Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Думать о координации общих усилий


Все в нашей жизни — предметы, явления, события — имеет свою историю: внушительную или краткую, увлекательную и не очень, касающуюся многих или сугубо личную. Не исключение и коммерческие предприятия и организации. Есть своя история и у реставрационно-производственной компании «Борей». И значительная ее часть связана с именем первого руководителя фирмы — Леонида Владимировича Полякова. Именно он является основателем компании «Борей», именно он нашел первые объекты для приложения усилий, именно он превратил небольшое предприятие в солидную многопрофильную реставрационно-производственную фирму.


Начало деятельности РПК «Борей» было положено в 1988 г., на самой заре развития частного предпринимательства в постсоветский период. Приступать к работе тогда приходилось буквально с нуля. Не было законодательной базы, регламентирующей коммерческую деятельность, не было внятных рыночных отношений, не было кредитно-финансовых структур, чтобы получить финансовую поддержку, не было… в общем, ничего еще не было.


Начинать деятельность в таких условиях могли только настоящие энтузиасты, люди, для которых работа является не только источником дохода, но подлинным делом всей жизни. Именно так относился к реставрации Л. В. Поляков. И именно поэтому деятельность его компании не была свернута из-за тягот переходного периода в отечественной экономике, но, напротив, развивалась эффективно и успешно. Да, были проблемы, да, возникали трудности и препятствия, но твердая уверенность в нужности и важности начатого дела, ответственность и профессиональный подход помогали преодолевать все возникающие сложности.


Результатом этого стало активное развитие компании «Борей», освоение новых видов деятельности, формирование высокопрофессионального коллектива сотрудников, внедрение недавно появившихся и совершенствование традиционных методов работ, получение все более масштабных и интересных заказов. Было налажено постоянное и плодотворное творческое сотрудничество с ведущими профильными проектными организациями: «Арххрам», «Моспроект», «Спецпроектреставрация». Сами за себя говорят объекты, на которых работали мастера «Борея»: воссоздание храма Христа Спасителя, обновление художественных витражей станции «Новослободская» Московского метрополитена, комплексная реставрация памятника, установленного в Смоленске в честь 100-летия победы в Оте-чественной войне 1812 г., изготовление колоколов для Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Подмосковье, создание малых архитектурных форм для сада «Эрмитаж» и многое, многое другое.


Особенно значительный объем работ был выполнен по заказу Русской православной церкви. Это и восстановление и реставрация храмов, и обновление иконостасов, и отлив колоколов, и воссоздание внешнего декора. За столь плодотворную деятельность на этом поприще Л. В. Поляков был награжден церковными орденами Св. Сергия Радонежского II и III степеней, а также медалью Св. князя Даниила Московского.


Начало истории реставрационно-производственной компании «Борей» положено. Сегодня эта фирма пользуется безусловным уважением и авторитетом у коллег, партнеров и заказчиков. Ей поручают самые сложные и ответственные задания, зная гарантированно высокое качество выполнения работ. Ведь из деятельности и истории отдельных компаний, организаций, людей складываются жизнь и история всей нашей страны.


В 2004 г. фирму возглавил новый руководитель — Кирилл Сергеевич Горячев. Хочется от всей души пожелать, чтобы клиенты и коллеги оценили энергию и желание работать, которые и у коллектива компании, и у ее директора несомненно есть. Пожелаем же фирме «Борей» столь же славного и успешного продолжения истории, каким было ее начало.


— Кирилл Сергеевич, Вы возглавили «Борей» недавно: что успело порадовать вас на рынке реставрационных работ и что беспокоит?


— Многие вещи радуют. Интерес к возрождению российской культуры не ослабевает даже на уровне обывателя. Возрождаются церкви, реставрируются исторические здания. При этом работы для реставраторов остается много: например, в ходе подготовки к юбилею Петербурга были восстановлены и центр Петербурга, и Стрельна, и Петергоф, но до Ораниенбаума эта волна еще не докатилась, и там работа только предстоит. Также радует, что на рынке и в нашей компании есть профессиональные реставраторы, которые держатся за свою профессию. Нравится, что чаще приходится иметь дело с людьми, у которых есть художественный вкус и которые не стремятся смешивать все стили, чтобы получилось «цветасто и дорого». Это касается и моих коллег, и заказчиков.


Что, безусловно, огорчает — это жесткие сроки, которые не позволяют надолго «влезть» в объект и работать на нем в собственное удовольствие, чтобы восстановить его с максимальным приближением к подлинному. Бывает, что заказчик настаивает, чтобы здание было отреставрировано «как игрушка», не беспокоясь об исторической правде. А в противоречии заказчика, исполнителя и инспектора по охране памятников зачастую побеждает тот, кто платит. Огорчила ситуация на одном из наших объектов — здании старообрядческой церкви Покрова и Успения, построенной в начале XX в. До реставрации там было общество борцов, и предполагалось, что для спортсменов найдется новое помещение, а церковь будет передана общине. Однако помещения не нашли, и теперь борцы вернутся в отреставрированную церковь: в алтаре предполагается устроить ринг,а на колокольне — кабинет директора. Не нужны кресты, которые мы отреставрировали, — не будем же мы ставить их над рингом.


— Наверное, ситуация осложняется еще и тем, что историк и проектировщик стремятся сохранить все «как было» и мало озабочены потребностями заказчика, который хочет «все новое», а между молотом желаний заказчика и наковальней требований инспектора оказывается реставратор…


— У реставраторов с историками всегда был некий антагонизм. Историк хочет, чтобы здание несло «печати времени»,и даже предпочтет видеть его нетронутым. Реставратор же снимает эти самые «печати», восстанавливая, насколько это возможно, исходный вид. И хотя это делается на основании научных исследований, после каждой реставрации какая-то часть оригинальности уходит. Мы должны сохранить то, что было, но полностью сделать это невозможно, поэтому часто приходится искать разумный компромисс между двумя полюсами: например, церковь надо отреставрировать как можно скорее, к празднику. Но там фрески, и на их восстановление не хватит ни времени, ни средств. Сделать ли консервацию, закрыв живопись побелкой до лучших времен, и продолжить службы в обновленном здании? Или же начать восстанавливать и, поступившись быстрым результатом, сохранить историческую правду? К счастью, наша фирма была известна именно тем, что выполняла работу и в сжатые сроки, и без ущерба для качества.


— А где пройдет для «Борея» граница понятия «заказчик всегда прав»? Фирме важнее финансовое самосохранение или верность реставрационным критериям? Например, заказчик настаивает не просто на консервации росписей, а даже на замене штукатурки, и инспекторов уже убедил. И нужно или делать работу, или отказываться…


— Мы, конечно, вряд ли возьмемся за работу, за которую нам потом будет стыдно. Даже не вряд ли, а точно не возьмемся. Но если я и откажусь от нее, то найдется масса фирм, в крайнем случае бригада гастарбайтеров, которые снесут штукатурку не задумываясь. То есть я все равно обрекаю объект на разрушение. К счастью, такие дилеммы возникают редко: как правило, «заказчик тоже человек» — его можно убедить отказаться от крайней позиции. Если это не удается нам, то помогают специалисты органов охраны памятников — они не враги рода человеческого, а специалисты высокой грамотности, и обладают возможностью не только убеждать, но и принуждать к разумному решению.


— Какие задачи сможете выполнить силами коллектива, какие отдадите субподрядчикам?


— Как управленец я стремлюсь выстроить производственную цепочку под возможность работы в полном цикле, хотя бы для небольших объемов. Это позволяет и контролировать работу на крупных объектах, и ориентироваться на изменения рынка. То есть работать «на результат», а не просто «на процесс», потому что нравится реставрировать. Мы готовы взять заказ под ключ, но зачастую не можем сразу рассчитать объем работы, как, например, при строительстве панельного дома: каждый объект специфичен, ситуация может меняться даже в ходе работ. Поэтому, не развивая собственный штат до неуправляемых размеров, мы при необходимости привлекаем дополнительные силы. Например, у нас есть участок по реставрации керамики. Если нам попадется объект, на котором будут большие объемы керамики и собственных сил будет не хватать, я привлеку дополнительных работников, но не буду сильно зависеть от их квалификации — мои мастера всегда смогут проверить качество.


Определить границы наших возможностей непросто: очень многие заказы, поступавшие в «Борей», были таковы, что никто не знал, как к ним подойти, с чего начать. И тем не менее со всеми справились. Мне в какой-то степени даже мешает образование управленца — я как руководитель компании должен искать границы возможного для коллектива, тогда как мастера — специалисты по реставрации — могут меня поправить, объяснив, за какие задачи нам лучше не браться.


Но, что касается скульптуры, то нам доступна практически любая задача — наше предприятие находится на территории фабрики, где был изготовлен монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Или металлоконструкции: мы сделали уже столько шпилей и церковных главок, что даже воссоздание металлического моста не выглядит для нас заоблачной задачей. Конечно, мы не измением специализацию на строительство мостов, но постараемся не отказаться от такого заказа. И это не абстрактный пример — некоторые наши партнеры, в том числе реставрационные компании, занимались переносом старинных московских мостов с трассы третьего транспортного кольца.


— Растет ли спрос на качественные «новоделы»?


— Мы изначально работали для Церкви, изготавливая утварь. Так как эти заказчики очень консервативны в своих пристрастиях, мы заимствовали для новых изделий мотивы из старинных образцов. Хотя многие настоятели и батюшки вполне спокойно пользовались утварью, изготовленной на потоке, каждый раз кто-то хотел, чтобы в его приходе подсвечники выглядели не так, как в соседнем. Так же и светский заказчик — кто-то из них хочет получить эксклюзивно сделанный «новодел», и мы от таких работ не отказываемся. Однако на поток такие изделия не ставим — каждый наш заказ не похож на предыдущий, и люди приходят в «Борей» именно за эксклюзивной, индивидуальной вещью. Если она сделана вручную и даже имеет некоторые шероховатости ручной работы, то тем самым она ценнее и дороже, чем штамповка.


— Насколько меняется сейчас кадровый состав в компании? Каких специалистов не хватает?


— Я сам иногда удивляюсь, насколько мала в нашей компании «текучка» — ее почти нет. Это даже плохо, потому что смена части работников позволяет привносить в компанию новые силы, не замыкаться. Заметная проблема в том, что реставрационные учебные заведения практически сошли на нет, и новых сотрудников приходится доучивать непосредственно в работе. Возрастной состав в компании сегодня «выше среднего», молодежи немного.


— А какова та молодежь, что приходит в компанию?


— Главный недостаток, и не только у молодых, в том, что хочется быстро и много заработать. На это подталкивают и жизнь, и естественное желание развиваться, но иногда приходящие к нам рассчитывают на слишком быстрый рост. Лишь те, кто остается работать и попадает в нашу корпоративную культуру, понимают, что овладевать профессией надо длительное время. Глядя на мастеров, которые десятилетиями достигали своего уровня работы и своего немалого вознаграждения, ученики тоже осознают, что «срубить и уйти» — не главное. Но есть и такие, кто изначально приходит за профессией, а не за деньгами, причем с ними работать интереснее, но и сложнее. С таким реставратором важно найти взаимопонимание, а не просто приказывать и проверять. Если внутри есть «горение», его нужно направить так, чтобы пламя не мешало другим. Главное — не погасить. Вообще нужно меньше думать за реставраторов об их конкретной работе — они сами придумывают, как ее выполнить.А моя задача — думать о координации общих усилий.


 

Автоматика управления газовыми и жидкотопливными котлами. Петербургстрой Skanska — российский генподрядчик с мировым именем. «РосЭнергоТранс»: новаторство, лидерство, успех. «Тверьстроймаш»: курс — в лидеры!. Крупнейший смотр нефтегазовой отрасли. Иски о признании сделок недействительными. Курмангазы — прогнозы и перспективы.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved