развития судостроительных предприятий Астраханской области. Нефть и вода.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved