Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Антарктика: прогресс очевиден


В прошлом году в статье «Антарктика ждет перемен» наш журнал сообщал о перспективах возведения на Российских антарктических станциях зданий с использованием новых технологий. Сегодня мы возвращаемся к этой теме. 3 ноября научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров» вышло из гавани Санкт-Петербурга к южному континенту, что ознаменовало начало 52-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). О целях и особенностях РАЭ-52 мы попросили рассказать заместителя директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, начальника РАЭ В. В. ЛУКИНА.


— Валерий Владимирович, в чем особенность этой экспедиции по сравнению с предыдущими?


— Трудно припомнить такой случай, но это факт: научно-экспедиционное судно на 80% загружено строительными материалами для возведения зданий современной конструкции на станциях «Прогресс» и «Восток». В ходе этой экспедиции планируется смонтировать ограждающие конструкции и инженерные системы многофункционального здания на ст. «Прогресс», стальной каркас которого был собран во время предыдущей, 51-й экспедиции. Монтаж начнется сразу после доставки панелей. На судне находится также каркас «шагающего» здания для ст. «Восток».


— Простите, почему Вы говорите о станциях «Прогресс» и «Восток», тогда как центром российской экспедиции в Антарктиде считалась ст. «Мирный»? Какое значение придается зимовочному комплексу станции «Прогресс», для чего вообще она создается?


— Одна из наиважнейших задач РАЭ — это организация продолжения работ на ст. «Восток», долгое время являющейся визитной карточкой России в Антарктике. Напомню, что эта станция расположена на полюсе на высоте 3 700 м над уровнем моря, где зарегистрирована рекордно низкая на Земле температура – 89,2 0C. Ежегодные походы на ст. «Восток» проводились со ст. «Мирный». Однако в последнее время образование множества трещин в леднике привело к тому, что «Мирный» оказался в изоляции. По сути дела, то место, на котором он находится, становится как бы островом. Надо было искать новую южную столицу российским полярникам. И тогда, исходя из сложившейся ситуации, было принято решение о создании ст. «Прогресс», находящейся равноудаленно от ст. «Восток» (примерно 1400 км).


Проведенные исследования из космоса и аэрофотосъемка подтвердили правильность принятых решений. Первый поход на ст. «Восток» со ст. «Прогресс» планируется в 2009 г. Станция находится на Земле Принцессы Елизаветы, географические координаты: 69023’ ю. ш. 76023’ в. д. По соседству находятся две станции: китайская «Зхонгшан» и австралийская «Дэвис».


Правительством РФ было принято решение о создании на ст. «Прогресс» нового научного комплекса. Этот объект вошел в перечень строек федерального значения, который утверждается ежегодно. На эти цели выделяются средства для капитального строительства. Кроме многофункционального здания, монтаж которого планируется завершить в 2007 г., будет осуществлено строительство снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы, способной принимать самолеты класса ИЛ-76, база ГСМ, вертолетная площадка и т. д. И, конечно же, здания со служебно-жилыми помещениями. В зимовочный период там будут жить до 40 человек. В сезон, конечно, больше. Так что новой столицей российских полярников теперь (надеюсь, на долгие годы) станет ст. «Прогресс».


— Вписывается ли строительство ст. «Прогресс» в Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению государственных интересов России в Антарктике»?


— Прежде всего нужно сказать о подпрограмме изучения и исследования Антарктики в федеральной целевой программе «Мировой океан», где определены все наши виды деятельности. Но финансируется она только по разделу «Фундаментальные исследования». Ни на что другое денег в этой федеральной программе не выделяется.


Вся остальная деятельность РАЭ финансируется отдельной графой федерального бюджета. Основные задачи определены распоряжением Правительства РФ №713 от 2 июня 2005 г., где и указаны главные направления нашего пятилетнего развития с 2006 по 2010 гг. С уверенностью можно констатировать: прогресс очевиден! В этом году на операционные расходы выделено 550 млн. руб., а на инвестиционные проекты — 148,8 млн.


Расширение научных исследований предусматривает прежде всего повышение мер безопасности жизнедеятельности персонала станции, выполнение транспортных операций, модернизацию инфраструктуры российских антарктических станций, чем мы сейчас и занимаемся. Следующий момент — улучшение социально-бытовых условий для полярников. Упомянутые средства распределяются в основном под эти направления.


— Валерий Владимирович, расскажите поподробнее о здании, которое будет смонтировано на ст. «Прогресс» 52-й экспедицией.


— Многофункциональное здание на этой станции будет как бы основной производственной единицей, своеобразной доминантой новой столицы. Это 2-этажное сооружение размером 60х24 м и высотой 8,4 м. На первом этаже будут расположены зоны ремонта (ТО и ТР) со своим станочным парком, пост оттаивания и мойки, дизельэлектростанция (ДЭС), агрегатная, АКЗС (зарядная станция), очистные сооружения. На втором этаже располагаются бытовые помещения, комната приема пищи, участки ремонта, вентиляционные камеры.


Здание запроектировано из сэндвич-панелей с несущим металлическим каркасом. Наружное стеновое ограждение — из панелей толщиной 150 мм. Общая площадь ограждения — 1 250 кв. м. Кровля — тоже сэндвич-панели толщиной 200 мм, площадь которой — 1 500 кв. м. Для внутренних перегородок применяются сэндвич-панели толщиной 60 мм и 120 мм, их площадь — 2 650 кв. м. Общий объем поставки сэндвич-панелей — 5 400 кв. м. Проект здания выполнен Проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом воздушного транспорта «Ленаэропроект». В качестве генерального подрядчика выступает НТК «Аэротехнический центр». Комплектацию и строительно-монтажные работы выполняет ЗАО «СМУ 2 треста 16».


— А как производился выбор поставщиков для строительства?


— У нас прошел тендер, рассматривались основные критерии по принципу соответствия цены и качества. Т. е. нормальные рыночные критерии при выборе победителя. При определении поставщика ограждающих конструкций принималось во внимание следующее: качество продукции вплоть до технологии изготовления и упаковки, наличие опыта поставок и эксплуатации конструкций в Антарктике, надежность поставщика. В этом смысле «Стройпанель» уже успела зарекомендовать себя, поставляя свою продукцию в Антарктиду. Специалисты этой организации дважды проводили шефмонтажные работы на снежно-ледовой взлетно-посадочной полосе станции «Новолазаревская». Кроме того, основной мотивацией этого производителя панелей является получение бесценного опыта эксплуатации своей продукции в экстремальных условиях Антарктики. ООО «Стройпанель» совместно с ЗАО «СМУ-2 треста №16» принимали участие в разработке проекта ограждающих конструкций и проводили натурные испытания узлов крепления.


— Вы упомянули в начале разговора о конструкциях для станции «Восток», о «шагающем» здании. Оно что, сможет шагать по поверхности ледяного купола? Если — да, то как?


— 52-я экспедиция планирует доставку каркаса здания на станцию «Восток». «Шагающим» его назвали, видимо, потому, что оно стоит на «ногах». Но шагать эти «ноги» не могут. В будущем — может быть, а это здание я бы назвал зданием, шагающим на месте. Конструкция каркаса позволяет компенсировать постоянное погружение здания в снег, для чего предусмотрено 48 опорных «ног» с домкратами. Эти «ноги» в зависимости от степени их погружения в снег или лед будут по очереди подниматься, под них будут заводиться дополнительные опоры. Размер такого здания, каркас которого, как я уже говорил, плывет к берегам Антарктиды на НЭС «Академик Федоров», 40х12,5 м. Там будет 16 бытовых помещений, кают-компания, камбуз, медпункт, 2 лаборатории, ДЭС. Проектирование и изготовление каркаса осуществило ООО «Метакс» (директор А. Н. Скородумов) при содействии ПКП «Ферумпром» (ГИП М. А. Трофимов).


— И последнее: что предпринимается для охраны окружающей среды? Как будут обогреваться жилые и служебные помещения? Откуда электричество?


— Проблема охраны окружающей среды нас очень волнует. Сейчас принят международный протокол, который запрещает загрязнять природу этого уникального материка и который является законом для тех, кто там работает. Конечно, в новых зданиях предусмотрены очистные сооружения и технологии, которые будут предотвращать загрязнение окружающей среды. В этом смысле наши здания не будут отличаться от американских или, скажем, австралийских, построенных в Антарктиде.


И об энергетике. Сэндвич-панели, из которых будут построены здания современной конструкции, дают главное — энерго-сбережение. Т. е. то, что для полярника важнее всего. По-прежнему будем обогреваться дизель-электрической станцией за счет системы охлаждения двигателей. Оттуда будет и электричество. Кстати, именно ДЭС являются основным источником энергии на большинстве иностранных станций. Знаю, что некоторые страны собираются строить электростанции на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), но пока это только проекты.


 

Компания WeMaTec — инновационные решения в сфере фасадных систем. В памяти бережно время храня…. Системные решения U-kon в высотном строительстве. Нас знают на рынке крепежа. Равнение на ЗАО «Метробетон»!. Секрет качества связующего в алюминиевых композитных панелях. Коррозия не страшна.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2025 All Rights Reserved