Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


«Дружба» — дружбой, а служба — службой. О славном «вчера» и нелегком «сегодня» знаменитого нефтепровода


Общепринятое мнение об основной причине крушения СССР: его экономика была посажена на «нефтяную иглу». Когда же цены на нефть резко упали, то доходов от ее экспорта не стало хватать на неимоверные расходы, связанные с поддержанием военно-промышленного комплекса, идеологической доктрины, государственно-бюрократического аппарата, имперских амбиций (в том числе войну в Афганистане) и т. п. Олицетворением образа этой «нефтяной иглы» можно считать знаменитый нефтепровод «Дружба».


Советский Союз, одержав победу над фашистской Германией ценою жизней 30 миллионов своих граждан, получил в качестве компенсации новые территории и целый выводок государств-саттелитов в Восточной Европе. Правящие режимы в них поддерживались присутствием регулярных частей Советской Армии. В 1949 г. создается Совет Экономической Взаимопомощи, организованный в пику европейскому Общему Рынку.


Совет должен был демонстрировать преимущества социалистической модели хозяйства над капиталистической. Для создания этой иллюзорности не жалели никаких средств и материальных ресурсов, порой даже в ущерб внутренним потребностям. А жители стран «народной демократии» не очень-то желали быть облагодетельствованными, то и дело оказывая сопротивление. Для возрождения разрушенных экономик требовалась нефть, но наличием нефтяных месторождений из европейских соцстран могла похвастаться лишь Румыния, да еще Албания, которая в составе СЭВ числилась недолго. В декабре 1958 г. на Х сессии СЭВ в Праге группой заинтересованных государств было принято решение о строительстве магистрального трубопровода для перекачки сырой нефти из СССР в Чехословакию, Венгрию, Польшу и Восточную Германию.


Здесь позволю себе перенестись на сто лет назад — в год 1863-й. Как говорится в старом патриотическом анекдоте, Россия — родина слонов, это означает приблизительно следующее: все, что было когда-то изобретено на планете Земля, было придумано русскими мозгами. Это касается и идеи нефтепровода. В вышеупомянутом 1863 г., в период расцвета нефтяного бума, в Баку, в самом известном районе нефтедобычи — Шайтан-Базаре, побывал наш национальный гений Дмитрий Иванович Менделеев. То, что он там увидел, было зрелищем не для слабонервных. Тогда весь Баку был черным из-за того, что по его улицам перевозили нефть на бесчисленных арбах, в специальных кожаных бурдюках емкостью по 20–25 пудов. Последствия подобных перевозок известны — непроходимая, липкая, не высыхающая грязь повсюду: грязными были не только дома и деревья, но и люди, и домашние животные, и даже птицы. «Нефтяные промыслы остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума…» — это уже писал Максим Горький, который побывал там же в Баку, но чуть позже — в 80-е гг. Среагировал на это безобразие Д. И. Менделеев, как и положено гению: он сходу предложил построить трубопровод для перекачки нефти с мест добычи до нефтеперерабатывающего завода, что существенно, по его убеждению, сократило бы затраты на ее транспортировку, да и окружающая среда не столь бы загрязнялась. Но кто в России слушает гениев... А вот американцы через несколько лет проложили у себя такой трубопровод. В России же первый 12-километровый нефтепровод для товарищества «Братья Нобель» (по проекту инженера Владимира Шухова) был сооружен лишь в 1878 г.


Но вернемся в 1959-й. Страны СЭВ остро нуждаются в нефти. Доставка железнодорожным транспортом дорогостоящая, особенно если учесть, что в СССР и в странах Восточной Европы разная ширина железнодорожной колеи. Да и в обратную сторону эшелоны вынуждены возвращаться порожняком. Такими черепашьими темпами и с такими затратами мировую систему социализма не построить — нужен хороший, современный, оснащенный системами автоматики и телемеханики магистральный нефтепровод. И вот, наконец, 18 декабря 1959 г. в Москве подписано соглашение о совместном строительстве нефтепровода «Дружба» — для перекачки сырой нефти.


В соглашениях между странами-участницами этого строительства были определены обязательства сторон, предусматривавшие сроки создания нефтепроводов, порядок и размеры кооперации в обеспечении стройки материальными ресурсами. Часть поставок труб приняли на себя Германская Демократическая Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика и Польская Народная Республика. Выпуск агрегатов для насосных станций был организован в ГДР. Средства автоматики в значительном объеме должна была поставить Венгерская Народная Республика. Линейная и станционная арматура (задвижки, обратные клапаны и т. п.) — поставки ЧССР. СССР — основной поставщик труб большого диаметра, а также тяжелой землеройной и трубоукладочной техники, плюс общие проектные работы. Участки трубопровода, проходящие по территории государства-участника соглашения, являются собственностью этого государства.


В соответствии с решением Х сессии СЭВ советский институт «Гипротрубопровод» разработал генеральную схему нефтепровода, которая была рассмотрена постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности и рекомендована для утверждения всем государствам-участникам строительства. Эта схема в итоге и была принята за основу. Общая протяженность (согласно этой схеме) — 4665 км, наибольший участок на территории СССР от Альметьевска в Татарии через территории Куйбышевской, Ульяновской, Тамбовской, Пензенской, Орловской, Брянской областей до Мозыря в Белоруссии — общая труба длиной 1837 км, а затем в районе Мозыря труба разветвляется в двух направлениях: северном — через Брест и Польшу в Восточногерманский город Шведт-на-Одере и южном — через Ужгород до чехословацкой Братиславы с ответвлениями в районе города Шаги в сторону венгерского Будапешта и в сторону города Гневице (через Прагу). Длина нефтепровода от Мозыря до Бреста — 441 км, от Мозыря до Ужгорода — 726 км, на территории Польши — 675 км, на территории ЧССР — 836 км, в Венгрии — 123 км, в ГДР — 27 км. В районе белорусского города Унечи предусматривалось ответвление к Полоцку и далее к балтийским портам — в латвийский Вентспилс и литовскую Бутингу. С учетом этого ответвления общая длина всех участков нефтепровода — 5327 км (из них по территории СССР — 3688 км).Это абсолютный рекорд протяженности магистрального нефтепровода. (Для справки: крупнейший в США Трансаляскинский нефтепровод «Большой дюйм» в 2,5 раза короче, Трансаравийский нефтепровод — в 3,2 раза, нефтепровод «Средиземное море — Верхний Рейн» — в 7 раз).


Стройка началась 10 декабря 1960 г. на наиболее сложном участке трассы от города Броды до границы с ЧССР (325 км), проходящем через карпатские перевалы и ущелья (самая высокая точка трассы — 1100 м над уровнем моря), а также на 410-километровом участке от советско-чехословацкой границы до завода «Словнафт» в Братиславе. Почему именно здесь? Логика проста: пока идет строительство основного участка магистрали от поволжских мест нефтедобычи, можно поставлять нефть чехословацким друзьям комбинированным способом — довозить нефть по железной дороге до насосной станции Броды, а затем перекачивать ее по трубе через Карпаты.


13 октября 1961 г. произошла смычка советского и чехословацкого трубопроводов. На крутых склонах для прохода тяжелой техники были прорублены полки в скалах (около 35 км трубопровода уложено на полках), разработано при этом около 1 млн куб. м скальных пород, было также сооружено 175 подвесных мостов, в том числе через Днестр и Латорицу, 71 эстакадный мост через горные реки, 113 переходов в горах.


Первый состав с нефтью на станцию Броды пришел 26 декабря 1961 г. Естественно, был сильный, под 20 градусов, мороз, а как же иначе, да еще и обжигающий ветер. Нефть из цистерн вытекать отказывалась — лед намертво закупорил сливные клапаны. Их пытались греть паром, а по днищам цистерн дружно били палками… На обработку 24 цистерн потребовалось более суток, а норма — 2 часа на состав. А тут уже и второй стоит — дожидается своей очереди. Лиха беда начало! И вот он результат — 6 февраля 1962 г. первая нефть начала поступать в резервуары чехословацкой нефтеперекачивающей станции «Будковцы». Трудовая биография нефтепровода «Дружба» началась.


А тем временем на других участках будущей магистрали работа также кипела. Одновременно строились трассы: Шаги (Чехословакия) — Сасхаломбатта (Венгрия), Альметьевск — Куйбышев, Куйбышев — Сызрань, Сызрань — Пенза, Мозырь — Брест, Мозырь — Броды, Брест — Плоцк (Польша) — Шведт (Восточная Германия).


На участке Мозырь — Броды в условиях бездорожья и заболоченности работа была возможна только зимой, весной для тяжелой трубоукладочной техники приходилось использовать специальные понтоны для переправы тяжелых танков, находившиеся на вооружении Советской Армии. На участке Мозырь — Броды — Ужгород пришлось обварить более 150000 стыков.


Продолжение в следующем номере.


 

Компания «АЗЪ» — выравнивающие покрытия промышленного назначения. Сборный железобетон – одно из самых перспективных направлений развития строительных технологий. Объекты повышенной ответственности требуют качественных инженерных изысканий. Высотным зданиям в Санкт-Петербурге – надежный фундамент. Большие планы по развитию Большого порта. СЭНДВИЧ-ПАНЕЛИ «MAPRO» – МАтерия ПРОгресса. Мрамор из бетона — это возможно!.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved