Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


РГНИИПИ Урбанистики: Живой институт и живая работа


Сегодня «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистки» — таково полное название организации — не просто вернулся в отрасль, но имеет все основания возглавить направление градостроительного проектирования. Обо всем этом, а также об участии в проекте развития Усть-Лужского портовопроизводственного и селитебного комплекса, рассказывает директор института, доктор архитектуры, профессор Владимир Александрович ЩИТИНСКИЙ.


–Вначале несколько слов об институте: в 2004 г. нам исполнилось 75 лет. Сегодня мы одна из старейших проектных организаций России. Основателем института и первым его директором был известный архитектор и ученый Лев Александрович Ильин. Возглавив организацию, он совмещал еще две должности — главного архитектора Ленинграда и директора Музея истории города. С тех пор институт трудился в градостроительной тематике — так было в советское время, так продолжается и сегодня, с активным развитием направления объемного архитектурного проектирования и проектирования производственных и промышленных зон. В советское время по нашим проектам возведены десятки новых городов, такие как Северодвинск, Когалым, Севбайкальск, Кириши и др. Сегодня продолжаем работать по всей территории России, от Камчатки и Сахалина до Ростова и Ессентуков.


Девяностые годы нашей разрухи или перестройки — период, когда государство практически не уделяло внимания градостроительной деятельности, полагая, что она будет выстроена усилиями власти на местах и под влиянием рынка. Но жизнь показала, что надеяться на «невидимую руку рынка» бесполезно, что есть большой зарубежный опыт регулирования градостроительной деятельности в условиях капитализма и что регулировать развитие городов государство не просто должно, а даже обязано — это одна из его функций. Хотя бы потому, что в развитие городов и государство, и инвестор вкладывают громадные средства, которые должны работать эффективно. Не говорю уже о том, что города должны развиваться устойчиво, не нарушая экологического и экономического равновесия. А попытка пустить дело на самотек неизбежно приводит печальным последствиям.


Поэтому государство хотя и со скрипом, но постепенно повернулось лицом к проблемам территориального планирования и градостроительства. В 1998 г. был разработан первый Градостроительный кодекс Российской Федерации, в 2004 г. — его вторая редакция. Не буду говорить о достоинствах и недостатках этого документа — профессионалы имеют к нему немало справедливых претензий. Главное в том, что градостроительная документация была введена в правовое поле, чего раньше не было. Сегодня, не имея генерального плана, разработанного в соответствии с российским законодательством, не имея зонирования, правил землепользования и застройки, нельзя легитимно заниматься развитием, отводить участки под строительство, вести застройку. Если генеральный план не разработан, все сделки могут быть признаны ничтожными, несостоятельными. И как только ситуация вернулась в правовое состояние, мы почувствовали, что за 2–3 года возрос поток заказов на разработку генеральных планов со всей территории России.


Пожар ускорил развитие


— Насколько быстро из «градостроительного безвременья» удалось перейти к «градостроительному авралу»?


— Перестройка просто бульдозером прошлась по профессиональным кадрам, особенно в нашей области проектирования. В СССР, включая «Ленгипрогор», были четыре организации планировщиков федерального уровня (две в Москве и две в Ленинграде). Наши петербургские коллеги свою организацию сохранили, но москвичам, вследствие всех процессов, которые прошли в российском обществе, пришлось намного хуже. Но, пожалуй, в самом сложном положении оказались все-таки мы: в 1998 г. в здании вспыхнул пожар, последствия которого мы до сих пор преодолеваем с трудом. Преодолели бы и раньше, если бы государство помогло нам хотя бы морально и юридически. Тем не менее проблемы решаем, и сегодня уже вспоминаем о той катастрофе как «не было бы счастья, да несчастье помогло». Потому что после пожара у нашего института не было возможности зарабатывать на чем бы то ни было кроме профессиональной деятельности. У нас не осталось никаких арендаторов — а следовательно, коллектив института получил толчок к максимальному развитию творческой инициативы.


Сегодня мы уже 3 года наращиваем численность, привлекаем молодых специалистов. Для этого организуем стажировку по дисциплинам градостроительного проектирования для студентов профильных вузов, и с каждым годом к нам приходит все больше молодежи. Организовали цикл лекций, проводим занятия. В этом году наплыв практикантов рекордный — примерно 300 студентов, поэтому занятия проводим в актовом зале, который мы сами отремонтировали.


Есть основания надеяться, что кадровый разрыв прошлых лет будет преодолен. Об этом свидетельствует наш удачный дебют в московском международном фестивале «Зодчество 2005», в Москве, где мы получили сразу шесть дипломов (кажется, за всю историю фестиваля такое количество дипломов сразу не набирала ни одна организация). Первый диплом мы получили как «Лучший проектный институт России» и пять — за проекты генеральных планов Хабаровска, Тобольска, комплекс территориальных работ для Чувашии, необычную для нас работу — концепцию генплана Порт-Луи, столицы государства Маврикий. Наконец, это проект генерального плана курорта Красная Поляна — российской заявки на участие в Зимних олимпийских играх 2014 г. Сегодня уже прорабатывается вопрос не просто о генеральном планировании, а о конкретном размещении там спортивных объектов — недавно прошли консультации с представителями Олимпийского комитета России. Активно участвуем в международных проектах, в частности по программе ООН «по населенным пунктам ООН-Хабитат». В наших проектах для Тобольска и Пскова в значительной мере использована концепция «устойчивого развития», характерная для международных проектов. Работаем также по проектам таких международных программ, как Тасис, «Интер-Эко».


Усть-Луга будет жить


— А каково участие в проекте развития территории, прилегающей к порту Усть-Луга?


— Сама идея строительства порта в Лужской губе была в свое время проработана с активным участием нашего института. В частности, еще в начале 1990-х гг. нам была выполнена работа «Функциональное зонирование территории Финского залива с целью размещения морских портов». В той работе было внятно высказано предложение о целесообразности размещении крупнейшего порта в районе Лужской губы. Затем мы выполнили генплан всего селитебного и промышленного района Усть-Луги. Дальше, в соответствии с веяниями эпохи, этот объект начал развиваться как самостоятельная структура, и лишь в конце прошлого года область вновь вспомнила о нас, выйдя с предложением разработать концепцию развития населенного пункта Краколье. На той территории есть несколько населенных пунктов, которые также потенциально подходят для развития, но после аналитической работы проделанной в компании, нам было предложено разместить перспективный город именно в Краколье — он удобен для потенциального размещения особой экономической зоны, которая, возможно, будет создана в районе Усть-Лужского порта. Наш институт буквально за месяц подготовил обоснование развития будущего города, готовимся к разработке проекта генерального плана, первоочередного комплекса планировочных решений, основной документации по инженерной подготовке и инженерному оборудованию. Это позволит компании «Усть-Луга», администрации Ленинградской области активнее привлекать инвесторов. Таким образом, рассчитываем тесно работать вместе с руководством компании в течение нескольких лет.


— А почему же выбрано маленькое Краколье, а не райцентр Кингиссепп?


— Эта тема прорабатывалась, но по ряду причин Кингиссепп было решено не делать основной площадкой для размещения портовиков. Более целесообразным оказалось развивать местные, расположенные кругом поселения — Вистино, Краколье. Хотя Краколье — лишь одно из поселений, которое планируются создать в Усть-Лужской портовой зоне.


— Какова концепция поселка, а именно — насколько капитальным, основательным будет это поселение? Начиная от социальной инфраструктуры и заканчивая выбором технологий строительства…


— Что касается технологий, то очевидно, что они будут современными и экономически эффективными — строить потребуется быстро и недорого, и обойтись старыми методами невозможно. Это, впрочем, вопрос не сегодняшнего дня. А что касается самого поселка, мы видим его как единый комплекс — там будут жилье, соцкультбыт, административные здания, гостиницы, медицинские учреждения. Семьи портовиков должны иметь все необходимые условия для комфортного проживания — жилье, соцкультбыт. Символично, что одним из первых зданий нового поселения должен стать новый «Морской собор», проект которого мы заканчиваем — он станет символом возрождения славы России, обозначив еще одни «морские ворота». Думаю, что более детально мы сможем обсудить генеральный план ближе к осени.


196191, Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 21 Тел. (812) 370-1023, 370-3471, 370-1176 E-mail mail@urbanistika.ru


 

Алексей Миллер: «Наша цель — лидерство на мировом нефтегазовом рынке». СЕГ: три этапа согласований. Сергей Богданчиков: «Я верю в нашу компанию, 115 тысяч россиян — тоже». Поддержка отечественного производителя: а воз и ныне там…. Новые российские материалы для долговременной защиты строительных конструкций. Есть ли будущее у Калининградской нефти?. НПП «ВИГОР»: новые возможности экспресс-контроля трубопроводов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved