Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Отечественное судостроение: проблемы и перспективы


Отечественное судостроение, создавая корабли для ВМФ России, суда для транспортного и промыслового флота, плавсредства для добычи углеводородного сырья на морском шельфе, а также поставляя суда на экспорт, непосредственно участвует в техническом и технологическом обеспечении практически всех видов морской деятельности России.


Российское судостроение является одним из крупнейших машиностроительных комплексов страны. В составе судостроительной отрасли имеется 170 предприятий ряда подотраслей по следующим специализациям: - судостроение и судоремонт — 65 предприятий; - судовое машиностроение и электротехника — 43 предприятия; - морское приборостроение — 56 предприятий; - прочие специализации — 6. Предприятия и организации отрасли расположены во всех административных округах Российской Федерации (Северо-Запад, Центр и Поволжье, Юг, Урал и Сибирь, Дальний Восток). В настоящее время отрасль может строить суда и корабли всех типов водоизмещением до 100000 т. Среди предприятий отрасли имеются такие промышленные гиганты, как ФГУП «Севмашпредприятие», ОАО «Балтийский завод», ФГУП «Адмиралтейские верфи» и ОАО «Северная верфь». Общая численность работающих в отрасли стабилизировалась и составляет сейчас 200 тыс. человек.


Основу научно-технического потенциала судостроительной промышленности составляют 56 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, специализированных по основным направлениям НИОКР и проектных работ: - судостроение и кораблестроение — 21; - морское приборостроение — 22; - судовое машиностроение и электротехника — 13. Крупнейшим научным центром, не имеющим аналогов по кругу решаемых задач и оснащению, является ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» (Санкт-Петербург). Здесь определяются основные направления развития отрасли, облик и характеристики перспективных кораблей и судов, их мореходность, прочность, защищенность, экологическая, ядерная и радиационная безопасность. В состав института входят также проектное бюро «ЦКБ “Балтсудопроект”» и отраслевой центр стандартизации и сертификации НИИ «Лот».


В настоящий момент ниша российского судостроения — это максимально возможное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в судах и плавсо оружениях, в первую очередь, в судах ледового плавания и ледоколах, судах смешанного плавания, а также в технических средствах освоения шельфа, а на мировом рынке — наукоемкая, высокотехнологичная продукция: боевые корабли, подводные лодки, морское оружие, навигационные комплексы, системы автоматики, различные исследовательские комплексы. У российского судостроения имеется огромный опыт создания кораблей и судов всех типов и назначений. Существует серьезная потребность по обновлению флота и переориентации отрасли на гражданскую продукцию.


Крайне важной областью внутреннего рынка гражданского судостроения в ближайшие десять лет будет создание судов и технических средств для освоения уникальных месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России, оцениваемых в 100 млрд т в нефтяном эквиваленте. Стоимость освоения первоочередных месторождений оценивается в $15 млрд. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плавсооружений, приспособленных для работы в тяжелых климатических условиях. Среди них челночные и магистральные танкеры ледового плавания различной грузоподъемности, стационарные добычные и плавучие разведывательные и добычные платформы, разнообразные обслуживающие суда, включая буксиры-спасатели, плавучие терминалы, погрузочные буи и т.п. По нашему мнению, эти суда и плавсооружения должны проектироваться отечественными специалистами и строиться на российских верфях.


Понимание доминирующей роли судостроения для обеспечения геополитических и экономических интересов и поэтому необходимость в государственной поддержке лежит в основе отношения к национальному судостроению в ведущих морских странах мира. Все морские страны имеют систему экономического регулирования национального судостроения и судоходства, а по существу — систему серьезной экономической поддержки.


Особо заслуживает внимания тот факт, что многие страны субсидируют постройку судов на экспорт в размере до 30% стоимости судна. Кроме того, за рубежом для повышения конкурентоспособности национального судостроения используется государственное субсидирование техперевооружения верфей, чего не существует в России.


Россия, три четверти границ которой являются морскими, осуществляющая значительную часть экспортно-импортного грузооборота морскими судами и активно развивающая добычу нефти и газа на собственном морском шельфе, так же, как и другие страны, должна обеспечивать поддержку своего национального судостроения. Необходимо создать не какие-то особые, тепличные, а равные с зарубежными судостроителями экономические условия работы российских судостроителей.


В конце 2006 г. в правительство России был представлен разработанный ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова проект «Стратегии развития судостроительной промышленности». Цель Стратегии — создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности в составе крупных научных и производственных структур на основе структурных преобразований, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы.


Стратегия основывалась на трех основополагающих положениях: - определение ниши судостроительной промышленности в отношении номенклатуры морской техники; - выявление особенностей экономического функционирования отечественной судостроительной промышленности, ставящих ее в заведомо неконкурентные условия по отношению к зарубежной промышленности, подготовка соответствующих предложений; - разработка предложений по государственной поддержке усилий по ликвидации технологического отставания, поддержания научно-технологического потенциала и развития производственной базы. При этом отмечалось, что реформирование промышленности является фактором, способствующим выводу ее на более высокий уровень эффективности. В этих условиях необходимо было принятие политического решения. И оно было принято в виде ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Целью ее создания являются сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для ВМФ страны, а также развитие гражданского судостроения, освоение континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок. Указ о создании ОСК был подписан Президентом России В.В. Путиным 22 февраля 2007 г.


В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО «ОСК» и его дочерних и зависимых АО приняты: разработка, проектирование, производство, поставка, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области судостроения.


На правах дочерних акционерных обществ ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» пре дусмотрено создание региональных субхолдингов, 100% акций которых будут находиться в федеральной собственности: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск Архангельской обл.), «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток).


Теперь первоочередной задачей становится акционирование предприятий, после чего консолидация и перераспределение активов сможет пойти уже не административным, а рыночным путем. Для ускорения реализации этого решения необходима временная структура по решению вопросов акционирования предприятий. Если ограничиться лишь поручениями директорам — этот процесс может затянуться на годы.


В промышленности действует ряд обязательных для всех законодательных актов, например: - в области ядерной и радиационной безопасности; - в области инвентаризации и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности и др. Выполнение части этих работ возложено на структуры, не входящие в ОСК, например, на ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова». Вряд ли целесообразно создавать новые подразделения в ОСК. Можно делегировать эти функции нашему институту и другим подобным структурам.


Существует точка зрения о целесообразности включения в ОСК предприятий приборостроения. Такое решение можно было считать оправданным в советское время. Сегодня, при низких темпах сдачи кораблей, приборостроителей не загрузить. Нужно развиваться в межотраслевом плане, то есть приборостроители — это объект межотраслевой интеграции.


Структура управления ОСК должна исходить из того, что конкурентоспособной продукция может стать только на специализированных предприятиях, то есть на раздельных верфях для коммерческой гражданской продукции и Гособоронзаказа. В первом случае мы имеем «затратную» экономику (большая себестоимость — большая прибыль). Во втором случае — фиксированную цену. При этом себестоимость должна быть минимальной. Это не значит, что военные верфи не могут строить гражданские суда. Могут и должны. Но это будут госзаказы (атомные ледоколы, плавучие электростанции и т.п.) с той же «затратной» экономикой.


 

Особенности национальной стройки. Подконструкции вентилируемых фасадов: алюминий или сталь?. Мониторинг фасадных систем. «Альтернатива»: фасады «под ключ». Церковь Святой Екатерины: эпоха возрождения. «КНАУФ-Теплая стена» — современная система наружного утепления фасадов. Инновационные решения GEALAN.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved