Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Производство сжиженного природного газа для автотранспорта


До сих пор основной акцент в переводе автотранспорта на природный газ делается на использование сжатого (компримированного) газа (КПГ). Однако, отмечая некоторый прогресс в этой области, следует отметить, что применение КПГ в качестве альтернативного моторного топлива имеет ряд внешних и внутренних недостатков, которые в значительной мере продолжают сдерживать его широкое применение на автомобильном транспорте.


Сжиженный природный газ — моторное топливо XXI века


К внешним недостаткам относятся слабо развитая инфраструктура автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) (около 200 единиц на огромной территории РФ), невозможность создания широкой сети гаражных мини-АГНКС, расположенных на территориях автохозяйств (существующая нормативная база по безопасной эксплуатации требует выполнения условий размещения АГНКС на расстоянии не менее 60 м от других сооружений и объектов) и т. д. Внутренние недостатки связаны с переоснащением автомобилей на КПГ и использованием газобаллонного оборудования, приводящим к увеличению массы топливной системы автомобиля, уменьшению пробега на одной заправке, необходимости периодического освидетельствования баллонов высокого давления и т. д. Так, например, в обычном металлическом баллоне (40 л) при Р=15 МПа (150 кг/см2) содержится около 6 м3, или 4,3 кг газа. Вес тары достигает 70–80 кг, т. е. на долю полезного груза (ПГ) приходится всего 5,5% от общего веса заполненного баллона. В среднем для грузовой машины грузоподъемностью 4,5 т расход ПГ составляет около 250 г на 1 км пути, т. е. одного баллона газа хватает на 16 км пробега. Поэтому, как правило, на автомобиль необходимо устанавливать не менее 8 баллонов высокого давления. При увеличении давления сжатия масса баллонов растет примерно пропорционально плотности сжатого газа, из-за чего добиваться таким способом значительного снижения массы системы его хранения невозможно. Эффективнее использовать более прочные конструктивные материалы, например, армированные стеклопластиковые баллоны, которые имеют массу в 4–4,5 раза меньшую, чем стальные. Однако и стоимость топливной системы автомобиля с этими баллонами, соответственно, также возрастает в 4–5 раз.


Приведенные выше недостатки использования КПГ как моторного топлива показывают, что технологические сложности и риск такого применения природного газа на транспорте полностью переносятся на потребителя. Поэтому даже в условиях многолетнего силового административного давления, льгот по оплате и массированной рекламе, широкого применения КПГ на автотранспорте, особенно частном, не наблюдается.


Значительная часть проблем отпадает с переходом на жидкий природный газ (СПГ). Сжижение уменьшает объем газа, занимаемый в обычных условиях, почти в 600 раз, хранить его можно практически при атмосферном давлении, что позволяет, по сравнению со сжатием газа, уменьшить массу системы хранения ПГ на автомобиле в 3–4 раза, а объем — в 1,5–3 раза. Для грузового автомобиля ЗИЛ-138А, конвертированного на природный газ и оборудованного криогенной емкостью объемом 300 л СПГ, пробег на одной заправке увеличивается в 1,8 раза, а суммарная масса оборудования и топлива уменьшается на 570 кг по сравнению с тем же автомобилем, работающим на КПГ.


Однако, при всей его перспективности в России, применение СПГ на транспорте сдерживается, в основном из-за отсутствия развитой инфраструктуры. Широкое использование напрямую зависит от доступности (с точки зрения издержек) и эффективности заправочных станций СПГ, которые должны обеспечивать такую же простоту в получении и возможности заправки автомобилей СПГ, как и обычным нефтяным топливом.


До настоящего времени производство СПГ для автомобильного транспорта планировалось организовать только за счет создания крупных ожижительных установок на существующих газораспределительных станциях (ГРС) и АГНКС путем их дооснащения необходимым технологическим оборудованием, обеспечивающим получение свыше 500 кг/ч СПГ. Предлагаемые технологии ориентированы на использование избыточного давления магистральных газопроводов и применение традиционных дроссельно-детандерных и вихревых принципов сжижения газа.


В целом, необходимо признать, что такой подход приемлем для газификации отдаленных районов и создания запасов газа для пиковых нагрузок. В отношении обеспечения автомобильного транспорта СПГ как моторным топливом предлагаемые решения имеют больше негативных факторов, чем положительных, а именно: - неравномерность и рассредоточенность станций по производству СПГ на основе АГНКС и ГРС по огромной территории России; - необходимость создания индустрии производства и сервисного обслуживания криогенных газозаправщиков (метановозов), обеспечивающих доставку СПГ от АГНКС и ГРС к удаленным потребителям; - удаленность АГНКС и ГРС от гаражей и автопредприятий вызовет перерасход топлива и увеличение эксплуатационных затрат только на заправку; - незначительное количество АГНКС и ГРС при массовом переводе автотранспорта на СПГ приведет к проблеме очередей; - значительные потери СПГ при заполнении криогенных метановозов и заправке с их помощью автомобилей (до 40%) и т. д. Для того чтобы убедить значительную часть руководителей автотранспортных предприятий России в переводе своего парка на использование СПГ, необходимо сделать технологию его применения как максимально понятной с технической точки зрения, так и экономически привлекательной.


Безусловно, только наличие широкой сети заправочных станций СПГ, расположенных непосредственно на территории многочисленных и рассредоточенных на больших пространствах РФ автопредприятиях, позволит говорить, что сжиженный природный газ действительно является «моторным топливом ХХI века».


Поэтому для быстрого и широкомасштабного перевода автотранспорта РФ на СПГ необходимо создать такую инфраструктуру его получения, хранения и заправки, которая бы учитывала специфику общественного и промышленного транспорта крупных российских городов (удаленность от АГНКС и ГРС), обеспечивала бы низкую себестоимость топлива, была бы независима от внешних поставщиков и исключала бы промежуточные звенья доставки. Данная инфраструктура должна включать в себя как крупные городские комплексы производства и заправки СПГ, так и гаражные заправочные станции, расположенные непосредственно в автохозяйствах. При этом основная нагрузка по обеспечению автотранспорта СПГ должна ложиться именно на гаражные заправочные станции, а городские комплексы будут предназначаться только для дозаправки промышленного и общественного транспорта при ее эксплуатации в черте городов и при междугородних перевозках.


Проведенные исследования показали, что высокоэффективные гаражные заправочные станции СПГ могут быть созданы за счет применения криогенных машин Стирлинга (КГМ Стирлинга). В настоящее время создан необходимый научно-технический и патентный задел, обеспечивающий решение данной проблемы в кратчайшие сроки.


КГМ Стирлинга относятся к ожижителям, действие которых основано только на внешнем охлаждении. Процесс ожижения природного газа идет при атмосферном давлении, без его предварительного сжатия. Это позволяет делать, с одной стороны, установки по сжижению на основе КГМ Стирлинга компактными и простыми в обслуживании, а, с другой стороны, учитывать уникальную особенность транспортировки природного газа в России, а именно — наличие широкой сети продукционных газопроводов низкого давления (от 0,1 до 0,6 МПа) практически в каждом населенном пункте — от крупных промышленных городов до небольших поселков.


Важной особенностью КГМ Стирлинга является возможность сжижения 100% подаваемого газа низкого давления, в отличие от ожижителей традиционного типа (дроссельно-детандерных установок и вихревых труб), для работы которых необходимо высокое давление и наличие продукционных газопроводов для сброса несжижившейся части (до 97%) первичного газа. При этом эффективность цикла сжижения природного газа с использованием КГМ Стирлинга практически в 2–2,5 раза выше, чем у простых дроссельных и детандерных циклов.


КГМ Стирлинга представляют собой удачное сочетание в одном агрегате компрессора, детандера и теплообменных устройств, при этом вымораживание примесей обеспечивается на специальном устройстве — вымораживателе, в результате чего без дополнительных затрат на химическую очистку получается жидкий продукт, соответствующий требованиям ТУ 51-03-03-85 и ГОСТ 27.577-87 на моторное топливо.


Использование стирлинг-технологий позволяет разработать принципиально новую Концепцию создания инфраструктуры производства СПГ для автомобильного транспорта РФ, которая может быть реализована в кратчайшие сроки. Предлагаемая инфраструктура основана на разумном сочетании небольшого количества крупных муниципальных заправочных комплексов и многочисленных малогабаритных заправочных пунктов и станций, расположенных непосредственно в гаражах частных владельцев и автохозяйств, которые в своей совокупности формируют широкую сеть обеспечения СПГ потребителей.


Основными элементами такой инфраструктуры будут являться: - индивидуальные заправочные пункты производительностью до 50 л/ч СПГ; - гаражные заправочные станции производительностью до 700 л/ч СПГ; - городские (муниципальные) комплексы по сжижению природного газа производительностью свыше 1 т/ч СПГ. Индивидуальные заправочные пункты. Оснащаются серийно выпускаемыми одноцилиндровыми КГМ Стирлинга.


Могут быть расположены: - на территории коттеджных участков и загородных вилл (для заправки от 1 до 10 автомобилей типа «Волга» в сутки); - в фермерских хозяйствах (для заправки до 5 единиц автотракторной техники); - на удаленных или отдельно расположенных государственных объектах с небольшим количеством автотранспортных средств (таможенные пункты, лесные кордоны и т. д.) Для фермерских хозяйств и других объектов, где нет электроснабжения, в качестве привода предусмотрен газовый двигатель.


Основными источниками природного газа для ИЗК СПГ являются продукционные газопроводы с давлением от 0,1 до 0,6 МПа. Для потребителей, расположенных вне зоны действия существующих газопроводов, предполагается использовать емкости с привозным КПГ. Для этого на месте расположения комплекса создается баллонный модуль. Для заправки часть газа сжижается, остальная часть газа продолжает храниться в компримированном виде. По мере опорожнения баллонов производится их замена.


Гаражные заправочные станции. Создаются с учетом количества и типа транспорта в автохозяйстве. Это может быть таксомоторный парк с легковыми автомобилями «Волга», автобусный парк, автопредприятие с грузовыми автомобилями или гараж промышленного предприятия. Основными источниками топлива для таких станций являются продукционные и магистральные газопроводы с давлением от 0,1 до 7 МПа.


На основе многоцилиндровых КГМ гаражные станции могут создаваться с производительностью до 700 л/ч СПГ.


В настоящее время осуществляется проект создания первой в России и в мире гаражной криогенной заправочной станции СПГ (КриоАЗС). Реализация проекта рассчитана на два этапа. Первый этап включает в себя создание опытно-промышленного образца унифицированного блока по сжижению мощностью 80 л/ч СПГ. В состав блока входит 4 одноцилиндровых КГМ Стирлинга. Второй этап включает в себя создание КриоАЗС на ЗАО «41 автокомбинат г. Москвы».


Крупные городские (муниципальные) комплексы. При создании установок с производительностью свыше 1 т/ч СПГ может быть применен новый цикл сжижения, разработанный автором данной статьи и основанный на принципе комбинированного внутреннего и внешнего охлаждения природного газа. Внутреннее охлаждение достигается за счет изобарного расширения природного газа и его частичного ожижения, после чего неожиженная часть, представленная в виде насыщенных паров низкого давления, подвергается внешнему охлаждению в конденсаторах КГМ Стирлинга. Данный цикл может быть использован на существующих АГНКС и газораспределительных станциях.


С другой стороны, для крупнотоннажного производства СПГ могут быть использованы мощные КГМ Стирлинга зарубежного производства. Так, криогенная машина РРG-2500 (фото 4) при давлении поступающего газа 2 МПа способна обеспечивать производство более 6 т СПГ в сутки. При монтаже этой КГМ к ней требуется подвести только электроэнергию, охлаждающую воду и природный газ. Пусковой период длится менее 30 мин. и осуществляется автоматически. Фирма-производитель гарантирует наработку на отказ в течение 8000 ч и моторесурс до ремонта не менее 20 тыс. часов.


Расчет эффективности и срока окупаемости


Технико-экономические показатели и экономическую эффективность производства и применения взаимозаменяемых моторных топлив следует рассчитывать с учетом полных затрат (капитальных, эксплуатационных и т. д.) по сферам их возникновения, к которым относятся добыча и транспорт сырья; производство самих топлив; топливоснабжение потребителей; производство автотракторной техники с учетом специфики применения альтернативных топлив; эксплуатация автотракторной техники с учетом изменения технико-эксплуатационных показателей, связанных с качеством и особенностями применения альтернативных топлив; природоохранные мероприятия, связанные с загрязнением окружающей среды.


Исследования, выполненные специалистами ОАО «Газпром» и ООО «ВНИИГАЗ», показывают, что использование СПГ в качестве моторного топлива, с точки зрения технико-экономической эффективности, значительно выгоднее, чем КПГ. Согласно результатам технико-экономических обоснований и расчетов, выполненных в этих организациях, система производства, хранения и распределения СПГ имеет более приемлемые показатели, чем аналогичная система для КПГ. Так, при масштабном производстве СПГ удельные капиталовложения на 25–30%, себестоимость на 40%, а суммарные приведенные затраты на «производство-доставку-распределение» для СПГ на 10–30% ниже, чем на аналогичные системы для КПГ.


Принимая во внимание вышеприведенные данные, технико-экономический расчет (ТЭР) эффективности и срока окупаемости заправочной станций производительностью 80 л/ч СПГ на основе стирлинг-технологий строился с учетом всех видов затрат на создание и эксплуатацию заправочной станции, а также затрат на переоборудование автотракторной техники на СПГ. Особенностью ТЭР является отсутствие транспортных затрат на доставку СПГ, поскольку его производство обеспечивается непосредственно в автохозяйствах.


Исходные данные для расчета себестоимости производства СПГ и срока окупаемости гаражных заправочных станций на основе КГМ Стирлинга: - пробег автомобиля в год (ЗИЛ-130) — 30 000 км; - расход бензина за год, при норме 30 л на 100 км — 9 000 л; - стоимость 1 л бензина — 15 руб.; - расход СПГ за год при норме расхода СПГ 40 л на 100 км — 12 000 л; - стоимость переоборудования автомобиля на СПГ — 60 000 руб., - количество переводимых на СПГ автомобилей ЗИЛ-130 — 38 шт. Предварительные расчеты показали высокую экономическую и экологическую эффективность предлагаемого оборудования. Так, срок окупаемости гаражных заправочных станций СПГ составляет не более 3 лет, а себестоимость СПГ в 2,5 раза дешевле эквивалентного количества бензина. ТЭР был произведен при использовании различных типов КГМ, производимых как у нас в стране, так и за рубежом, а также рассмотрены варианты единичного и серийного производства заправочных станций с КГМ Стирлинга. Результаты расчета представлены в табл.


Табл. Результаты технико-экономического расчета


Наименование


Ед. изм.


Значение параметра


Амортизационные затраты в год


руб.


678 000


Затраты на приобретение природного газа в год


руб.


345 600


Затраты на приобретение электроэнергии в год


руб.


1 080 000


Затраты на обслуживание блока в год (зарплата+доп. зарплата+соц. страх.)


руб.


526 346


Годовой экономический эффект


млн. руб.


2,55


Себестоимость 1 л СПГ


руб./л


4,6


Срок окупаемости унифицированного блока (без учета СМР)


лет


2,7


Результаты ТЭР представлены для автомобиля ЗИЛ-130 с учетом цен на газ и дневного тарифа на электроэнергию в Санкт-Петербурге на 1.02.06. Однако практически на всей территории РФ определена разница в стоимости электроэнергии в ночное и дневное время. Данная величина колеблется в зависимости от региона России от 2 до 4 раз. Поэтому, учитывая эту разницу и сравнительно небольшие объемы СПГ, сжижение природного газа целесообразнее осуществлять в ночное время. В этом случае себестоимость СПГ, получаемого в автохозяйства на основе стирлинг-технологий, может быть дополнительно снижена практически на 20–30%. Более того, использование СПГ в качестве моторного топлива позволяет увеличить ресурс работы двигателя на 15%, а срок службы моторных масел — на 15–20%.


Проектом рассматриваемого Государственной Думой РФ Федерального закона «Об альтернативных моторных топлив…» устанавливаются обязательные для большинства автотранспортных предприятий нормы по переводу автомобилей на газовое топливо — до 20% грузовых автомобилей, автобусов, муниципальных легковых автомобилей и такси за 10 лет. Создание собственных заправочных комплексов СПГ на основе КГМ Стирлинга позволит любому автохозяйству РФ проводить независимую поэтапную политику перевода своего автомобильного парка на СПГ.


Применение стирлинг-технологий позволяет, с одной стороны, создавать высокоэффективные заправочные станции необходимой производительности, доступные по своей стоимости значительной части автохозяйств РФ и состоятельным частным пользователям, а, с другой стороны, сделать применение СПГ в качестве моторного топлива таким же простым и легким, как и традиционными нефтяными видами топлива.


 

Фирма UZIN: европейский лидер на российском рынке. Электроэнергетика на 10 Петербургском международном экономическом форуме. «Амира» увеличивает производственные мощности. Посвящено юбилею Санкт-Петербурга. «Балтийская Строительная Неделя» — главная инновационная выставка России. ГИПРОНИИ РАН: наука и искусство проектирования. Скажи обледенению «Нет!».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved