Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


От модернизации транспортной системы страны к ее развитию


В новое Правительство России вошли настоящие профессионалы, кто зарекомендовал себя не только как умелый, грамотный специалист и талантливый менеджер, но и как чиновник, отличающийся государственным подходом к делу. Один из них — министр транспорта Игорь Левитин.


— Игорь Евгеньевич, во-первых, позвольте Вас поздравить с назначением на пост министра транспортного строительства в новом российском Правительстве, который возглавил экс-Президент Владимир Путин. Точнее — с переназначением, поскольку у Вас уже есть огромный опыт работы в этой должности.


— Спасибо.


— Еще на заседании «старого» Правительства, в конце апреля этого года, Вы изложили основные направления развития транспортной системы России на период 2010–2015 гг. Каковы они, если вкратце?


— Начну с того, что развитие транспортной системы Российской Федерации в период с 2010 по 2015 гг. будет осуществляться в полном соответствии с основным стратегическим документом транспортной отрасли — Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 г. Стратегия прошла широкое обсуждение, была одобрена Правительством Российской Федерации и утверждена приказом Минтранса России еще в 2005 г. В настоящее время Минтранс России завершает формирование Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.


В этом документе впервые нашел отражение важнейший принцип поступательного перехода от этапа модернизации к этапу развития транспортной отрасли как единого комплекса.


Напомню, что до недавнего времени транспортная политика государства реализовывалась исключительно на основе отраслевых подходов, что неизбежно привело к созданию дисбаланса в развитии отдельных подотраслей транспорта и неравномерности развития субъектов Российской Федерации.


На первом этапе реализации Транспортной стратегии основной задачей было не допустить в условиях недостаточного финансирования ухудшения состояния транспортной системы страны, ее деградации. Задача была — обеспечить потребности экономики в транспортных услугах в этот период, а также создать предпосылки для развития. Основным инструментом выполнения задач стратегии развития является, как известно, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы на период 2002–2010 гг.».


Ее реализация позволила остановить спад пассажирооборота и достичь ожидаемого роста прогнозного совокупного грузооборота по всем видам транспорта на 40%. Хочу отметить, что грузооборот в российских портах в 2007 г. даже превысил максимальный уровень времен Советского Союза.


Сегодня значительно возросла роль автомобильного транспорта, в том числе во внешней торговле. Доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40% против 18% в 2002 г.


За последнее время был реализован ряд важнейших инфраструктурных проектов, были завершены все долгострои и создана современная нормативно-правововая база. Можно сказать, что прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики стал 2007 г. В прошлом году принято более десяти федеральных законов, в их числе законы «О транспортной безопасности», «О морских портах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Это, безусловно, послужит базой для дальнейшего развития отрасли.


Тем не менее ряд системных задач, прежде всего по причине недостаточного финансирования, мы так и не смогли пока решить.


— И какие это задачи?


— Это прежде всего существующая региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. Это инфраструктурные ограничения роста. Кроме того, к ним можно причислить нарастающий износ основных фондов. А также низкую долю участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры.


Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов. Сорок тысяч населенных пунктов, где проживает более 3 млн. человек, не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие.


Следующей нерешенной задачей является наличие существенных инфраструктурных ограничений. Лимитирующие участки существуют на 30% протяженности основных грузообразующих железнодорожных линий. При сохранении существующих темпов развития железнодорожной инфраструктуры протяженность лимитирующих участков к 2015 г. может возрасти до 50%.


Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в пять раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. 29% протяженности дорог федерального значения работают в режиме перегрузки. Это, несомненно, является одним из факторов низкой конкурентоспособности транспортных коридоров. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского союза.


Особенно сложная ситуация сложилась в Московском транспортном узле, где почти 60% транспортной сети работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность.


Следующая нерешенная задача — нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта. Он составляет от 55 до 70%. Значительная часть парка подвижного состава и транспортных средств — это устаревшие модели с низкими техническо-экономическими характеристиками. Кроме того, требуют ремонта и реконструкции значительное число мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах. При этом более 60% протяженности федеральных трасс не соответствует нормативным требованиям.


Одна из причин слаборазвитой транспортной инфраструктуры — низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости. Это определяет необходимость участия государства в их реализации с применением принципов государственно-частного партнерства.


Чтобы решить все эти задачи, в соответствии с поручением Президента в ближайшей перспективе мы должны осуществить переход от этапа модернизации транспортной системы страны к этапу ее развития, основанному на принципах доступности, безопасности и эффективности. Речь идет о реализации инновационных проектов, формировании новых транспортных коридоров, внедрении эффективных транспортных технологий.


— Мы знаем, что сегодня Минтранс уделяет большое внимание петербургским объектам, прежде всего Кольцевой дороге. Этот важный объект тоже находится в поле зрения Президента и Председателя Правительства России. А какова судьба проекта скоростной автомагистрали Санкт-Петербург — Москва, которую Вы поддерживаете?


— Эта дорога пройдет мимо населенных пунктов, что позволит сократить время поездки между столицами на 1,5–2 часа. Это, кроме того, даст толчок и развитию придорожной инфраструктуры. Предполагается, что строить автомагистраль стоимостью более 240 млрд. руб. будут по принципу частно-государственного партнерства с финансированием государства и частных компаний 50 на 50. Причем, я считаю, что если строить будет один инвестор, то сооружение дороги займет пять лет, а если несколько, то больше. Проезд по дороге будет платным — от 1,2 рубля до 4 рублей за км в разных областях. Первый участок магистрали со стороны Петербурга пройдет до Тосно.


— Петербург — морская столица России. Недавно в городе на Неве завершил работу VI Конгресс Международной ассоциации капитанов портов, в котором Вы принимали участие. И даже выступили с докладом. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития российского морского транспорта?


— Перспективы, я считаю, оптимистичные. Президент России и Правительство страны уделяют очень серьезное внимание вопросам развития морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры. В нашей стране с участием морского транспорта осуществляется до 60% внешнеторгового оборота. Отсюда важность морских перевозок, которые, как указал в своем послании Президент России Федеральному Собранию, нуждаются в устранении ограничений инфраструктурного характера. То есть, иными словами, в развитии портовой инфраструктуры.


Судите сами. Объем перевалки грузов в морских портах России в 2007 г. увеличился по сравнению с 2006 г. на 7,2% и составил 451 млн. т. За период с 2000 по 2007 гг.


объем грузопереработки в 62-х портах страны увеличился более чем в два раза, превысив максимальный суммарный грузо-оборот всех портов Советского Союза по состоянию на 1992 г.


— Среди основных вопросов повестки дня конгресса были вопросы безопасности мореплавания. Что у нас делается в этой сфере, включая сотрудничество с зарубежными странами и партнерами?


— Важным дополнением к международным требованиям в этой сфере стало принятие в прошлом году Закона «О транспортной безопасности». В ноябре 2007 г. вступил также в силу Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации», предусматривающий ряд принципиальных нововведений. Так, он закрепляет цели государственного регулирования деятельности в морских портах (обеспечение безопасности, комплексного развития, равного доступа к услугам и др.), а также способы его осуществления; определяет порядок установления и изменения границ акватории и территории морского порта. Закон о портах также устанавливает систему административно-властных государственных функций в портах, в том числе в части обеспечения безопасного плавания и стоянки судов. В соответствии с законом капитан порта возглавляет администрацию морского порта и фактически является основным представителем морских властей в порту.


— За последнее время во всем мире получили развитие различные технические средства обеспечения безопасности мореплавания. В том числе спутниковые навигационные системы. У нас они тоже применяются?


— Уже несколько лет успешно эксплуатируется межгосударственная система мониторинга судов в Балтийском море в рамках международной организации ХЕЛКОМ, в дополнение к которой функционирует трехсторонняя (Россия, Эстония, Финляндия) система судовых сообщений в Финском заливе ГОФРЕП. В заливе Петра Великого создана региональная система управления движением судов на основе интеграции систем СУДС, АИС и ГМССБ, которая охватывает все важнейшие порты Приморья. Ведется работа по созданию региональной системы мониторинга судов на основе АИС в Черном море.


В России работает глобальная автоматизированная система мониторинга и контроля за местоположением судов в мировом океане «Виктория», основанная на определении места судна при помощи спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Система «Виктория» станет основой для создания национального российского сегмента глобальной системы дальней идентификации и контроля движения судов, внедряемой на обязательной основе Международной морской организацией в 2008–2009 гг.


Учитывая достижения России в этой сфере, Комитет по безопасности на море ИМО принял предложение Минтранса России о создании в России глобального резервного сервера для обмена данными в системе дальней идентификации и контроля движения судов.


Мы понимаем, что технические средства обеспечения безопасности мореплавания не стоят на месте, появляются новые методы обнаружения судов, эксплуатирующаяся в настоящее время техника требует замены и модернизации. Морская составляющая проекта Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010–2015 гг.)» предусматривает строительство новых и реконструкцию действующих объектов систем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации, станций приема и обработки информации Международной системы поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ».


В нашей стране уделяется серьезное внимание непрерывному контролю за состоянием российских судов, их соответствием международным требованиям. У нас создана система государственного контроля за судами, включая инспектирование судов службами капитанов морских портов, автоматизированный учет результатов инспектирования и принятие мер к нарушителям. Созданы и успешно эксплуатируются на протяжении ряда лет два международных информационных центра государственного портового контроля (для Азиатско-Тихоокеанского и Черноморского регионов). Благодаря мерам, предпринятым Минтрансом России, по итогам 2006 г. Россия как государство флага включена в «белый» список Токийского меморандума, и по итогам 2007 г. получен подобный результат в Парижском меморандуме.


 

Новые успехи питерского «Метростроя» на строительстве КЗС. Навесной фасад: пальто для дома. Нерудные строительные материалы: тенденция к увеличению спроса. СВОБОДНАЯ НЕФТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕПРОВОДОВ РОССИИ. Управление отходами: вчера, сегодня, завтра. Что такое тишина и как ее построить?. Некоторые аспекты экологии жилищного строительства.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved