Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Углеводородный потенциал морской периферии России


Divide and dominate — исторически эффективный принцип «Разделяй и властвуй» как методологический подход вполне может быть применим к решению задачи освоения углеводородного потенциала морской периферии России.


Россию в принципе можно считать самым большим в мире полуостровом, с севера и востока полностью, с юга и запада — частично окруженного водой. Морская периферия полуострова Россия — это акватории 4 внутренних и 10 окраинных морей, омывающих ее территорию, Северного Ледовитого и Тихого океанов в рамках ее исключительной экономической зоны.


Площадь морской периферии России — свыше 6 млн км — составляет 21% площади шельфа Мирового океана, а площадь ее нефтегазоперспективных акваторий — 4,2 млн км — сопоставима с площадью нефтегазоперспективных территорий России. Суммарный объем извлекаемых морских ресурсов углеводородного сырья (УВС) России оценивается значением порядка 100 млрд т н.э. Этот гигантский, но пока минимально задействованный морской потенциал принято рассматривать как самый значительный неосвоенный резерв УВС на планете. Неизбежность его освоения очевидна как с точки зрения общемировой тенденции неуклонного возрастания роли морской нефтегазодобычи, составляющей сегодня треть суммарной, так и ввиду невозможности обеспечить поддержание, тем более планируемое увеличение объемов нефтегазодобычи в России только за счет ее территорий. Исторически эффективный принцип «Разделяй и властвуй» как методологический подход вполне может быть применим и к решению задачи освоения углеводородного потенциала морской периферии России.


Слабо разведанный (по жидким УВ — 3,7%, по газу — 7,5 %) и довольно приблизительно оцененный морской потенциал УВС России неравномерно распределен по обширнейшей площади омывающих ее акваторий. Рациональное планирование и эффективная организация его освоения возможны лишь на основе его предварительного разделения, т.е. всесторонне взвешенной дифференциации.


Прежде всего, это традиционная дифференциация морских ресурсов УВС по площади в рамках разноранговых элементов нефтегеологического районирования с прогнозной оценкой плотности распределения, фазовой структуры ресурсов и выделением в разной степени перспективных (высоко-, средне-, мало-) и бесперспективных акваторий, в пределах которых сосредоточены ресурсы соответствующих категорий.


Далее — необходимо дифференцировать морские ресурсы УВС по комплексу условий их освоения, основными из которых являются правовые, технико-технологические и экономические.


Условия освоения


В пределах морских акваторий основными международными правовыми зонами реализации национальных юрисдикций приморских государств, отмеряемыми от исходных линий (они соединяют крайние точки побережий, спрямляя береговую линию), являются следующие.


Внутренние морские воды и территориальное море — зона полного суверенитета приморских государств. Внутренние морские воды (заливы, губы, бухты, лиманы и проливы) занимают пространство в сторону берега от исходных линий. Территориальное море соответствует прибрежной акватории шириной 12 морских миль (22 км), отсчитываемых от исходных линий; внешняя граница территориального моря является границей приморского государства, за которой начинаются международные морские воды. Исключительная экономическая зона начинается за пределами территориального моря; ее ширина составляет 200 миль (370 км), отмеряемых от исходных линий, а ее внешняя граница определяет зону национальной юрисдикции, в пределах которой минеральные ресурсы являются собственностью приморского государства.


Континентальный шельф в соответствии со ст. 76 «Конвенции по морскому праву» ООН (1982 г.) включает морское дно и недра акваторий, простирающихся за пределы территориального моря на всем его протяжении вплоть до внешней границы подводной окраины континента. Это — шельф (континентальная отмель), континентальный склон и континентальное подножие, внешняя граница которого с глубоководной абиссальной котловиной является внешней границей подводной окраины континента. Приморское государство может расширить свою экономическую зону за пределы 200 миль, но в границах подводной окраины континента, на расстояние до 350 миль (648 км) от исходных линий.


Понятия «исключительная экономическая зона» и «континентальный шельф» на большей части площади российских акваторий пространственно совпадают. Исключение здесь составляют та часть экономической зоны в рамках 200 миль, которая включает глубоководные области за пределами континентального шельфа, и два анклава — в тех частях континентального шельфа Баренцева моря и глубоководной впадины Охотского моря, которые не перекрываются 200-мильной зоной.


Таким образом, в пределах морской периферии России в соответствии с международным морским правом выделяются несколько категорий акваторий и, соответственно, ресурсов УВС в их пределах (рис. 1).


Нефтегазоперспективные акватории внутренних морских вод и территориального моря суммарной площадью 0,5 млн км являются зоной совместной юрисдикции Федерации и ее приморских субъектов; платежи за недропользование распределяются между Федерацией и ее субъектами на основании законов «О недрах» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в соответствии с двухсторонними договорами. Эта прибрежная часть морской периферии России не входит в пространство исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а является сопредельной им и содержит наиболее доступные морские ресурсы УВС, размещенные на минимальном удалении от берега.


За пределами территориального моря акватории находятся под исключительной юрисдикцией Федерации: площадь нефтегазоперспективных акваторий в границах 200-мильной зоны собственно континентального шельфа составляет 3,4 млн км, глубоководной области окраины континента — 0,3 млн км.


Исключительная экономическая зона России граничит с аналогичными зонами соседних приморских государств, а также с пространствами Северного Ледовитого и Тихого океанов, имеющими международный статус, что обуславливает необходимость правового и согласованного обоснования границ этой зоны.


Акватории только 5 из 14 омывающих территорию России морей целиком находятся под ее юрисдикцией. В остальных существуют проблемы делимитации водного пространства и минеральных ресурсов недр с 10 сопредельными государствами.


Одной из основных причин возникновения проблем делимитации является то, что в международном морском праве нет жестко детерминированных принципов разграничения водного пространства. Россия еще со времен СССР (1926 г.) придерживается секториального принципа делимитации — вдоль линии меридиана, в т.ч. и в Баренцевом море. Но Норвегия с 1970 г. настаивает на медианном, или срединном принципе разграничения акватории Баренцева моря по линии, равноудаленной от крайних точек территорий сопредельных государств, включая островную сушу. При этом норвежская сторона использует в качестве опорной базы разграничения о. Шпицберген, что является нарушением Парижского договора 1920 г., определившего особый международный статус этого острова. Возникшая таким образом зона спорной юрисдикции в Баренцевом море между двумя принципиально различными линиями делимитации имеет нефтегазоперспективную площадь 153,6 тыс. км, а ее суммарные извлекаемые ресурсы превышают 6 млрд т н.э. Это примерно четверть нефтегазоперспективной площади и суммарных извлекаемых ресурсов безусловно российской части Баренцева моря; ресурсный потенциал зоны спорной юрисдикции превышает суммарные ресурсы УВС Норвежского моря и безусловно норвежской части Баренцева моря в 1,3 раза. Россия имеет право претендовать на увеличение площади своей экономической зоны в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн км за счет прилегающей глубоководной окраины континента, для чего необходимо представить в комиссию ООН по ограничению континентального шельфа комплекс геолого-геофизических и батиметрических материалов, подтверждающих, что заявленная площадь соответствует подводной окраине континента Евразия, наземная часть которого является территорией РФ. В случае обретения суверенного права на разработку минеральных ресурсов за пределами 200-мильной зоны Россия будет обязана отчислять часть получаемой при этом прибыли в пользу мирового сообщества государств.


Следовательно, Российской Федерации при освоении ресурсов УВС своей морской периферии необходимо тем или иным образом иметь дело с 21им приморским субъектом в 5-ти ее федеральных округах (внутренние морские воды и территориальное море), с 10-ю сопредельными государствами (приграничные акватории) и мировым сообществам государств (подводная окраина континента за пределами ее 200-мильной исключительной экономической зоны).


По технико-технологическим условиям морские ресурсы УВС России можно разделить на технически доступные и технически недоступные для освоения.


Анализ показывает, что в настоящее время поиски и разведка месторождений УВ могут проводиться в любых природно-климатических условиях шельфа в силу возможности сезонного проведения поисково-разведочного бурения — в межледовый период. Что касается их разработки, то в суровых ледовых условиях арктических морей существующие и проектируемые в России и за рубежом технические средства позволяют ее осуществлять лишь на глубинах моря до 50 м (по данным ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова). При больших глубинах во льдах значительной толщины надводные эксплуатационные основания должны обладать огромными массо-габаритными размерами, что исключает их транспортировку на месторождения, а, учитывая отсутствие в России глубоководных бухт, строительство таких сооружений на существующих отечественных верфях практически неосуществимо. Применение же подводно-подледных комплексов на глубинах моря свыше 50 м в настоящее время проблематично в силу того, что данные технологии пока находятся на стадии проектных исследований и не имеют опытного подтверждения технической надежности и экологической безопасности. Поэтому ресурсы УВС арктических акваторий, находящиеся на глубинах моря свыше 50 м, в настоящее время следует считать технически недоступными.


По экспертной оценке ВНИГРИ, технически доступные ресурсы нефти отечественных акваторий составляют около 7,5 млрд т, или 55% от величины ее начальных извлекаемых ресурсов, газа — 42 трлн м или около половины его ресурсов.


Эти оценки не являются неизменными, так как техническая доступность непосредственно связана с состоянием научно-технического прогресса, и по мере его развития величина технически недоступных ресурсов будет неуклонно снижаться. Кроме того, с 1978 г. наблюдается активный процесс таяния льдов, темпы которого в последнее время возросли. Не исключено, что к 2070 г. в Арктике растает весь лед и, следовательно, ресурсы УВС этого региона могут стать технически доступными для освоения в полном объеме.


По экономическим условиям все технически доступные ресурсы следует разделить на рентабельные и нерентабельные для освоения. Учитывая требования новой Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов (вступит в силу с 01.01.2009), в качестве критерия рентабельности ресурсов акваторий, включая запасы открытых месторождений, выступает показатель внутренней нормы рентабельности (ВНР). Промышленно-значимые запасы углеводородов имеют значения внутренней нормы рентабельности более 10%.


По предварительным результатам экономической оценки рентабельные ресурсы нефти акваторий России составляют около 40% от общей величины ее технически доступных ресурсов, газа — около 60%.


Следует отметить, что результаты экономической оценки достаточно динамично меняются во времени, поскольку зависят от заложенных в расчеты цен на нефть и газ, используемой информационно-нормативной базы, а также от выбранных критериев оценки (ВНР с учетом или без учета риска). Изменение данных параметров повлечет за собой увеличение или, напротив, снижение величины рентабельных ресурсов УВС.


По совокупности правовых, технико-технологических, экономических условий изучения и освоения ресурсов УВС, содержащихся в недрах морской периферии России, ее можно разделить на три надрегиональных элемента — внешнюю, центральную и внутреннюю зоны.


Внешняя зона морской периферии России — это подводная окраина континента за пределами континентального шельфа и 200-мильной зоны. Она содержит ресурсы, весьма проблематичные с точки зрения их геологической обоснованности, технической доступности и правовой обеспеченности. Изучение их, необходимое для обоснования возможности расширения экономической зоны России в Северном Ледовитом океане, с точки зрения обозримой перспективы их освоения не является экономически обусловленным.


Центральная зона — это континентальный шельф, находящийся под юрисдикцией Федерации в соответствии с законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Она содержит технически доступные, в т.ч. рентабельные, и технически недоступные для освоения ресурсы УВС. Возможности и районы освоения ресурсов этой наиболее обширной зоны морской периферии России должны быть только экономически обусловленными.


Приграничные акватории в рамках центральной зоны содержат потенциально проблематичные ресурсы УВС. Проблематичность их изучения и освоения обусловлена нерешенностью проблемы делимитации водного пространства и ресурсов морских недр. Острота и перспективы решения проблем делимитации в каждом конкретном случае различны, но в любом случае для укрепления позиций России следует: 1) выработать единый подход к решению проблем делимитации с опорой на международное морское право; 2) максимально точным образом оценить минеральные ресурсы в районах делимитации, потребности и возможности России в их освоении; 3) обеспечить регулярное присутствие России в районах делимитации в любых возможных формах — от проведения научно-исследовательских работ до разработки месторождений. Для выполнения трех вышеобозначенных условий целесообразно выделение особой категории акваторий — приграничных, — прилегающих к линиям делимитации с российской стороны. Ширина и площадь приграничных акваторий в каждом море окажутся различными, и одним из возможных критериев определения их параметров будет ресурсная оценка их недр.


Выделение приграничных акваторий в особую категорию может способствовать выработке единого подхода к переговорному процессу и более успешному для России его завершению. Ведение работ в приграничных акваториях может быть обусловлено как сугубо экономическими обстоятельствами, так и внеэкономическими — для обеспечения интересов России и утверждения ее, в конечном счете, в качестве морской нефтегазодобывающей державы.


Внутренняя зона содержит наиболее доступные для освоения ресурсы УВС морской периферии России. Прежде всего, это ресурсы акваторий внутренних морских вод и территориального моря. Доступность морских ресурсов определяется не только минимальным удалением от берега, но и минимальными глубинами моря. Недропользователи при выборе объектов разработки ориентируется, прежде всего, на техническую доступность и уровень рентабельности освоения морских месторождений. Анализ действующих и подготавливаемых проектов освоения морских ресурсов УВС России позволяет обозначить следующие закономерности и тенденции: - из 45 открытых на сегодня морских месторождений России, включая 7 подводных продолжений прибрежных месторождений, в распределенном фонде находятся 23; - из 23 месторождений распределенного фонда — 22 расположены на глубинах моря до 50 м и на расстоянии от первых километров до десятков километров от берега; - все шесть находящихся в настоящее время в разработке и четыре подготавливаемых к промышленному освоению морских месторождений России приурочены к минимальным глубинам моря или находятся на минимальном расстоянии от берега; - все 12 морских месторождений, открытых за последние 10 лет недропользователями, расположены на глубинах моря до 35 м и на небольших расстояниях от берега. Очевидно, что все осваиваемые в настоящее время и подготавливаемые к освоению месторождения, за исключением Штокмановского, находятся в пределах внутренней зоны относительной доступности с минимальными глубинами моря и на минимальном удалении от берега. В ее пределах находятся 22 из 23 морских и прибрежно-морских месторождений распределенного фонда, что наглядно и совершенно определенно демонстрирует выбор недропользователей и основное направление недропользования на акваториях России.


Преимущество внутренней зоны заключается в том, что практически все ресурсы УВ в ее пределах технически доступны, а способы и технологии их освоения гораздо более разнообразны (освоение может вестись с берега, с острова — естественного или искусственного, с моря, а также комбинированием разных способов), и в целом менее дорогостоящи по сравнению с глубоководными и удаленными от берега районами акваторий, что существенно повышает уровень рентабельности их освоения. В пределах внутренней зоны на небольших глубинах моря и вблизи берега уже выявлены крупные, гигантские и уникальные месторождения нефти и газа, и нет никаких оснований полагать, что они исчерпывают весь ресурсный потенциал этой зоны относительной доступности.


Расположенное на значительном расстоянии от берега (560 км) и на больших глубинах моря (279–380 м) Штокмановское месторождение — это гигантский инвестиционный проект, оцениваемый в десятки миллиардов долларов. Для его освоения необходимо создание международного консорциума, разработка и использование уникальных технологий, поэтому не случайно, что этот проект до сих пор не достиг стадии реализации, хотя в меняющихся формах существует почти двадцать лет со времени открытия Штокмановского месторождения в 1988 г.


Основными факторами выделения внутренней зоны являются: - относительная доступность прибрежных акваторий, обуславливаемая сочетаниями минимальных глубин моря и минимального расстояния от берега; - нефтегеологическая специфичность зоны транзитного перехода «суша — море», обуславливаемая трансформацией в ее пределах наземного структурно-тектонического плана — в морской, сопровождаемая изменениями условий нефтегазонакопления; - специфичность условий, технологий и организации изучения и освоения прибрежных мелководных акваторий; - возможность ее интеграции в нефтегазодобывающую инфраструктуру приморских территорий; - специфичность правового режима недропользования прибрежных акваторий; - специфичность комплекса природно-климатических условий береговой зоны на стыке суши и моря. Таким образом, внутренняя зона морской периферии России отличается от ее центральной зоны специфичностью геологического строения и нефтегазоносности, особенностями изучения, прогнозной оценки и освоения ее ресурсов УВС. В каждом регионе граница внутренней и центральной зон может быть определена в соответствии с конкретными природно-климатическими условиями, отделяя прибрежную зону относительной доступности от более глубоководных и удаленных от берега акваторий центральной зоны.


Для каждого из региональных элементов морской периферии России — морей и океанов — соотношение дифференцированных составляющих ресурсного потенциала УВС, т.е. категорий ресурсов, будут отличаться, и эти различия, следует учитывать при планировании его изучения и освоения.


Окончание — в следующем номере


 

Дыма без огня не бывает…. Особенности национальной стройки. Подконструкции вентилируемых фасадов: алюминий или сталь?. Мониторинг фасадных систем. «Альтернатива»: фасады «под ключ». Церковь Святой Екатерины: эпоха возрождения. «КНАУФ-Теплая стена» — современная система наружного утепления фасадов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved