Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Последнее слово — за заказчиком


В ближайшее время эксперты прогнозируют повышение спроса на трубы большого диаметра, что связано с предстоящей реализацией ряда крупных трубопроводных проектов. Не исключено, что за право участия в них российским трубникам придется выдержать конкуренцию с предприятиями Украины. Независимый технический надзор за производством труб, соединительных деталей и арматуры, который проводится на российских заводах-изготовителях, помогает существенно сократить претензии заказчика к качеству продукции. Опыт технадзора заслуживает особого внимания в свете нередких жалоб нефтяников и газовиков на отечественную трубную отрасль.


Технический надзор за производством и отгрузкой нефтегазовых труб диаметром от 530 до 1020 мм по заказам ОАО «АК “Транснефть”» c 2003 г. осуществляют специалисты ЗАО «ВНИИСТ-Диагностика», дочернего предприятия Всероссийского научно-исследовательского института по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК (ОАО ВНИИСТ). Секторы технадзора действуют на ведущих предприятиях отрасли — Челябинском трубопрокатном, Волжском трубном, Выксунском металлургическом, а также на Харцызском трубном (Украина) заводах. Согласно «Плану технологического надзора», подписанному представителями института, компании-заказчика и завода-изготовителя, инспектируются все основные технологические этапы и контрольные операции, определяющие качество продукции, — от входного контроля листа до отгрузки готовых труб. В постоянно пополняемой компьютерной базе ЗАО «ВНИИСТ-Диагностика» собрана подробнейшая информация по всем поставленным заказчику трубам.


Все нюансы взаимоотношений инспекторов с заводскими службами оговорены в специальном документе — «Положении о взаимодействии». Так, руководство завода должно «обеспечивать доступ специалистов технадзора к любым точкам контроля и производства деталей на территории завода, указанных в “Плане технологического надзора”».


Качество трубы определяется многими факторами, в первую очередь — состоянием металла. Уже первая операция — «задача листа» — проходит под тщательным надзором специалистов технадзора. Стальной лист проверяют по данным сертификата, осматривают с целью выявления поверхностных дефектов, замеряют толщину, контролируют правильность маркировки. Многое зависит от завода-поставщика металла. По отзывам специалистов Выксунского металлургического завода, с листом, который поставляют «Азовсталь» и «Завод Ильича», никогда не было особых проблем. А вот к продукции ОАО «Северсталь» в прежние годы высказывалось немало претензий из-за обилия недопустимых дефектов — «раковин». По этой причине множество труб инспекторам приходилось браковать. Их усилия не пропали даром: сегодня с «Северстали» поступает гораздо более качественный металл.


В производстве трубы мелочей не бывает, здесь важно проконтролировать все операции — и подготовку кромок, и формовку, и настройку сварочной установки (проверяются такие параметры, как напряжение, сила тока, скорость сварки и т. д.). После сварки и охлаждения трубы поступают на автоматический ультразвуковой контроль, где проверяется качество сварного шва. Здесь задача инспектора — проконтролировать настройку автоматической ультразвуковой установки. В ходе предварительного визуально-измерительного контроля проверяются превышение кромок, правильность формирования внутреннего и внешнего сварного шва, отсутствие на его поверхности трещин, прожогов, подрезов и других дефектов. При гидроиспытаниях контролируются величина испытательного давления и время выдержки. Специалисты технадзора также присутствуют на механических испытаниях основного металла и сварного шва, проводимых в заводской лаборатории.


После сдаточных УЗК-испытаний, рентгенотелевизионного и магнитолюминисцентного контроля следует окончательная приемка. Этот этап считается самым ответственным и трудоемким. Здесь нельзя упустить из внимания ни один из множества параметров — угол скоса фаски, притупление, диаметр, толщину стенки, наличие вмятин или недопустимой овальности и т. д. Малейшая небрежность или невнимательность может обернуться претензией заказчика.


Трубы могут поставляться заказчику не покрытыми наружной изоляцией — как говорят на заводе, «черными». Но чаще всего на готовые трубы в заводских условиях наносится антикоррозионное покрытие. Инспекторы проверяют материалы для покрытия, качество дроби для дробеметной очистки поверхности трубы, степень и качество очистки. При нанесении изоляционного покрытия контролируются соблюдение технологии и температура подогрева, а по окончании этой процедуры — сплошность, толщина покрытия и адгезия (прочность сцепления покрытия с основным материалом), а также прочность при ударе.


Бывает, что труба, прошедшая окончательную приемку, получает повреждения в результате неправильного складирования или перемещения по складу. Поэтому чрезвычайно важен и контроль условий хранения труб на складе готовой продукции. Здесь тоже необходимо учесть множество деталей, на первый взгляд несущественных, но в действительности влияющих на качество продукции. Например, проследить, чтобы на стойках и брусках-подкладках стеллажей, на которые складываются трубы, имелись резиновые прокладки, или проверить высоту штабеля (она не должна превышать трех метров).


Заключительный этап — контроль отгрузки готовой продукции заказчику. Перед отгрузкой специалисты осматривают каждую трубу, проверяют маркировку, отсутствие дефектов покрытия. По опыту Выксунского завода, нередко уже готовые к отправке трубы инспекторам приходится возвращать на ремонт и даже окончательно браковать. Такая продукция вносится в компьютерный «черный список», который обязательно проверяется при отгрузке. И только в случае соответствия трубы всем требованиям ее разрешают загружать в вагон. Специалист проверяет исправность вагонов и обязательно присутствует при отгрузке. На каждую отгруженную трубу заполняется паспорт, где указываются ее геометрические параметры, завод-изготовитель штрипса, марка стали, тип и толщина изоляционного покрытия и т. д.


Взаимодействие специалистов технадзора с заводскими службами отлажено до мелочей, производственных конфликтов практически не случается. На предприятиях хорошо понимают, что без подписи инспекторов на сертификате и оформления паспорта ни одна труба не будет принята заказчиком. К действиям «посторонних» специалистов заводы относятся с пониманием, поскольку сами в первую очередь заинтересованы в качестве своей продукции. «Недремлющее око» технадзора дисциплинирует контролеров ОТК, не дает им расслабляться, вырабатывает привычку с максимальной ответственностью относиться к своим обязанностям.


Практика технадзора — логическое следствие Федерального закона «О техническом регулировании», вступившего в силу с 1 ию ля 2003 г. Согласно ему, «правила игры» на рынке диктует не производитель, как в прежние годы, а заказчик — именно он при составлении контракта с поставщиком оговаривает стандарты, которым должна соответствовать продукция. При контроле за производством труб инспекторы руководствуются не только общими техническими условиями, но и специальными требованиями «Транснефти» по параметрам продукции — размерам, марке стали, типу и толщине покрытия и т. д. Если заказчик хочет внести в ТУ какие-то изменения, специалисты технадзора их «пробивают», даже если для завода это подчас лишняя головная боль. С другой стороны, без согласия заказчика никакие изменения в нормативных документах недопустимы.


В скором времени заводы-изготовители готовятся перейти на работу по «Общим техническим требованиям на нефтепроводные трубы большого диаметра» (ОТТ). Этот документ разработан ВНИИСТом в декабре 2004 г. на основе детального анализа современной отечественной и зарубежной нормативной базы. В нем вводятся более жесткие критерии приемки труб, а также впервые сформулированы четкие требования к качеству продукции применительно к специфике нефтепроводов. ОТТ устанавливают три уровня качества труб: обычное исполнение, хладостойкое исполнение, а также трубы с повышенной эксплуатационной надежностью, требования к которым изложены впервые. Установлено, например, что трубы с повышенной эксплуатационной надежностью должны изготавливаться из одной марки стали классов прочности от К52 до К60 включительно. А основной металл трубы должен содержать не более 0,07% углерода, 1,60% марганца, 0,005% серы, 0,007% фосфора, 0,007% азота и 0,16–0,35% кремния.


Формированием базы технических требований на материалы и оборудование в системе трубопроводного транспорта нефти ВНИИСТ занимается уже более двух лет. Первые шесть нормативных документов в отношении заводского изоляционного покрытия нефтепроводных труб и арматуры введены в действие в 2003 г. А всего отраслевая нормативно-техническая база будет включать в себя около 400 документов, определяющих нормы и правила проектирования, строительства, ремонта, эксплуатации и утилизации объектов нефтепроводного транспорта. Все это поможет компаниям, работающим в стратегическом для экономики нефтегазовом секторе, обезопасить себя от некачественной продукции и услуг.


 

PRELAQ – сталь с полимерным покрытием. Приток новых инвестиций — залог стабильности и развития. Интеграционные процессы в нефтяном комплексе Тимано-Печорской провинции. Перспективы развития судостроительных предприятий Астраханской области. Нефть и вода. ООО «Стелла-Маркет»: все виды буровзрывных работ. Создание сети газозаправочных станций для автотранспорта в Краснодарском крае.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved