Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


ПСК «Пулково»: казначейство в строительном холдинге


Казначейство любой компании отвечает за ликвидность и оптимизацию денежных потоков, краткосрочное и коммерческое кредитование, прогнозирование движения денежных средств, управление финансовыми рисками, финансовое моделирование, анализ исполнения бюджета поступлений и бюджета платежей, управление рабочим капиталом, формирование рекомендаций по финансовой стратегии и реализацию финансовой политики. Рассмотрим опыт налаживания работы казначейства в строительном холдинге «Промышленно-строительная корпорация «Пулково» (Санкт-Петербург).


Плюсы создания казначейства


Финансовая служба корпорации, в моем понимании, — подразделение, созданное в помощь финансовому директору и работающее на него. Казначейство — несколько более самостоятельный игрок, который активнее взаимодействует с нефинансовыми структурами корпорации (в первую очередь, со службами сбыта и снабжения, отделом продаж, строительным управлением). Наличие такого подразделения позволяет внедрять и реализовывать финансовую политику корпорации, вступившей в стадию зрелости (переход от роста за счет консолидации и новых поглощений к органическому росту и повышению производительности).


Казначейство, согласно финансовой политике ПСК «Пулково», — хранитель денег всех предприятий холдинга и гарант того, что корпорация выполнит все принятые на себя обязательства сегодня и в будущем. Для бизнеса и акционеров это обеспечение финансирования всех стратегических проектов и потребностей, для кредиторов — соблюдение установленных регулятивных правил и норм.


Более тесное сотрудничество с нефинансовыми структурами на горизонтальном уровне позволяет решать такую комплексную задачу, как управление рабочим капиталом.


Хранитель денег


Прогнозный бюджет поступлений и платежей формируется казначейством в режиме реального времени в разрезе дня, месяца, квартала, года и нескольких лет вперед, объекта, статьи, бизнес-направления, предприятия. Дни, месяцы, объекты, статьи поступлений и платежей, как каждого предприятия, так и консолидированные данные, анализируются в разрезе «план-факт». Часть функций дочерних предприятий централизована (продажи, инвестиционная деятельность, сбыт, снабжение). Поэтому есть возможность динамично управлять финансовыми потоками и затратами, делать их прозрачными.


И если, по стечению обстоятельств, той или иной службе или отделу понадобятся дополнительные финансовые ресурсы, то сначала следует доказать казначейству, что: лимиты были превышены в силу форс-мажорных обстоятельств — выросли цены, изменился инвестиционный план, возникла необходимость срочного ремонта; возможности для сокращения затрат в текущем периоде исчерпаны. Такая система заставляет соответствующие отделы и службы подумать над сокращением потребности в оборотных средствах и получать от поставщиков более выгодные условия поставок. В этом случае казначейство помогает выбрать схемы расчетов, которые наиболее эффективны и могут быть реализованы в необходимые сроки.


С коммерсантами ситуация симметричная — если видим провалы по выручке против прогноза на определенную дату бюджета (за месяц или другой период), то обязываем коммерческую службу и строительное управление увеличить выручку в других сегментах продаж или сократить дебиторскую задолженность.


Финансовые риски


Безусловно, казначейство — самое правильное подразделение в компании для управления теми финансовыми рисками, которые, с одной стороны, легко поддаются количественной оценке, с другой — зависят от наблюдаемых случайных процессов и величин.


Финансовое моделирование


Важная функция казначейства — финансовое моделирование. Есть две причины большого внимания к моделированию и прогнозированию: составление систематизированных прогнозов — один из способов выживания бизнеса в условиях неопределенности; компания, которая задумывается о привлечении новых инвесторов, должна иметь адекватную, надежную и устойчивую модель.


Правила игры диктуются рынком, а также деловой стратегией. Поэтому бюджеты составляются в первую очередь для того, чтобы подразделения могли выстроить отношения между собой заранее. А также для того, чтобы у финансового директора был ответ на вопрос, что он будет делать, если ситуация начнет развиваться по нежелательному сценарию. Поэтому мы всегда делаем два прогноза: оптимистический и пессимистический.


Внедрение финансовой или стратегической модели в компании не будет успешным, если проект не сопровождается персональной активностью и заинтересованностью со стороны топ-менеджмента. За моделирование в казначействе отвечает тот же человек, который руководит формированием регулярных бюджетных прогнозов. Таким образом, мы участвуем в стратегическом планировании компании. Это, несомненно, большая мотивация для подразделения, однако составлением моделей дело не ограничивается. Казначейство также участвует в разработке финансовой стратегии.


Основная задача финансовой стратегии — ответ на вопрос «как профинансировать все значимые проекты и при этом поддерживать устойчивое финансовое состояние?». Обрабатывая результаты финансовой модели, можно сделать первые выводы о достаточности денежных средств, динамике показателей, целесо-образности тех или иных инвестиций.


Продуманная финансовая стратегия должна обеспечивать достижение поставленных деловой стратегией целей (поддерживать бизнес-стратегию), а также содействовать максимизации стоимости компании.


Организация работы


Важно сделать работу казначейства системной и разработать единые правила для всех заинтересованных лиц. Такими едиными правилами являются: 1. Положение о казначействе корпорации. 2. Положение об учете обязательств и платежных средств. 3. Схема бухгалтерского (финансового), налогового и управленческого документооборота на предприятии. 4. Положение об управленческом учете.


Автоматизация казначейства


Качество исполнения платежей — один из основных внешних показателей текущей деятельности любой организации. Поэтому при автоматизации финансовой функции внимание необходимо уделить таким вещам, как: планирование движения денежных средств; управление кредитным портфелем; сбор информации о движениях и остатках по счетам; сверка оборотов и данных на конец периода; осуществление платежей.


С организационной точки зрения, функции казначейства исполняется в рамках одного подразделения — финансовой службы корпорации. Такой вариант означает единую точку пересечения всех денежных потоков, структуры и их дальнейшее перераспределение внутри предприятий холдинга.


В корпорации автоматизировано управление всеми финансовыми операциями, в том числе календарное планирование оплат и поступлений.


Теперь ответственный исполнитель или снабженец вносит в систему всю информацию о планируемых платежах или поступлениях в разрезе конкретных объектов, договоров с указанием номера счета, статьи бюджета, планируемых сроков оплат или поступлений, ответственного подразделения. На основе введенной в систему информации формируется заявка на платеж. Сотрудник казначейства видит в системе все заявки и может проследить источник их возникновения, а также изменения. Система проконтролирует, вписывается ли заявка в бюджет, и выдаст эту информацию финансисту и ответственному исполнителю. В удобной форме на основании платежного журнала сотрудник казначейства формирует платежный календарь (планирует оплаты и поступления) и затем готовит реестр платежей в разрезе расчетных счетов как отдельного предприятия, так и в целом по корпорации.


Информация из сформированных системой «реестров платежей» через механизмы интеграции попадет в группу (систему) «банк — клиент» для дальнейшей обработки. После поступления банковской выписки «бюджет поступлений» обрабатывается. Система запоминает связь «закупка — заявка на платеж — журнал платежей — бюджет платежей» и «продажи — счет на оплату — журнал поступлений — бюджет поступлений».


Автоматизация функций


Для управления всеми операциями по платежам и поступлениям используется программное решение собственной разработки «Платежи-заказы». Программа была разработана специально под специфику деятельности и структуру корпорации. Платежи осуществляются два раза в неделю (во вторник и четверг), в исключительных случаях в другие дни. В платежные дни по всем предприятиям корпорации производится 130–200 платежей. Такой подход дает возможность жесткого централизованного контроля всех поступлений и платежей холдинга, заявок подразделений или служб. Платежи проводятся через собственные бухгалтерии через систему «банк — клиент».


Качество расчетов


Одна из основных целей любого казначейства — обеспечение своевременности платежных операций. При этом важно знать, каковы остатки денежных средств на счетах компании, т. к. именно от их размера зависит возможность платежей — выдача заработной платы, платежи по кредитам, закупка материалов. Поэтому для эффективной работы казначейства необходим механизм планирования платежей. «Бюджет платежей» и «бюджет поступлений» формируются в режиме реального времени. Цель для многих финансовых директоров — в начале каждого месяца уже иметь план платежей и поступлений на месяц, квартал, год и т. д. Для этого необходим точный прогноз, который возможен только с помощью средств автоматизации.


Кроме того, желательно наличие механизма контроля лимитов платежей — для предотвращения превышения планируемых расходов. Все платежные документы и заявки визируются ответственным исполнителем, ответственным распорядителем (директором направления) и финансовым директором.


Все операции казначейства осуществляются через два банка. Многие компании работают, как правило, с 2–4 банками для получения у каждого лучшего продукта и минимизации рисков. С точки зрения автоматизации, это означает сложную структуру банковских взаимоотношений — использование нескольких систем «банк — клиент». Основное требование к ним — возможность видеть движение и остатки средств на счетах после проведения операций в режиме online.


Соответственно, чем сложнее структура системы «банк — клиент», тем труднее организовать информационный поток в текущем времени. Здесь также важна централизация, т. е. все счета предприятий должны быть видимы в режиме online, а для оперативности финансовых расчетов желательно еще и в одних и тех же банках. Наличие множества дочерних предприятий с расчетными счетами и кредитными линиями во многих банках никогда не даст реальной оперативной картины происходящего.


 

«Вента»: гарантированное качество. Художники в строительных спецовках. Окна «РОДС» — мы работаем для Вас. Качественные окна из немецкого профиля ARtec. Старые проблемы при внедрении нового оборудования. 9 баллов — это не предел. Трубопроводы нового поколения из ХПВХ. Поквартирное теплоснабжение в России.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved