|
|
|
|
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru
Главная Публикации
Присадки для дизельного топлива на основе пероксидных соединений В настоящее время практически во всем мире существуют тенденции увеличения цетанового числа (ЦЧ) дизельных топлив (табл. 1). Увеличение этого показателя приводит не только к улучшению энергетических характеристик двигателя, но и существенно уменьшает отрицательное воздействие процесса и продуктов сгорания на окружающую среду — при оптимальном ЦЧ достигается наибольшая экономичность работы двигателя, снижается дымность отработавших газов, уменьшается шум от работы двигателя.
Увеличение ЦЧ может быть достигнуто с помощью специальных присадок, которые часто называют также промоторами воспламенения.
Табл. 1. Нормативные документы и нормируемое значение ЦЧ
Нормативный документ
Минимальное значение ЦЧ
ГОСТ 305 82
45
ТУ 38.401 58 296 2001:
-• для умеренного климата
51
-• для арктического климата
47 49 (в зависимости от класса)
Европейский стандарт EN 590:
-• для умеренного климата
51
-• для очень холодного климата
45 47 (в зависимости от класса)
Всемирная топливная хартия (рекомендуемые параметры):
-• категория 1
48
-• категория 2
53
-• категория 3
55
Российские заводы до последнего времени, как правило, не применяли промоторы воспламенения. Исключение составляли Хабаровский и Ярославский НПЗ, которые использовали алкилнитратные добавки. Объяснение этому — невысокие требования к ЦЧ и небольшая глубина переработки нефти, благодаря чему в балансе дизельных топлив до сих пор преобладают прямогонные фракции с высоким ЦЧ. В последнее время ситуация медленно меняется — в топливе увеличивается содержание газойля каталитического крекинга с низким значением ЦЧ.
Существенным фактором, влияющим на рост интереса к применению промоторов воспламенения, стала организация в России производства экспортных дизельных топлив по EN-590 (отечественный аналог — ТУ 38.40158-296-2001).
Широкое использование в качестве промоторов воспламенения алкилнитратов обусловлено многотоннажной сырьевой базой и сравнительно простой технологией. Однако наличие в отработанных газах двигателей оксидов азота, образующихся дополнительно при распаде алкилнитратов, и жесткие требования в отношении защиты окружающей среды приводят к тому, что постепенно осуществляется переход от алкилнитратных промоторов воспламенения к относительно новому классу промоторов воспламенения — органическим пероксидам. Так, в штате Калифорния (США) в качестве промотора воспламенения используют пероксид третичного бутила (ПТБ). Программа «ЕВРО-ДИЗЕЛЬ», развернутая в странах ЕЭС, также предусматривает улучшение эксплуатационных и экологических характеристик дизтоплива, в том числе и за счет использования присадок на основе органических пероксидов. При незначительном отличии в эффективности по сравнению с алкилнитратами органические пероксиды обладают несомненными преимуществами (табл. 2).
Табл. 2. Сравнение присадок на базе алкилнитратов и органических пероксидов
Свойства
Алкилнитраты
Алкилпероксиды
Способность повышать ЦЧ
при введении 0,3% присадок ЦЧ повышается на 2–6 единиц
при введении 0,3% присадок ЦЧ повышается на 2–6 единиц
Рабочие концентрации
0,1–0,3% масс.
0,1–0,5% масс.
Взрывоопасность
взрывоопасные
в большинстве случаев устойчивы к удару и трению
Горючесть
горят и поддерживают горение
горят и поддерживают горение
Стабильность при хранении
могут разлагаться со взрывом
устойчивы при хранении в обычных условиях*
Влияние на окислительную стабильность топлив
ускоряют окисление топлива, увеличивают смолообразование
не влияют на термоокис литель ную стабильность топлив
Влияние на противоизносные свойства топлив
ухудшают
ухудшают, но в меньшей степени, чем алкилнитраты
Влияние на повышение концентрации азота в топливе
при концентрации 2-этилгексил нитрата 0,1% масс. содержание азота в топливе увеличивается на 80 мг/л топлива
присадка не содержит азота
Совместимость с другими присадками
плохо совмещается с противоизносными присадками
хорошо совмещается с присадками всех типов
Совместимость с конструкционными материалами
коррозионно агрессивны по отношению к металлам
совместимы
Токсичность
LD50 циклогексилнитрата — 425 мг/кг
LD50 ПТБ>25000 м/кг (Кл. опасности — 4)
Ориентировочная стоимость
EUR2,5–3,0 тыс./т
EUR3,4 тыс./т
* Имеются различные эффективные стабилизаторы пероксидных соединений (См., например, А.В. Артемов, Г.И. Елфимова. Каталитический распад пероксидных соединений и их стабилизация//Катализ в промышленности, 2003, №5, с.1328)
В настоящее время российскими специалистами разработан и испытан на опытно-промышленной установке новый пероксидсодержащий промотор воспламенения (ППВ) дизельного топлива. Присутствие пероксида в дизельном топливе способствует сокращению периода задержки воспламенения и более мягкой работе двигателя. Горение топлива происходит с понижением образования сажи и полициклических ароматических углеводородов (канцерогенов). По эффективности ППВ равноценен отечественному промотору воспламенения на основе алкилнитрата «МИАКРО-2000», при этом: ППВ менее токсичен (IV класс опасности); более стабилен; не ухудшает смазывающих свойств топлива; лучше совмещается с другими топливными добавками; 0,5% масс (добавка ППВ повышает цетановое число дизельного топлива (Д3740,0525) с 48 до 53 ед., переводя его в категорию, соответствующую европейским нормам).
Положительным моментом ППВ является также и то, что они позволяют экономить на присадках другого назначения, т.к. обычные нитратные присадки подавляют их действие и поэтому требуется вводить большее количество присадок другого действия.
Сибирский прорыв. Энергия развития. PRELAQ – сталь с полимерным покрытием. Приток новых инвестиций — залог стабильности и развития. Интеграционные процессы в нефтяном комплексе Тимано-Печорской провинции. Перспективы развития судостроительных предприятий Астраханской области. Нефть и вода.
Главная Публикации
|
|