Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Сергей Круглик: «Предложение должно опережать спрос»


Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» — один из наиболее важных приоритетных проектов государства, но в то же время нелегких в реализации. Среди причин — нехватка регионов, подготовленных для продажи участков, несовершенство нормативной документации, зачаточное состояние ипотеки и других финансово-кредитных механизмов, а также ограниченность в доходах самих россиян (в особенности — легальных доходов).


Почему высоки ставки?


Со стороны федеральных ведомств проект курирует Министерство регионального развития и непосредственно — Росстрой (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Что делает Министерство для скорейшей реализации нацпроекта, что говорит и думает по этому поводу сам глава Росстроя Сергей Круглик? По программе «Жилище» к 2010 г. объем жилищного строительства в России достигнет 80 млн. кв. м, т. е. почти удвоится по сравнению с 2004 г. Как может быть достигнут такой рост? Для успешной реализации национального проекта «Доступное и комфортные жилье — гражданам России», как считает Сергей Иванович, необходимо существенно снизить ставку по ипотечному кредиту. По его мнению, граждане тогда смогут решать жилищные проблемы, когда снизится ставка рефинансирования. Кредиты по ставке 12–15% годовых вряд ли позволят сильно улучшить ситуацию с жильем, — так считает руководитель федерального агентства. И, действительно, почему эти ставки так высоки при росте экономики в стране, росте Стабилизационного фонда? Скажем, в Скандинавских странах ставка на покупку жилья составляет всего 0,1%. Естественно, при таких дешевых кредитах, а по сути — ссудах, можно спокойно строить. Вместе с тем мало кто возразит, что подключение одного стабфонда к рынку жилья вряд ли приведет к искомой одной десятой доле процента — для удешевления кредитов необходимо в целом развитие рынка недвижимости, конкуренция среди строительных организаций. Глава Росстроя уверяет, что через 5 лет объемы ипотечного кредитования в России вырастут в 30 раз. Но предупреждает, что это вовсе не означает, что оно будет дешевым. «Ни в одной стране мира, — акцентирует Круглик, — дешевого жилья нет, это самый дорогой продукт. Просто требуется выработать такие механизмы, которые позволяли бы этот продукт приобрести максимальному количеству людей».


Ипотека — двигатель национального проекта?


Сергей Круглик скорректировал свое мнение об ипотеке, выступив на Х Петербургском экономическом форуме в рамках «круглого стола» «Ипотека — двигатель национального проекта «Доступное, комфортное жилье — гражданам России», полностью опровергнув задекларированный в самом названии подход. Проблема не в развитии ипотеки, а в отсутствии предложений на рынке жилья. Он также пояснил, что рост цен здесь соответствует росту доходов населения и составляет за последнее время порядка 25%. В идеале требуется создать систему, которая позволит в обозримом будущем большинству населения решать свои жилищные проблемы. Но строить ее нужно всем: и органам власти всех уровней, и бизнесу с участием всех профессиональных объединений. И все же, в чем будет заключаться государственная поддержка ипотеки? «Мы будем стремиться расширить ипотечный рынок для большого количества участников, — говорит Сергей Иванович. — В 2006 г. уставной капитал Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию вырос до 3,7 млрд. рублей, а государственные гарантии составили около 14 млрд. рублей. Эта сумма будет пролонгирована в 2007 г.». До сих пор на рынке ипотеки не хватало последнего звена — ценных бумаг. Федеральная служба по финансовым рынкам планирует подготовить их выпуск. Это означает прямую работу всех финансовых институтов на рынке жилья, в том числе и банков. Также будет формироваться институт ипотечного страхования. Допустим, если из первоначального взноса в 30% заемщик готов застраховать 20%, то первоначальный взнос для него составит 10%. Таким образом, будет расширен круг заемщиков за счет людей, у которых нет накоплений на первоначальный взнос. Эти и другие меры, по мнению С. Круглика, в сумме дадут серьезный толчок к формированию платежеспособного спроса на рынке ипотеки.


Бюджетных денег на всех не хватит


Однако если за счет федеральных вливаний лишь увеличить платежеспособный спрос, то, кроме роста цен, это ни к чему не приведет. Задача агентства — сделать так, чтобы и предложение не отставало. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются сегодня строители, — отсутствие подготовленных под жилую застройку участков. «Дать субъектам РФ на эти цели бюджетные деньги — самый простой способ, но, — поясняет Круглик, — и самый безответственный. Поэтому средства планируется выделять в виде государственных гарантий по кредитам, которые станут брать в банках регионы. Плюс в федеральном бюджете предусматриваются средства для погашения процентной ставки по займам». В этом году федеральный бюджет заложил на эти цели не так много средств — всего 20 млрд. рублей. На все регионы не хватит. Но Федеральное агентство и не преследует цель «накормить всех под завязку». Средства вкладываются в те субъекты и те регионы, где жилищное строительство на подъеме. Программа «Жилище» позволяет в среднем по России снизить темпы роста цен к 2010 г. до 6–8% в год. Прежних темпов роста цен, как обещает глава Росстроя, не будет. Всплеск цен наблюдается потому, что у населения появились свободные ресурсы и они сразу были брошены в жилищный рынок.


Аукционы помогут не сразу


Сергей Иванович ярый сторонник предоставления земельных участков под жилищное строительство только через аукционы, что, впрочем, с 1 октября прошлого года является уже нормой Земельного кодекса. «Аукционы — одна из самых действенных мер для развития рынка, поскольку разрушает монополию на доступ к земельным ресурсам», — подчеркивает Сергей Круглик. При этом руководитель агентства вместе со своими коллегами осознают, что муниципалитеты и региональные власти за год до введения этой нормы в законодательство (которая постоянно депутатами отодвигалась, и теперь понятно, зачем) поторопились выдать как можно больше участков целевым назначением. Так что участники рынка набрали участков аж на 2–3 года вперед. «Поэтому, — считает Круглик, — эффект от введения этой нормы, культивирующей конкуренцию, наступит не сразу. Хорошо уже то, что муниципалитеты начали работу по новым правилам, а целевое предоставление земли под жилищное строительство является сегодня прямым нарушением закона».


Долой лицензирование


С 1 января 2007 г., согласно новому Градостроительному кодексу РФ, запланирована отмена лицензирования в строительстве. Для профессионалов рынка эта новость ничего хорошего не сулит. Можно без труда спрогнозировать, что вместе с отменой лицензирования на рынок жилищного строительства хлынет поток дилетантов, способных подорвать и без того хрупкие отношения между дольщиками, застройщиками, банкирами и гражданами, желающими во что бы то ни стало улучшить свои жилищные условия. На вопрос «будут ли сохранены какие-то контролирующие функции Росстроя, останется ли какая-то разрешительная система в строительстве?» Сергей Круглик отвечает так: «Не стоит зря беспокоиться по поводу отмены лицензирования в строительстве», — иными словами: все что ни делается — все к лучшему. Боле того, лицензирование, по мнению главы Росстроя, в конечном итоге ни к чему не обязывает, административный контроль не дает почти никаких результатов. Действительно, сейчас, при существующих процедурах лицензирования строительной деятельности, можно привести массу примеров обрушения зданий, падения подъемных кранов, нарушения технологии работ и т. д.


С другой стороны, по мнению Круглика, когда лицензия на строительство не понадобится, Градостроительный кодекс, закон о техническом регулировании, положение о саморегулируемых организациях и т. п. закладывают достаточную степень контроля и ответственности всех участников рынка — от проектировщиков до представителей технического надзора. К примеру, если Главгосэкспертиза плохо сделала свою работу и проект оказался неудачным, в результате чего дом «сложился», то отвечать станет данное ведомство. Это нормальная система ответственности, которая будет влиять на качество работы и отношение к своему труду. Так что ликвидация лицензирования — это правильно. В Градостроительном кодексе прописана вся мера ответственности за строительство, разделенная между проектировщиками, строителями, экспертизой. Это будет переход к системе административной, экономической и уголовной ответственности за деяния, которые происходят в секторе строительства.


 

Комплекс автоматизированных инженерных систем зданий арбитражных судов России. Особенности обеспечения пожарной безопасности многофункциональных объектов. Очистка воздуховодов: теория и практика. Танкерная пятилетка: незамеченный юбилей. Французские окна покоряют россию. Оборудование для шельфа: создадим или купим?. Рентабельность освоения новых нефтяных объектов на севере России.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved