Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ КОММУНАЛЬНОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ


Сжигание природного газа как экологически чистого вида топ­лива должно быть максимально приближено к потребителю, что позволяет минимизировать транс­миссионные и распределительные поте­ри тепловой энергии.


Достигнуть этого можно путем широ­кого внедрения автономного и поквартирного теплоснабжения, позволяющего повысить энергетическую эффектив­ность до 85 и 92% соответственно вме­сто существующей при централизован­ном — 55–60%.


Для осуществления этой задачи при реализации программы газифи­кации регионов России должна быть принята идеология максимальной автономизации источников коммунального теплоснабжения путем реконструкции действующих (в том числе и подваль­ных) и строительства новых, полностью автоматизированных, без обслуживаю­щего персонала, автономных источни­ков тепла (крышных, встроенных, при­строенных) с количественным регулиро­ванием отпуска тепла. Они могут быть гармонически встроены в архитектурный облик района, здания.


Как показали расчеты по проекту ав­тономного теплоснабжения эксперимен­тального жилого района Куркино в Моск­ве, единовременные капитальные вло­жения на источники тепла (котельные) сокращаются почти на 30%, на тепло­вые сети — в 3,4 раза, почти на 50% уменьшается годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снижает­ся в 2,5 раза .


При этом повышается надежность, безопасность и комфорт­ность обеспечения теплом потребите­лей. Создаются условия для ввода в дей­ствие системы теплоснабжения к сроку ввода жилья и объектов соцкультбыта без замораживания огромных капиталь­ных вложений в РТС и сети. Во многих случаях и с опережающими темпами.


Однако это не просто уменьшение мощности источника тепловой энергии и приближение его к потребителю. Это в первую очередь возможность использо­вания энергосберегающих технологий во всей цепочке: выработка — транспор­тировка — распределение и потребление тепла. Это переход на принципиально новую систему количественно-качественного регулирования, обеспечивающего сов­падение по времени режимов выработ­ки и потребления тепла с наименьшими потерями и затратами. Таким образом автономное теплоснабжение обеспечивает повышение энергетиче­ской эффективности до 0,8–0,85 против 0,5–0,55 при централизованном.


Желательно, чтобы ми­ни-котельная была не традиционным зданием промышленного типа из строительных конструкций или контейнера, а органи­чным дополнением к архитектурному об­лику жилой застройки, лучше без от­дельно стоящей дымовой трубы. Послед­нее имеет большое значение для ком­мерческой привлекательности жилья, поскольку жильцы как правило не долж­ны видеть и слышать источник тепло­снабжения.


Такие решения автономного тепло­снабжения могут успешно реализовы­ваться при строительстве новых, а так­же при уплотнении существующих рай­онов массовой жилой застройки, имею­щих дефицит мощностей по источникам тепла. Для проектирования подобных источ­ников Москомархитектурой при участии института и других исполнителей выпу­щено руководство по проектированию.


Строительство автономных источни­ков непосредственно в жилой застройке определяет высокие экологические и са­нитарно-гигиенические требования к ис­пользуемому оборудованию, материалам и технологиям.


Экологически чистые горелки с низ­кой эмиссией Nох, малошумные вентиля­торы и насосы со встроенным частот­ным регулированием отечественная про­мышленность не выпускает. Не освоено производство надежных средств авто­матического регулирования и управле­ния, способных обеспечить эксплуатацию без обслуживающего персонала. Огра­ничен типоряд котлов отечественного производства. Указанные причины и ряд других се­годня обусловливают необходимость использования оборудования импортно­го производства.


Кроме того, в процессе реализации проектов автономного теплоснабжения отдельных жилых районов и застроек крупных жилых массивов могут быть ре­шены вопросы резервирования системы газоснабжения сжиженным природным газом, установки хранения которого мо­гут быть использованы как автозапра­вочные станции.


После экспериментальной проверки в Куркино вполне реальна сборка авто­номных источников тепла на основе эко­логически чистых каталитических устано­вок с практически нулевой эмиссией Nох, что позволяет иметь котельную без ды­мовой трубы.


Однако при всех положительных экономических, экологических и техниче­ских результатах строительства автоном­ных источников тепла реализовать прак­тически эти преимущества не удается, если строительство осуществляется за счет региональных бюджетных средств, да зачастую эта ситуация повторяется и при частном инвестировании. Причина — действующие экономические зако­ны, ведомственные положения надзорных органов, ценовая политика. Поэтому для автономных источников очень трудно определить балансодержателя, их нельзя передать ни в аренду, ни в лизинг частной эксплуатирующей организации.


Во многих регионах страны проявля­ется заинтересованность во внедрении энергоэффективной технологии поквартирного теплоснабжения для многоэтаж­ных жилых домов. В ряде городов: Смо­ленске, Серпухове, Санкт-Петербурге, Брянске, Невинномысске, Чебоксарах, Якутске, Белгороде и др. — построены и проектируются жилые дома до 10 эта­жей с поквартирной системой тепло­снабжения.


Система, бесспорно, позволяет использо-вать наиболее эффективный ме­ханизм энергосбережения в рыночных условиях:


• потребитель сам определяет объем потребления энергии в зависимости от экономических возможностей и физиологических потребностей;


• потребитель оплачивает только ту часть энергии, которую он фактически употребил;


• в какой-то мере решаются организационно-правовые проблемы, присущие автономному теплоснабжению, исключая из игры монопольные структуры.


Проведенные институтом расчеты и эксперименты показывают, что устанавли­ваемый сегодня федеральным стандартом уровень платежей населения за тепло в сис­теме централизованного теплоснабжения может обеспечить 100% оплату затрат поквартирного теплоснабжения даже при ус­ловии установления промышленного тари­фа за газ, избавляя бюджет от «черной ды­ры» дотаций за тепловую энергию (рис. 1).


Однако широкое распространение поквартирного теплоснабжения в Рос­сии сдерживается пока еще недостаточ­ным опытом проектирования и строитель­ства таких систем с организационно-пра­вовыми взаимоотношениями потребите­ля со всеми участниками проекта. Отсутствие нормативной базы проек­тирования и научно-обоснованных мето­дов расчета может в какой-то степени компенсироваться научно-техническим потенциалом института, изучением и внедрением зарубежного опыта, кото­рые закладываются в Технические усло­вия (ТУ) проектирования и строительст­ва поквартирного теплоснабжения, являющиеся основой разрабатываемой институтом нормативной базы. Но блоку проблем организационно-правового ха­рактера, обеспечивающего в первую очередь безопасность, надежность и комфортность системы, пока не уделяет­ся должного внимания.


В первую очередь это касается во­просов осуществления надзора за безо­пасностью. Известно, что Госгортехнадзор по своему статусу не осуществляет надзо­ра за безопасностью использования га­за в быту. Ранее эту функцию несли соответст­вующие службы райгазов, горгазов, облгазов, которые, в свою очередь, нахо­дились в жилищно-коммунальной сфере.


С уходом этих структур в ведение Газпрома в жилищно-коммунальном сек­торе большинства субъектов федерации нарушилась система надзора за исполь­зованием газа в быту. Этого нельзя до­пустить при эксплуатации поквартирной системы теплоснабжения.


Практика разработки ТУ на проекти­рование показывает, что при всей общности технических вопросов всякий раз возникает много частных проблем, которые не имели места в предыдущем проекте. Это и вопросы обогрева лест­ничных клеток и подвальных помеще­ний, отопление и вентиляция нежилых встроенных помещений, размещение, конструирование и материал дымоотво­дов, удовлетворение повышенного спроса на горячее водоснабжение элит­ных квартир, размещение газовых счет­чиков и трассировка газопроводов и многое др. К сожалению, сегодня прихо­дится сталкиваться с проблемой, как приспособить систему квартирного теп­лоснабжения к существующему архитек­турно-строительному проекту жилого до­ма. Должно быть наоборот: жилой дом должен проектироваться с системой квартирного теплоснабжения, а приспособление должно остаться только для реконструк­ции существующего жилого дома, все жильцы которого согласны перейти на квартирную систему теплоснабжения и готовы инвестировать этот проект при льготном кредитовании и налогообложе­нии местных властей.


К тому же не развита сеть сервисного об-слу­живания, отсутствует система подготов­ки, аттестации, аккредитации сервисных центров и надзора за их работой. Создающиеся сервисные центры за редким исключением разбиваются на звенья: газ, теплогенератор, дымоудаление, сис­тема отопления и горячего водоснабже­ния — все это отдельно, что вообще не приемле­мо для потребителя и не практикуется за рубежом.


Требуется очертить и юридически за­крепить организационно-правовые взаи­моотношения потребителя со всеми за­интересованными сторонами, в том чис­ле его собственные обязанности и ответ­ственность за безопасное содержание и эксплуатацию оборудования, представ­ляющего потенциальную опасность.


Без глубокой и достаточной прора­ботки и принятия необходимых мер, обеспечивающих безопасность, надеж­ность и комфортность для потребителя, энергоэффективная технология поквартирного теплоснабжения может поте­рять свою привлекательность, как это сейчас происходит в некоторых регио­нах с автономным теплоснабжением. Более того, эта технология может соз­дать серьезную угрозу безопасности среды обитания человека. А если это приведет к аварийным случаям — к полному ее запрету.


В этой связи заслуживает всяческой поддержки инициатива администрации Белгородской области, которая пошла на разработку Временных ТСН и созда­ние экспериментального полигона для отработки всех технических, экономиче­ских, экологических вопросов и реше­ния организационно-правовых проблем.


Институт, разработав ТСН (они заре­гистрированы в Госстрое), готов оказать всемерную поддержку в реализации это­го проекта. Хотелось бы надеяться, что и Госстрой одобрит эту инициативу, ока­жет содействие. Более того, по результа­там белгородского эксперимента долж­ны быть разработаны технические требования на производство отечествен­ных настенных котлов с герметичной топкой, могущих составить достойную конкуренцию импортным котлам.


Должна быть разработана единая го­сударственная техническая политика ис­пользова-ния природного газа, в том чис­ле сжиженного природного газа (СПГ), и в системе коммунального теплоснабже­ния с созданием экономического меха­низма заинтересованности внедрения энергосберегающих технологий в систе­му коммунальной теплоэнергетики, в том числе за счет частных инвестиций и средств потребителей, позволяющих превратить систему из «черной дыры» в систему без дотаций и субсидий.


Для потребителей, газификация ко­торых затруднена из-за сложности про­кладки газопроводов, за рубежом широ­ко используется технология производст­ва, транспортировки и хранения сжи­женного природного газа.


Использование жидкого и твердого топлива как экологически небезопасных видов должно быть определено только на крупных централизованных источни­ках тепла. Причем для твердого топлива воз­можно строительство установок газифи­кации.


Но и в этом случае должны быть использованы вышеприведенные новые технологические решения в звене транс­портировки-распределения и системах потребления тепловой энергии.


Пересмотр государственной полити­ки использования природного газа в коммунальном теплоснабжении по пере­довым технологиям позволил бы в бли­жайшие 2–3 года изменить структуру то­пливного баланса в этой сфере и почти в 2 раза сократить непроизводительные потери, сгладив социальную напря-жен­ность реформирования ЖКХ.


Наряду с разработкой и установлени­ем федеральных качественных и удель­ных стандартов необходимо создать ус­ловия для проведения единой технологи­ческой политики в области внедрения передовых технологий в коммунальное теплоснабжение и создания правового экономического механизма заинтересо­ванности всех сторон во внедрении и ис­пользовании энергосберегающих техно­логий (вместо субсидий и дотаций — льгот­ные кредиты и льготное налогообложе­ние), перестроить коммунальное тепло­снабжение из «черной дыры» бюджета и средств населения в выгодный для всех бизнес.


 

Как сделать участие компании в строительной выставке более продуктивным. Cовременный укрывной материал для строительства. "Теплый" кирпич Потанинского завода "Полистром". В Голицыно за кирпичом. Быстровозводимые здания из сэндвич-панелей. Гонки по вертикали. Принцип "одного окна".


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved