Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Дорожное строительство: на острие проблем


Финансовый кризис «заморозил» стройки; ледяное дыхание чувствуется и в других отраслях. Но… обратимся к истории, которая, как известно, «учительница жизни». В частности, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Сергей Ковалев говорит: «Дороги — это инфраструктурная отрасль, и многие страны в условиях кризиса наоборот переключали ресурсы — и материальные, и людские, и финансовые — на развитие дорог». Каковы же проблемы дорожно-строительной отрасли России?


Освоим мировой опыт?


«Учитывая, что геополитическое положение России очень выгодно, т. к. это кратчайший транзитный мост, соединяющий Юго-Восточную Азию с Европой, — развитие дорог может в перспективе давать весьма и весьма весомые валютные поступления. Если подходить с этих позиций, безусловно, можно найти ресурсы для развития дорожной отрасли», — считает Сергей Ковалев.


Обратимся к опыту «великой депрессии» в США. В 1925 г. был принят закон о федеральной помощи в строительстве дорог (Federal-Aid Highway Act), во исполнение которого создавалась новая система скоростных магистралей, переданная в подчинение отдельных штатов, а не частных компаний.


В конце 1930-х гг. правительство США впервые разработало план создания общефедеральной системы скоростных дорог. Легенда гласит: на карте Штатов президент Рузвельт нарисовал три линии, пересекавшие страну вдоль, и еще три — пересекавшие ее поперек, и предписал Бюро общественных дорог (Bureau of Public Roads) незамедлительно приступить к сооружению этих шоссе.


В 1938 г. был принят закон о федеральных магистралях (Federal Highway Act), согласно которому Бюро общественных дорог было указано изучить перспективы создания сети платных магистралей. По замыслу разработчиков, все штаты должны были иметь прямой доступ к этой дорожной системе.


Надо ли говорить, что для нашей страны с ее извечной «бедой» подобные проекты до сих пор — область мечтаний! Каковы же нынешние проблемы дорожно-строительной отрасли России? Какие предлагаются решения?


Вопросы качества


Главный технолог ЗАО «ВАД» Михаил Костильов полагает, что в современных условиях необходим системный подход к качеству: «Первая составляющая такого подхода — качественные материалы и конструкции; вторая составляющая — современные общестроительные и дорожные машины; третья — наиболее эффективные технологии выполнения отдельных работ и операций; четвертый компонент — современный уровень норм на качество, бескомпромиссный и жесткий лабораторный контроль качества материалов; наконец, пятое — профессионально подготовленные и технологически дисциплинированные кадры. Игнорируя хоть один из этих элементов, надлежащего качества не получить».


Большую роль в вопросах повышения качества строительства играют взаимоотношения заказчика и подрядчика. Так, по словам президента Ассоциации дорожников Москвы, заслуженного строителя РФ Леонида Хвоинского, совершенствование взаимоотношений заказчика и подрядчика представляет триединую задачу, включающую в себя организационно-правовую и нормативную базы, развитие конкурсного государственного заказа на дорожные работы, повышение уровня организации производственной деятельности дорожного хозяйства.


В ходе недавнего заседания экспертного совета Государственной Думы, в котором принимали участие в том числе и представители Федеральной антимонопольной службы, в качестве одного из вопросов была рассмотрена оценка эффективности использования бюджетных средств на дорожное строительство. Леонид Хвоинский считает: «Форма аукциона, на взгляд всех присутствующих, кроме представителей антимонопольной службы, — та форма, которая в сегодняшних условиях не позволяет рационально и экономно использовать средства федерального бюджета». Как подчеркнул Леонид Хвоинский, «некоторые регионы уже перешли на эту форму проведения торгов, и уже есть примеры, когда цена понижается на 30% и даже на 50%. Конечно, в таких условиях построить качественный объект ни одна организация не сможет».


Подрядные отношения имеют ряд отличий, связанных с тем, что потребителями «продукции дорожного хозяйства» выступают заказчики, которые имеют разную форму собственности. «Отличительная особенность дорожного комплекса — наличие масштабных целевых государственных программ и соответствующее финансирование дорожных объектов, в том числе с участием Банка реконструкции и развития».


Новые технологии — новые расценки


Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза экспертов России Виктор Зозуля полагает: большую проблему представляет оценка затрат на строительство. Нет специалистов, которые бы занимались обследованием инновационных решений, начиная от конструктивной части. Отсутствуют нормативы для оценки работ с применением новейших материалов и технологий, машин и механизмов.


К сожалению, у наших производственников нет инструментов оценки; по сути, нормативная база СНиПов застыла на уровне 50–60-х гг. прошлого века, нормативы рассчитаны для старых материалов. Сегодня появились уникальные технологии. Нужны инструменты для того, чтобы разработать новую калькуляцию для строителей.


Действительно, строители все чаще обращаются к применению новых материалов и технологий. Свежий пример: при реконструкции площади Победы в Великом Новгороде дорожники группы копаний «Акрос» применяли не только современные машины и оборудование, но и улучшающие качество асфальта добавки нового поколения.


Группа компаний «Ассоциация по сносу зданий» активно испытывает новое инновационное оборудование и технологии — ALLU-систему стабилизации. Новая финская технология с 2001 г. активно используется во многих странах мира и представляет собой быстрый и эффективный, экологически безопасный способ увеличить прочность мягкого грунта: заболоченных территорий, глины, торфа, грязи и т. п. — путем насыщения их различными добавками на основе цемента. Результат: монолитное основание, пригодное для всех видов строительства, в том числе и строительства дорог.


Для системы дорожного хозяйства крайне важна и проблема вибрации, это основной фактор разрушения дорожного покрытия. «Выход — в повышении качества битума, создании новых его модификаций путем добавления различных наполнителей, — говорит начальник лаборатории ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» Геннадий Матвеев.— И такой опыт в нашей стране уже есть: в Сибири успешно применяются американские технологии, при которых асфальт укладывается в несколько слоев». При совершенствовании конструкций «дорожной одежды» чрезвычайно важно применять вибропоглащающие слои, а также цепляющие покрытия; промежуточный же слой, по мнению докладчика, наиболее эффективно укладывать с армирующей сеткой.


Теоретически и практически доказано, что от свойств нефтяного битума напрямую зависит долговечность дорожного покрытия, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Испытательный центр — Дорсервис» группы предприятий «Дорсервис» Татьяна Худякова. — Износ дорог связан с ростом интенсивности и грузонапряженности движения и, безусловно, использованием шипованой резины, которая оказывает в большей степени разрушающее воздействие, чем резина обычная. На автомобильных дорогах других стран ситуация складывается аналогичным образом». По словам Татьяны Худяковой, с 2001 г. строители организации стали применять полимерные битумовяжущие материалы, и «практика подтвердила, что это незаменимо на таких объектах, как мосты и эстакады, где особенно проявляется специфика разрушающего воздействия транспорта».


Итак, специалисты отрасли ведут активный поиск путей повышения качества. Вопрос, на наш взгляд, упирается в то обстоятельство, что дорожное строительство не может выйти за рамки госзаказа, здесь крайне востребовано именно государственное регулирование.


А значит, необходимы не только финансовые и интеллектуальные ресурсы, но и воля высших должностных лиц. Впрочем, определенные подвижки уже происходят: Министерство транспорта РФ готовит программу по трудоустройству граждан, потерявших работу, на временные работы по ремонту и строительству дорог, сообщил глава министерства Игорь Левитин. Выступая 10 декабря в Госдуме, он заявил, что у Минтранса есть «уникальная возможность дать таким людям работу, такую программу мы готовим и в ближайшее время предложим ее правительству РФ».


По словам министра, особый упор будет сделан «на те регионы, где большое количество людей, у которых проблемы с поиском работы». Игорь Левитин также сказал: «Мы будем просить Госдуму и правительство внести изменения в законодательство, чтобы для этого можно было оперативно перебрасывать субсидии из нашего источника и из региона в регион».


 

Свой юбилей город мечтает встретить с чистым лицом. Гидротекс — новое поколение гидроизоляционных материалов. Пять лет на строительном рынке Петербурга. Сухие смеси «LITOkol» получили подмосковную «прописку». Компания «Отли» приобрела немецкий акцент. Инвестиционные проекты российских регионов. Каталог-справочник. Водяные «теплые полы»... Новое о забытом старом.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved